Проблемы документооборота и налогообложения в цифровой среде были рассмотрены в ходе круглого стола, инициированного Ассоциацией компаний информационных технологий (АКИТ).
Круглый стол «Налогообложение и документооборот при совершении сделок в цифровой среде» состоялся 11 мая 2017 года в столичном Президент-Отеле. В нем приняли участие депутаты Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и других органов государственного управления, а также представители крупнейших IT-компаний и ведущие эксперты отрасли. Круглый стол состоялся при поддержке компаний: СООО «Гейм Стрим», ЗАО «Кьюликс Системс», ИООО «Эксадел», ООО «Элко Телеком», АПС «Бизнес-инфо» и cakes.by.
Участники мероприятия обсудили данные апрельского исследования АКИТ, направленного на выявление наиболее острых вопросов в сфере документооборота и налогообложения отрасли, заслушали доклады спикеров, представляющих крупнейшие юридические, консалтинговые, аудиторские и IT-компании, а также провели сравнительный анализ систем налогообложения и документооборота сделок в цифровой среде, действующих в странах ближнего и дальнего зарубежья. Исследование было проведено АКИТ в апреле 2017 г. Согласно его результатам абсолютное большинство компаний высказались за необходимость совершенствования системы налогообложения и документооборота, оценив правовой режим оборота готовых решений ПО и услуг в цифровой среде лишь на 2.9 баллов из 10 возможных.
Как отметил Дмитрий Ананьев, Генеральный директор АКИТ: «в Беларуси созданы уникальные условия для реализации аутсорсинговой модели IT-бизнеса. Однако, для дальнейшего роста IT-сферы, в частности развития компаний продуктовой модели и экспорта готовых решений, важно совершенствование законодательства. Подчеркну, что АКИТ не призывает к введению льгот и преференций. Речь идет об устранении пробелов и барьеров в правовом регулировании. В настоящее время большинство продуктовых IT-компаний, ориентированных на работу не только внутри страны, вынуждены переносить часть производства и офисы в другие страны, с более понятным и прозрачным регулированием сделок».
В рамках Круглого стола была подчеркнута необходимость работы с документами в электронном виде, с наличием необходимых реквизитов. Выступавшие спикеры отмечали, что в настоящее время большинство международных компаний, осуществляющих деятельность в цифровой среде, в принципе не практикуют ведение документооборота на бумажных носителях. И заключить с ними договор в простой письменной форме порой практически невозможно. К примеру, не заключают договора об оказании услуг на бумаге такие контрагенты как Apple, Google, Facebook и др. Так что при необходимости проведения крупной PR-акции в социальных сетях белорусская компания либо будет вынуждена отказаться от рекламы, либо ей придется искать посредников.
«В соответствии с действующим законодательством, в случае нарушения простой письменной формы внешнеэкономической сделки, последняя признается недействительной и ничтожной», - отметил Василий Бабарико, менеджер в области налогообложения и права ООО «Эрнст энд Янг». А это может привести к обращению всех полученных в ходе сделки материальных средств в доход государства.
Вторая острая проблема, рассмотренная в ходе работы Круглого стола, - необходимость, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, получения от иностранного контрагента документа, подтверждающего получение или оказание услуг на бумажном носителе с «синей мокрой печатью». Иностранные контрагенты в большинстве случаев даже не знают о необходимости создания еще одного документа на бумаге, который был бы подписан и закреплен печатями двух сторон. На практике даже государственные органы сталкиваются с невозможностью получения таких документов при бронировании гостиниц (ресурс booking.com и др.).
Участники мероприятия обсудили также вопросы квалификации передачи кода на использование программного обеспечения, которая на сегодняшний день рассматривается как товарная операция, что влечет за собой необходимость правильного документооборота с точки зрения белорусского законодательства: формирования складских запасов, контроль отгрузки многобуквенных кодов. Дело в том, что компьютерные программы не продаются на дисках или в коробках. Как правило, пользователю просто передается право доступа в виде ключа (цифро-буквенного кода), который активирует доступ к программе. И если организация покупает и продает условно 1000 кодов, то сталкивается с необходимостью оформления 1000 актов с «живыми» подписями и печатями на бумажном носителе!
«При отсутствии таких актов, согласно Указу №488, сделка будет признана ничтожной, а полученные при этом денежные средства (несмотря на то, что выручка уже была налогооблагаемой!) будут признаны внелицензионным доходом. То есть - включены в налоговую базу для доплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, если НДС применим, - отметила Светлана Грицук, директор по вопросам налогообложения и права, ООО «Эрнст энд Янг». - Кроме того, организация заплатит штраф».
Согласно п.4 ст. 12.17 КоАП Беларуси реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых сопроводительных документов в предусмотренных законодательством случаях) влечет штраф до 50 базовых величин с конфискацией̆ выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации. Согласно ст. 12.1, за нарушение порядка ведения бухучета предусмотрен штраф от 4 до 20 базовых величин.
Участники Круглого стола также подчеркнули необходимость увеличения сроков завершения внешнеэкономических сделок, поскольку в связи с обычаями делового оборота в странах-партнерах по внешнеэкономической деятельности используются более продолжительные интервалы для завершения сделок. С этим связана проблема определения момента фактической реализации имущественных прав для целей налогообложения НДС и налогом на прибыль. Дистрибьюторы и реселлеры работают по сублицензионным договорам и, в случае поступления предоплаты, в соответствии с нормами законодательства, должны учесть ее в составе налогооблагаемой базы для целей исчисления НДС и налога на прибыль. При этом фактически до завершения сделки прибыли нет - есть только убытки. С точки зрения НДС возникает проблема с выставлением электронных счет-фактур покупателю, а с точки зрения налога на прибыль - временной лаг между признанием расходов соответствующим полученным доходам. Поэтому эксперта предлагают рассмотреть такой вариант: определять момент фактической реализации имущественных прав по дате оформления акта приема-передачи.
Как отметили участники дискуссии, все эти проблемы приводят к значительным затратам на администрирование процессов документооборота в цифровой среде и юридической ответственности добросовестных субъектов хозяйствования. По этому поводу депутат Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь Владислав Щепов заявил, что «согласованные предложения участников Круглого стола, при соответствующей поддержке и обосновании, могут быть учтены при изменении законодательства. Ассоциацией компаний информационных технологий, с учетом результатов работы Круглого стола, будут выработаны конкретные предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь и в течение месяца будут направлены для рассмотрения в Палату Представителей Национального собрания Республики Беларусь.