Вместо денег белорусским банкам предлагают неликвидные бумаги убыточных предприятий.
Постановлением Совмина №98 от 19 февраля правительство «определило позицию представителей государства» в органах управления ОАО «СБ «Беларусбанк» об освобождении ряда предприятий от имущественной обязанности по погашению задолженности по кредитным договорам. Проще говоря, банку предложено списать задолженность ЗАО «АСБ-Агро Новатор», КУСП «Экспериментальная база «Тулово», ОАО «Оршанский комбинат хлебопродуктов» и сельскохозяйственных унитарных предприятий «Липовцы» и «Ловжанское» в общей сложности в размере 18 млн рублей.
Как это будет происходить - пока непонятно. Возможно, по аналогии с долгами ОАО «Пинское промышленно-торговое объединение «Полесье» и ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат», которым Белагропромбанк списал более 13 млн руб. суммарно взамен на акции этих предприятий (постановление Совмина от 17 февраля 2021 года №94).
Примерно пять лет назад в Беларуси развернулась масштабная программа модернизации предприятий. Планировалось увеличить их эффективность за счет нового оборудования, которое закупалось зачастую без детального анализа рынка. В результате некоторые предприятия после модернизации не только остались убыточными, но и с большими долгами, в том числе валютными. Расплачиваться по этим долгам сегодня они не в состоянии. В бюджете лишних денег тоже нет, хотя часть долгов и была гарантирована государством.
По некоторым данным, по итогам 2020 года суммарная долговая нагрузка реального сектора экономики в стране оценивалась почти в 160 млрд рублей и по сравнению с 2019-м выросла на 19%. Поэтому 23 февраля премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что одной из серьезных проблем в Беларуси остается высокая долговая нагрузка на реальный сектор экономики и финансовое состояние организаций. По его словам, у правительства есть план по борьбе с «долговым навесом», который позволит «заложить базис для эффективного развития на пятилетку».
Признание закредитованных и не имеющих возможностей платить по долгам предприятий банкротами ударит по банкам-кредиторам. Они получат уже не просто «проблемные» активы, а невозвратные долги, что автоматически ухудшит их положение. В соответствии со стандартами международного и белорусского законодательства, как только значимая часть активов банка признается «плохими», например, невозвратными кредитами, банк лишается возможности выдавать новые кредиты. А это может вызвать еще большие проблемы.
Чтобы не допустить такого развития событий, правительство решило расплачиваться по долгам госпредприятий с банками… акциями этих же предприятий. Таким образом, предприятие освобождается от долгов, а банк формально становится акционером. Но проблема в том, что такие акции - это «мусорный» актив для банка. В Беларуси нет развитого рынка акций, чтобы оценить их реальную стоимость, да и их ликвидность с учетом экономического состояния эмитентов крайне сомнительна.
Официального документа, который обязывал бы банки соглашаться на такие сделки, размывая «плохие» активы, нет. Но, по крайней мере, у госбанков, возможностей отказаться немного. Затронет ли эта практика частные кредитные учреждения - сложно сказать. Конечно «плохие» активы могут превратиться в «хорошие», если банки допустят к управлению убыточными предприятиями. Но на такой шаг государство вряд ли пойдет.
- В текущей ситуации я сомневаюсь, что банкам как акционерам дадут возможность вносить какие-то изменения в деятельность предприятий. Потому что сегодня у нашего правительства другая парадигма управления. Если раньше говорили про экономический рост и показатели, то сегодня действия напоминают, скорее, «день простоять и ночь продержаться». А бизнес в Беларуси уже поделился на «свой» и «чужой». И мало кого волнует - эффективный ли он, какую прибыль и сколько рабочих мест он приносит, - говорит старший научный сотрудник Beroc Лев Львовский.
Как говорят эксперты, «печатный станок» создавал отдельные неудобства экономическим агентам из-за роста инфляции и повышения транзакционных издержек, но не ломал устойчивость экономической и финансовой систем страны. Тогда как схема с акциями убыточных предприятий грозит структурным кризисом, который может запустить волну банкротств банков и крупных предприятий. Если данная схема станет общеупотребимой, большая доля активов банков окажется низкого качества. В этом случае достаточно небольшого финансового шторма, например, паники на валютном рынке или проблем с экспортом, чтобы банковская система дала сбой. Механизм такого финансового кризиса можно было наблюдать в 2008 году в США, когда на балансах банков оказалось много «плохих» активов.
Источник: udf.by
Ссылки по теме:
Почему Нацбанк не меняет ставку рефинансирования?
Банки столкнулись с оттоком вкладов и дефицитом ликвидности