fbpx

Внедрение коучинга будет более эффективным, если «топы» компании сами начнут использовать этот инструмент.

 

коучинг 

Коучинг в последнее годы набирает все большую популярность. Применимость этого инструмента довольна широка: его используют не только для проработки личной эффективности и постановки целей, но и в бизнесе, особенно в работе с линейными сотрудниками. Появилось даже такое понятие как «коучинговый стиль управления». Зачем  коучинг руководителям и как он может помочь им в саморазвитии? Эти вопросы мы задали экспертам: Диане ТЕЛЬНОЙ – сооснователю Школы практического коучинга ALIASGROUP, аккредитованному ментору и коучу РСС ЕМСС, а также Елене ЗЕЗЮЛЕ - MBA, сертифицированному профессиональному коучу ЕМСС, практикующему управленцу.

 

- Обычно коучинг применяют в отношении линейных сотрудников. Можно ли использовать его в работе с собственниками и топ-менеджерами компаний?

 

коучинг тельнаяДиана Тельная: Да, действительно, есть устоявшееся мнение о том, что коучинг работает только с линейными сотрудниками для улучшения их эффективности. Предлагаю внести ясность и начать с вопроса: для чего вообще коучинг бизнесу?

 

Коучинг помогает раскрыть потенциал человека через проработку очень мешающих в деятельности «внутренних шумов». Таких как: неумение понимать свои эмоции и управлять ими, страхи, личностные установки и ценности, внутренние конфликты интересов, потеря мотивации, неуверенность, терзающие вопросы выбора, внешние конфликты, потеря смысла жизни и понимания «Кто Я».

 

Давайте представим два абсолютно одинаковых бизнеса. Один собственник постоянно выделяет время для работы со своим персоналом. Причем не просто обучает, а индивидуально работает с каждым сотрудником и в моменты появления этих «шумов» помогает с ними справиться. Другой собственник - закрытый, невнимательный, зацикленный на себе и на своих амбициях - вносит хаос в каждый день работы, управляет интуитивно и импульсивно, опираясь на свое текущее эмоциональное состояние.

 


Самый главный риск для бизнеса - это сам собственник.


 

Как вы думаете: какой бизнес будет более эффективным? Где люди будут работать с наибольшей отдачей и будут более вовлечены? По-моему, ответ очевиден. Поэтому в том, что касается коучинга, прежде всего, важно понимать - чем отличаются подходы работы с линейными сотрудниками и с ТОПами.

 

коучинг зезюляЕлена Зезюля:  Коучинг помогает раскрыть потенциал линейных сотрудников. Но точно такой же, и не менее важный потенциал, есть и у собственников бизнеса. Возникает вопрос: чем концептуально будет отличаться работа с линейным сотрудником от работы с собственником?

 

Можно с уверенностью сказать, что самый главный риск для бизнеса - это и есть сам собственник. Потому как именно ему, например, во сне может прийти идея кардинально изменить стратегию компании. И здесь есть два варианта развития событий. Первый: под гнетом страхов и сомнений он упускает возможность вывести ее на новый уровень. Или, наоборот: в спешке, на эмоциях он внедряет изменения, не осознавая и не оценивая всех рисков. А если у него есть коуч, то шанс своевременно принять правильное решение и перейти от размышлений к планированию значительно возрастает.

 

Теперь представим, что в компании два или более собственников. Насколько одинаково они видят свою компанию? В 99% случаев, отвечая на вопрос «Каким вы видите свой бизнес через 5 лет?», люди говорят о совершенно разных организациях! И именно коучинг помогает бесконфликтно сформировать единое видение неограниченному составу собственников, а также правильно «спустить» это решение вниз по всей структуре. Это же касается миссии, ценностей, стратегии и вообще любых изменений в компании, вплоть до выполнения плана продаж на текущий месяц.

 


В 99% случаев, отвечая на вопрос «Каким вы видите свой бизнес через 5 лет?», собственники одной и той же компании говорят о совершенно разных организациях!


 

Д.Т.: В идеале коучинг встраивается в систему ценностей компании и живет в ней каждый день. Но именно собственник является мозгом компании, и именно с него начинается современный менеджмент, в основе которого лежат принципы и инструментарий коучинга. Поэтому мы рекомендуем обучать весь ТОП-менеджмент основам коучинга, чтобы они могли ежедневно применять его как в своей деятельности, так и в работе со своими линейными сотрудниками.

 

- С какими запросами к коучам чаще всего обращаются руководители?

 

Е.З.: На сегодняшний день есть много запросов на проработку эффективности линейных сотрудников - над повышением их мотивации, вовлечением, командообразованием, поиском дополнительных идей по выполнению планов продаж и др.

 

Но при этом руководители забывают о себе и своих потребностях. А это может стать ключевой ошибкой в работе с персоналом! Ведь собственники, как и все - живые люди, которые приносят на работу свои личные проблемы. И тогда эмоции, такие как гнев, раздражение, обида, усталость, возмущение, тревожность и др. транслируются собственником на все его окружение. Эта эмоциональная нестабильность заражает атмосферу компании негативом и нередко является истинной причиной падения мотивации и вовлеченности коллектива.

 

Профессиональный коучинг всегда начинается с первых лиц компании! Это необходимо для того, чтобы найти настоящую причину появившихся проблем, а не сражаться «с ветряными мельницами» и напрасно тратить на это бюджет. Именно поэтому мы начинаем работу с нашими клиентами с диагностической сессии.

 

- А в каких случаях обращаться к коучу нет смысла? В каких запросах «топов» коуч некомпетентен?

 

Д.Т.: Чтобы показать степень сложности, с которой мы можем столкнуться в работе, в профессиональном коучинге есть несколько классификаций: лайф-коучинг, глубинный коучинг, бизнес-коучинг.

 

Конечно, это разделение является очень условным, и на практике мы обычно встречаемся с проблемами, требующими более «глубокого погружения», чем те, что изначально фигурировали в бизнес-запросе. Это - и вопросы ценностей, и ограничивающие убеждения, смыслы, подмена ролей и т.д. Всегда есть риск в процессе работы вскрыть вопросы травм, депрессии, тревожность, т.е. попасть в ту область, где более полезными будут услуги иных специалистов - психологов или психотерапевтов. И самое профессиональное, что в этом случае обязан сделать коуч, - направить клиента к этим специалистам! Мы, например, сотрудничаем с психологами и психотерапевтами, в которых уверены и без опаски доверяем им своих клиентов.

 

- В чем отличия и уникальность коучинга для руководителей, например, по сравнению с консалтингом?

 

Е.З.: Я очень трепетно отношусь к консалтингу, так как имею многолетний опыт в продажах и управлении. Когда ко мне приходят клиенты с запросом на консалтинг, первое, что я делаю - рассказываю о возможности выбора между консалтингом и коучингом. По сути, консалтинг - это мой опыт, знания, связи, скорость мышления, мое восприятие и отношение к вопросу и, следовательно, в процессе консультации я даю советы исходя из этого опыта. Сколько шансов у клиента максимально реализовать мой совет, используя его ресурсы, его опыт и его возможности? И кого он будет винить за результат, который не будет соответствовать его ожиданиям? Конечно, консультанта!

 

Совет, а вернее его отсутствие, это и есть то самое уникальное отличие коучинга от консалтинга. За один час коучинга клиент получает реальный план действий, исходя из его собственного опыта, знаний, умений и возможностей. И в этом случае шансы на реализацию этого плана вырастают в разы. Но, разумеется, ответственность за качество выполняемых шагов несет клиент. Коуч при этом сопровождает и поддерживает клиента на протяжении реализации всего проекта.

 

Я не помню случая в своей практике, чтобы при выборе между консалтингом и коучингом клиенты выбирали консалтинг, несмотря на значительную разницу в стоимости услуги.

 

- А что, если у руководителя нет возможности обратиться к профессиональному коучу? Возможен ли «самокоучинг» и есть ли какие-то базовые инструменты, которые можно использовать самостоятельно?

 

Д.Т.: Коучинг - это не просто набор инструментов. Это профессиональное применение определенных навыков и умений. Когда мы говорим о руководителе, который прошел профессиональное обучение в области коучинга и подтвердил полученные навыки и умения сертификацией, он, конечно, может использовать самокоучинг. Но кто может дать гарантию того, что он задаст себе тот самый «неудобный» вопрос, так необходимый для получения желаемого результата? Или заметит в себе те самые важные изменения, которые могут стать основой для правильного решения проблемы? Никто! А в присутствии коллеги - коуча шансы на это значительно увеличиваются и время поиска сокращается. Кстати, именно поэтому у каждого коуча есть свой коуч.

 

А если нашему условному руководителю коучинг в принципе незнаком, то, используя информацию из интернета или совет «доброжелателя», он может получить правильный ответ, но, к сожалению, не на тот вопрос.

 

- В последнее время стало популярным понятие: «управление в стиле коучинг». Можете рассказать об этом подробнее?

 

Е.З.: Тема управления в стиле коучинг действительно набирает популярность. Некоторые руководители уверены, что, пройдя двухдневный тренинг по этой теме, они смогут выстроить в компании менеджмент в стиле коучинг. У нас есть такой тренинг, и мы с удовольствием проводим его для руководителей. Инструменты современного менеджмента, которыми мы делимся на этом тренинге, полезны «здесь и сейчас» для применения в короткой перспективе (мотивация, постановка задач, обратная связь, подготовка к совещанию, планирование). Но истинный и качественно встроенный коучинг в компании работает на раскрытие потенциала всей команды, использование талантов каждого сотрудника во благо компании, максимальное вовлечение людей в процессы компании, ответственность каждого за инициативы. И все это - в долгосрочной перспективе.

 


Используя коучинг, клиент получает реальный план действий, исходя из его собственного опыта, знаний, умений и возможностей.


 

Д.Т.: Собственники сначала проходят курс «Профессиональный коучинг» и только потом мы приступаем к внедрению системы коучинга в компании, так сказать, сверху - вниз. Тогда этот процесс проходит легко и быстро, без привычного сопротивления изменениям. Объясняется это тем, что внедрение идет «ОТ ЛЮДЕЙ», так как собственник организации реализует изменения не директивным способом, а через искреннюю веру в потенциал своих сотрудников.

 

Анастасия ТЕТЕРУК

 

Ссылки по теме:

Восемь мифов об обучении персонала

«Грабли» для персонала