Новые компетенции, которые помогут оставаться востребованным на рынке труда в эпоху неопределенности.
Чтобы оставаться востребованным специалистом, человеку нужно не только успевать заниматься профессиональным саморазвитием, но и оперативно отвечать на вызовы и требования постоянно меняющего мира, или «VUCA-мира». Иначе можно оказаться за бортом, так и не достигнув карьерного пика и профессиональной самореализации.
О том, какие компетенции нужно в себе развивать, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке труда в эпоху неопределенности, с нами поделилась Ярославна МЕДВЕДЕВА, основатель компании «LOGROS» (платформа по оценке и развитию команд), бизнес-тренер, коуч, в прошлом - директор по персоналу и развитию.
- Расскажите, пожалуйста, что такое «мир VUCA»? И в чем его отличительные особенности?
- Термин «VUCA» возник в 1987 г., когда начали развиваться технологии, информационное пространство, инженерная мысль. Стало понятно, что плановое и предсказуемое развитие бизнеса перестает существовать. Прогнозировать развитие рынков и бизнеса становится все сложнее.
Американские военные в 90-х для описания новой реальности предложили четыре характеристики: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Сегодня этот термин все чаще используется в бизнес-среде для описания условий, в которых работает компания. Постепенно возникали вопросы: как же развиваться, вести бизнес, когда все стало настолько сложно? Сегодня все только и говорят о VUCA-компетенциях и о том, как их идентифицировать и развить в себе.
В меняющемся мире важно уметь отходить от сформированного шаблона, разрабатывать другие сценарии и методы решения задач.
VUCA-мир предъявляет к нам следующие требования:
- необходимость видения сложных взаимосвязей, отслеживание изменений;
- толерантность к постоянному дефициту знаний и компетенций;
- скорость реакции на происходящие изменения;
- влияние и управление тем, что вне зоны нашего контроля.
- Какие VUCA-компетенции известны на сегодняшний день?
- Появление новой реальности спровоцировало развитие новых компетенций, чтобы человек мог оперативно и гибко реагировать на новые вызовы, вырабатывать комплексное решение задач Сегодня в литературе можно встретить много видов VUCA-компетенций. Команда нашей компании, взяв за основу труды Гарвардской школы и профессиональную литературу, синтезировала их в своеобразную модель, в которую вошли такие компетенции, как видение, понимание, ясность, гибкость, коммуникации/коллаборация.
Видение является ответом на растущую нестабильность. Это - прогнозирование будущего, умение системно рассмотреть задачу, анализировать тренды и основные тенденции и формировать цель и путь продвижения.
Понимание компенсирует неопределенность. Это - любознательность, открытость миру, способность формулировать запросы и искать информацию, определять каналы получения информации, а также объяснить, ПОЧЕМУ был избраны эти цель и путь.
Ясность - противовес сложности. Это способность наглядно отобразить цель и путь (Roadmap, Productmup, Mindmap, бэклоги и алгоритмы задач), своевременно их корректировать и вести членов команды по Roadmap, формируя ясность также и у них.
Креативность и гибкость проистекают из неоднозначности ситуаций и проблем. Что означает склонность и готовность к экспериментированию и новаторству, умение нестандартно мыслить и подходить к решению проблем, готовность слышать обратную связь извне и выбирать новые формы работы, переключаться между задачами, разными запросами и форматами.
Коммуникации и коллаборация - сквозные мета-компетенции. Это способность объединять команду, готовность к интеграции и партнерству с другими игроками на рынке, создание сообществ и развитие социальных сетей контактов (нетворкинг), управление ожиданиями клиентов, стейкхолдеров, команды.
- А можно ли как-то оценить наличие у себя или у своих сотрудников VUCA-компетенций?
- Да, можно. Самый простой способ - оценить себя с помощью чек-листа или делегировать эту задачу HR-менеджерам, средним менеджерам для оценки сотрудников. Делается это примерно так: прочтите список и отметьте знаком «+», какие компетенции у вас развиты на данный момент, знаком «+ -» - компетенции, которые развиты слабо и нуждаются в улучшении и знаком «-» те компетенции, которые отсутствуют.
Чек-лист по оценке VUCA-компетенций включает:
1. Видение:
- прогнозирование;
- анализ трендов и тенденций (мониторинг рынков, экономической, политической, законодательной и других ситуаций);
- выявление возможностей и рисков;
- системное мышление;
- интуиция (свернутый анализ).
2. Понимание:
- открытое мышление: любознательность;
- исследовательская жилка/research (умение задавать вопросы, формулировать поисковые запросы, определять каналы получения информации и т.д.);
- интерес к новому/потребность в новизне.
3. Ясность:
- расширение количества вариантов, ресурсов и решений, фокусировка (что лучше сейчас?), балансировка;
- сценарное, алгоритмическое мышление;
- построение схем, Roadmap (дорожная карта), Productmap (продуктовая карта), Mindmap (интеллектуальная карта);
- анализ изменений и калибровка (важно/опасно/полезно…);
- мониторинг продвижения и коррекция Roadmap;
- рефлексия и ретроспектива.
4. Креативность/гибкость:
- склонность к экспериментам;
- преобразование;
- вариативность;
- нестандартное мышление;
- смена парадигмы/угла зрения;
- толерантность к неопределенности и риску.
5. Коммуникации, коллаборация:
- получение/передача информации;
- координация;
- интеграция;
- нетворкинг;
- управление клиентами, командой, стейкхолдерами и их ожиданиями.
Оценив себя или своего сотрудника по данному чек-листу, можно понять, на каком уровне развития находятся его компетенции, в чем его слабые и сильные стороны, что нуждается в улучшении. Кроме того, результаты дают общее понимание, насколько человек подготовлен к новым вызовам мира, легко ли он адаптивен и какой примерно будет его реакция на неопределенность.
- А какой категории специалистов необходимо прежде всего развивать VUCA-компетенции?
- Развивать VUCA-компетенции нужно не всем. Я не вижу смысла так комплексно подходить к развитию компетенций тем профессиям и специальностям, которые постоянно имеют дело с каким-то стандартизованным процессом. Например, сотрудники технической поддержки, бухгалтерия. У них очень четкий алгоритм и выстроенные процессы, стандарты. Безусловно, они тоже меняются. Но это вопрос не гибкости, а освоения нового и включения в свою работу.
Прежде всего, развивать VUCA-компетенции нужно тем компаниям, которые замечают, что прежняя модель их работы не приносит эффективных результатов, не работает на новых рынках или в изменившихся условиях. А также - в тех сферах деятельности, где в работе много новизны и неопределенности. Компании, которые регулярно работают с новыми рынками, продуктами, инновациями также должны постоянно развивать в своих сотрудниках VUCA-компетенции.
Развивать VUCA-компетенции прежде всего необходимо в компаниях, которые постоянно работают с новыми рынками, продуктами и инновациями.
- А как развивать VUCA-компетенции? Есть ли для этого специальные методики и инструменты, пошаговый алгоритм?
- Развитие нужно тогда, когда вы понимаете, что ваших текущих компетенций недостаточно, чтобы решать «прилетающие» задачи. Один из способов понять, чего не хватает специалисту в плане компетенций, - это готовность задать самому себе вопросы, т.е. взять ответственность за саморазвитие на себя. Например: «Что мне помешало выполнить задачу лучше?» «Какой информации мне не хватило, чтобы сделать работу лучше?» «Что или кого я мог бы привлечь, чтобы решить задачу лучше?» Здесь важно отвечать честно, не уходя во внешние причины (вместо «мне дали мало времени» - «что я мог сделать, чтобы получить больше времени или успеть/сделать лучше за отведенное время»?). И тогда цепь ответов откроет вам «зоны дефицита» - те компетенции, которые нужно развивать.
Для развития компетенций также важна обратная связь. Сотрудник может подойти к руководителю и сказать, что хотел бы научиться выполнять те или иные задачи или выполнять текущие задачи на новом уровне профессионализма. То есть запросить обратную связь для роста у руководства, стейкхолдеров, команды и (при возможности) у клиентов, а также с благодарностью (без споров и защиты своей позиции) ее принять.
Развитие компетенций нужно тогда, когда вы понимаете, что ваших текущих компетенций недостаточно, чтобы решать «прилетающие» задачи.
Алгоритм развития VUCA-компетенций:
- Изучите свою ситуацию. Проанализируйте недавно выполненную сложную задачу («что можно было сделать лучше») или запросите для себя новую сложную задачу и проанализируйте нужные навыки для ее реализации самостоятельно.
- Запросите обратную связь от заказчика по выполненной задаче («Что было сделано хорошо, а что можно улучшить?») или выясните ожидания от новой задачи («Как должна быть реализована задача, какое ее исполнение принесет максимальную пользу?»).
- Полученные формулировки переводим в навыки и компетенции («В прошлый раз вы сдали работу на день позже, чем мы договорились» - это компетенция «Управление сроками и содержанием проекта»; «Нам важно, чтобы бухгалтерия осталась довольна взаимодействием с вами, чтобы вы им понравились» - это «коммуникации» и «people-management»).
- Составьте перечень компетенций и приоритизируйте их. Выберите одну, «прокачка» которой даст максимальный эффект для вашего продвижения.
- Изучите тему - читайте книги, смотрите видео (сейчас много всего бесплатного в интернете), участвуйте в вебинарах, семинарах и тренингах. В идеале, особенно в случае со сложными компетенциями (системное мышление, выработка комплексных решений, прогнозирование) лучше найти грамотного ментора, консультанта или завести знакомство/нетворк с обладателями таких талантов и почаще с ними общаться.
- Вступайте в профессиональные сообщества по своей и смежным профессиям. Их много как в Беларуси, так в Москве и Санкт-Петербурге - они открытые и всегда рады новым профессионалам. Обсуждайте на форумах, в профессиональных чатах и на встречах сложные темы, тренды, изменения рынка и новые технологии.
- Получайте новую информацию, обратную связь и реализуйте задачи по-новому. Обычно, когда мы беремся за выполнение задач, используем пошаговый алгоритм, который сформировался в прошлом - в тех условиях, которые были раньше. Это называется опытом. Однако в меняющемся мире важно уметь отходить от сформированного шаблона, разрабатывать другие сценарии и методы решения задач, пробовать по-новому, но симметрично запросу. Невозможно выйти на новый уровень мастерства и прокачать компетенции, реализуя старый алгоритм. Ведь именно способность видеть новое во внешне привычной ситуации - это основа способности отвечать на вызовы VUCA-мира, база для развития VUCA-компетенций и отличный трамплин для нового карьерного взлета.
Анастасия ТЕТЕРУК
Ссылки по теме:
Дистанционное обучение. Как избежать ошибок?
Праздник с пользой для компании