fbpx

Чем быстрее страна выйдет из кризиса и урегулирует общественно-политический конфликт, тем меньшими будут потери.

 

О своем видении нынешней ситуации в экономике и обществе журналу «Директор» рассказал председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Владимир Карягин.

 

бизнес карягин- Считаю, что последствия первой волны пандемии для Беларуси оказались более мягкими по сравнению со странами, которые ввели жесткий карантин. Например, как в РФ, где с весны из-за коронавируса закрыли границы, приостановили экономическую деятельность, запретили передвижение людей и т.д. По имеющимся данным, из-за карантинных мероприятий сильно пострадал местный бизнес: сегодня счет прекративших за полгода работу и закрытых предприятий идет на сотни тысяч…

 

На наш взгляд, экономическая ситуация в этом плане в Беларуси более благоприятная. Надо признать, что эффективными оказались принятые меры санитарного контроля и профилактики на предприятиях, индивидуальной защиты работников. В результате не пострадала производственная деятельность основных предприятий и компаний, которые работают в небольших городах. И у нас нет таких крупных мегаполисов, как в России, где сложно обеспечить карантинный режим. Также помог перевод, где это возможно, работы персонала на удаленный доступ.

 

Тем не менее полугодовая статистика свидетельствует, что коронакризис довольно серьезно ударил по производству и экспорту. Сильно пострадали туристическая отрасль, гостиничный и ресторанный бизнес, авиаперевозки и транспорт, торговля, выставочная деятельность, сфера услуг и шоу-бизнес. К сожалению, на данном этапе в должной мере не сработала система аутсорсинга.

 

Зато в плюсе оказались производители косметики, увеличившие в разы выпуск средств дезинфекции и санитарии, компании, занимающиеся бесконтактной доставкой товаров и продуктов…

 

- И хотя некоторые направления сумели оперативно перевести свою деятельность в онлайн-формат, удалось это далеко не всем.

 

- Вы правы. Не лучшим образом на общей ситуации сказался и летний период, потому что производственная специфика некоторых отраслей имеет выраженный сезонный характер. И наверстать упущенное будет очень нелегко. Тем более что многие белорусские предприятия не имеют достаточных оборотных средств, не в полной мере в новых экономических условиях работает финансовая система и высока цена кредитных ресурсов.

 

За последнее время снизилась доходная часть многих компаний и населения, что негативно отразилось на их покупательной способности. При этом увеличились затраты на развитие бизнеса и антикоронавирусные мероприятия (медикаменты и антисептики). В этой ситуации всем приходится маневрировать, преодолевать трудности и в буквальном смысле выживать. Многие структуры сократили численность, оптимизировали внутренние бизнес-процессы. При этом все же надо отметить один положительный момент, связанный с COVID-19.

 


Доходы многих компаний и населения снизились, что негативно отразилось на их покупательной способности.


 

- Это как в поговорке: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»?

 

- Примерно так, потому что в результате коронакризиса наш бизнес получил сильный толчок. В сложившихся условиях многие действительно начали учиться работать по-новому, а не только в офлайне, стали активнее применять различные автоматизированные системы, программы для ведения бизнеса и т.д.

 

Сегодня компаниям, особенно малого и среднего бизнеса, приходится активно заниматься восстановлением деловых контактов, кооперационных связей с традиционными контрагентами и товаропроводящих сетей.

 

Поэтому в данной ситуации большинство владельцев бизнеса и директоров знают, что надо делать. Во-первых, мыслить категориями деятельности, а не бездействия и выжидания. Во-вторых, все прекрасно понимают, что мир уже не вернется назад, он будет развиваться в сторону трансформации экономики и бизнес-процессов. В-третьих, произошли серьезные изменения в потреблении, т.е. снизилась потребительская активность населения и компаний. Это привело к тому, что люди стали меньше потреблять и передвигаться, что существенно сказывается на соответствующих бизнесах на потребительском рынке.

 

Сегодня надо развивать деловую активность и профессионализм, налаживать бизнес-планирование и стратегическое партнерство, кооперацию и аутсорсинг. Чтобы не просто восполнить упущенную выгоду, а сделать все для развития экономического потенциала компании, региона и страны в целом. В конечном итоге речь идет о необходимости создания общегосударственной структуры развития предпринимательства как драйвера белорусской экономики.

 

- Владимир Николаевич, расскажите подробнее о том, как это реализовать на практике. Ведь у вас есть немалый опыт в этом направлении.

 

- Развитием и поддержкой деловой инициативы предпринимательства должны заниматься на общегосударственном и местном уровнях все ветви власти, министерства и ведомства, а не только Минэкономики, МАРТ и Нацбанк Беларуси.

 

К сожалению, вынуждены констатировать, что принятые с марта антикризисные меры по поддержке экономики в связи с распространением коронавирусной инфекции в Беларуси недостаточны и медленно внедряются. Предприниматели выражают неудовлетворение малоэффективностью помощи в сложных условиях. Проявляются депрессия и пессимизм среди учредителей и владельцев бизнесов - это показывают исследования аналитических центров BEROC, АЦ «Стратегия», Центра деловых коммуникаций БЕЛБИЗ, ежегодные исследования «Индекс Делового Оптимизма» РКП и др.

 


Предприниматели не удовлетворены слабой эффективностью господдержки в сложных экономических условиях.


 

Указом «О поддержке экономики» от 24.04.2020 г. №143 введены налоговые и арендные отсрочки и рассрочки, охватывающие II-III кварталы, что, несомненно, важно для предприятий из отраслей, наиболее пострадавших от последствий COVID-19.

 

Вместе с тем важно предусмотреть необходимую поддержку этих субъектов и после октября 2020 г. (возможно, на ближайшие 2-3 года), а также меры, стимулирующие действия негосударственных арендодателей по снижению арендных ставок, оптимизацию земельных отношений и др. МСП из пострадавших отраслей, намеренные сохранить штат работников, нуждаются в помощи по выплате зарплат (льготное кредитование, беспроцентные займы, освобождение от оплат ФСЗН и др.).

 

Расширение полномочий регионов по поддержке предприятий и предпринимателей в условиях нынешней экономической ситуации имеет важный позитивный потенциал. Однако необходима выработка четких критериев и механизмов такой поддержки, ее подконтрольности, чтобы исключить коррупционные и местнические угрозы.

 

- Какая роль в этом процессе отводится бизнес-сообществу? Что для исправления непростой ситуации предлагает Республиканская конфедерация предпринимательства?

 

- С начала года мы активно работали над созданием позиционного документа инклюзивного развития - «Манифест 2020-2030. О развитии предпринимательства и экономического потенциала Республики Беларусь». В его разработке приняла участие РКП, которая объединяет свыше 50 республиканских отраслевых и региональных общественных объединений и некоммерческих организаций (союзов, ассоциаций).

 

Манифест посвящен 30-летию со дня принятия Декларация о государственном суверенитете Беларуси 27 июля 1990 г. и 30-летию со дня начала формирования частного сектора экономики, который будет отмечаться 28 мая 2021 г. Это общее выражение взглядов, сформулированных позиций о путях совершенствования предпринимательства и экономики независимой Беларуси, призыв ее к ускоренному и устойчивому, опережающему развитию.

 

Как и большинство стран мира, Беларусь вступила на путь цифровой трансформации экономики и бизнеса в сложных условиях многоуровнего длительного экономического кризиса, преодоления последствий пандемии, обусловленных новыми условиями геоэкономики, глобализации и регионализации, трендами человеческого сосуществования и развития.

 

Особо важной задачей мы считаем формирование в стране многочисленного устойчивого креативного среднего класса (людей, обладающих хорошим образованием, профессией, недвижимостью, страховкой, акциями предприятий, имеющих несколько источников дохода, проявляющих активную гражданскую позицию).

 

- Это довольно спорный вопрос, особенно в сегодняшних условиях. Мы видим, какие последствия может иметь выражение своей гражданской позиции не только для предпринимателей, но и для населения после президентских выборов…

 

- Согласен, некорректное поведение на всех этапах избирательной кампании, нарушение прав и свобод привело к обострению общественно-политической ситуации, поляризации белорусского общества и отпугнуло иностранных инвесторов. Лично я против применения государством в XXI в. насильственных действий в отношении своих граждан в любой форме.

 

После событий 9-11 августа наша страна не сходит со страниц крупнейших таблоидов и информационных ресурсов. Нам звонят и пишут коллеги из многих государств на разных континентах, выражая свои возмущение и озабоченность. Безусловно, подобная известность явно не на пользу имиджу нашей страны. Возможно, в будущем, когда преодолеем политический кризис, то сможем использовать ее в интересах Беларуси и бизнеса.

 


Чем быстрее мы выйдем из общественно-политического конфликта, тем больше шансов у белорусского бизнеса.


 

На данном этапе надо снять все разногласия в рамках конструктивного диалога. Необходимо позитивно решить накопившиеся вопросы по обеспечению порядка, укреплению институтов экономического развития, демократии и т.д. Это - единственный путь.

 

- Кого вы видите в качестве участников такого диалога: с одной стороны, это власть, а с другой?

 

- В него надо вовлечь все слои общества, активных граждан. Не надо ждать, что придет кто-то со стороны и станет решать наши проблемы. Спрашивается, почему мы отвергаем механизмы социального партнерства, общественно-консультативные советы или проведение больших круглых столов? Деловые союзы также готовы принять самое активное участие в этом процессе, о чем мы проинформировали все ветви власти и гражданское общество.

 

Безусловно, надо честно признать допущенные ошибки, восстановить обстановку доверия и открытости. Это будет позитивно оценено всеми сторонами.

 

Сегодня важнейший фактор - время. Чем быстрее мы выйдем из общественно-политического конфликта, тем больше шансов у белорусского бизнеса реализовать свой потенциал.

 

Леонид МАЛИНОВСКИЙ

 

Ссылки по теме:

Швец: Указ №143 носит декоративный характер ...

Господдержка: помощь или медвежья услуга? ...