Как повышающие коэффициенты и разный подход к расчетам платежей за землю может привести к волне банкротств.
Аренда недвижимости и земельных участков - одна из существенных затратных статей для любого бизнеса. Поэтому субъекты хозяйствования рассчитывали, что при подготовке Указа Президента «О поддержке экономики» эти платежи попадут в разряд льгот. Тем более что так поступили во многих странах в связи с пандемией COVID-19. Указ №143 от 24 апреля 2020 г. вышел, но льготы, прописанные в нем в относительно аренды земли и недвижимости, оказались не слишком существенными, а местами - и вовсе декларативными. Ситуацию усугубляет неравенство в отношении платежей по налогу на недвижимость и аренде земли, что разрушает и без того хрупкий в нашей стране механизм конкуренции. В условиях кризиса это может привести к разорению многих компаний.
По разным правилам
Как известно, земельные участки, использующиеся для целей экономической деятельности, в Беларуси практически на 100% принадлежат государству. Редкие случаи выкупа земли инвесторами - не в счет. При этом параллельно используются как бы два механизма земельных отношений: оставшееся в качестве рудимента советской системы «пользование» и более современная «аренда». За пользование участками платится налог на землю, который привязан к кадастровой стоимости земли и регулируется Кодексом о земле. Следует заметить, что государственные предприятия и небольшая часть «старых» коммерческих структур являются именно пользователями, а не арендаторами.
Что касается арендаторов, то они теоретически должны платить арендную плату в том же размере, в каком пользователи уплачивают земельный налог, если, конечно, речь идет о равнозначных по кадастровой стоимости участках. Причем это обстоятельство часто подчеркивается Госкомимуществом и другими государственными структурами! В таких случаях принято говорить: Бог им судья… И речь даже не о платеже «за право аренды», который арендаторы исправно вносят за каждый год использования земельных участков параллельно с арендной платой. Мы об этом белорусском «феномене» писали уже не раз. Есть еще одно маленькое, но очень большое «но», которое не позволяет говорить о равных условиях.
Дело в том, что в отношении и налога на землю, и арендных платежей применяются коэффициенты, которые могут устанавливать местные органы власти с прозаической целью - пополнения местных бюджетов. Вот эти-то коэффициенты на сегодняшний день оказались разными. Кодекс о земле ограничил их размер в пределах 2,0, тогда как для арендаторов, например, в Минске, верхняя планка установлена в размере 2,3.
И, конечно, испытывающие вечный дефицит средств местные власти пользуются этими коэффициентами по максимуму! Но и это не все. Как известно, не так давно в Беларуси была проведена новая кадастровая оценка земель, в результате чего участки существенно подешевели - в пределах 20-25%. Это тут же сказалось на размере земельного налога (напомним, что Кодекс о земле жестко привязывает его размер к кадастровой стоимости), но… никак не отразилось на аренде!
Удивительно, но факт: Мингорисполком принимает решение №1732 «Об установлении результатов кадастровой оценки земель г. Минска» еще 24 мая 2018 г., но пересмотреть условия аренды земли по действующим договорам в соответствии с этими изменениями отказывается до сих пор. Потому что… они якобы не закреплены в законах, декретах или указах. А сам по себе факт утверждения новой кадастровой стоимости, по мнению чиновников, не является основанием для изменения условий аренды. Причем заметьте: отказы на письма субъектов хозяйствования приходят, несмотря на кризис, вирус и обещания властей поддержать бизнес!
Что мы имеем в сухом остатке: разница в размерах налога на землю и арендных платежей за нее же порой достигает 25-30%! Причем часто такая «вилка» бывает для компаний, работающих на одном рынке - какая же это, с позволения сказать, конкуренция?
Исполкомы бьются за каждую копейку
Почему вопрос размера платежей за землю так важен? Да потому, что он имеет самое прямое отношение к стоимости аренды офисной, торговой, складской недвижимости. Не секрет, что сейчас между многими владельцами помещений и их арендаторами - по большей части также негосударственными компаниями - идет активная переписка о снижении арендных ставок, «заморозке» валютного курса и т.д. Расторгаются договоры, доходит до судебных споров. И очень многие арендодатели говорят: мы готовы «подвинуться» и пойти навстречу арендаторам, но снимите с нас на этот срок или хотя бы снизьте повышающие коэффициенты, приведите размеры платежей в соответствие с кадастровой стоимостью!
Почему вопрос размера платежей за землю так важен? Да потому, что он имеет самое прямое отношение к стоимости аренды любой недвижимости.
Как говорят в Госкомимуществе, условие о равных размерах коэффициентов для налога и аренды земли прописано в проекте Указа «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», который сейчас рассматривается в Администрации Президента и теоретически должен войти во 2-й пакет мер по поддержке экономики.
В ответе Госкомимущества на запрос РСПП также говорится, что «подходы к установлению единого порядка возмездного предоставления земельных участков субъектам земельных отношений независимо от форм собственности на двух видах вещных прав на земельные участки, поэтапного перехода к такому порядку и выравнивания условий взимания платежей за землю в виде земельного налога или арендной платы определены в проекте Указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании земельных отношений». Каковой Указ, как следует из письма, дорабатывается с учетом предложений и замечаний…
Сегодня в Минске разница в размерах налога на землю и арендных платежей за нее же порой достигает 25-30%.
Что тут скажешь: умеют наши чиновники письма писать… Но с такими темпами принятия важнейших документов они поспеют как раз к окончанию кризиса.
Все можно было бы, наверное, решить быстрее, но проблема в том, что Указ №143 как бы «сдвинул» вопросы предоставления льгот по аренде и платежам за землю на местный уровень. С мотивировкой: на местах виднее. Но мы уже видели, как бьются власти за каждую копейку, идущую в местный бюджет, даже в относительно благополучной столице. Стоит ли надеяться, что в регионах, где с финансами намного хуже, исполкомы начнут массово предоставлять льготы бизнесу? Можно предположить, что большинство даже весьма условных послаблений в виде отсрочек платежей до конца года так и не будут реализованы. Если, конечно, не пройдет четкая и однозначная команда «сверху» в виде указа, декрета или закона.
Константин КОРЖЕВИЧ
Ссылки по теме:
Лизинговый рынок в Беларуси ставит рекорды ...
Чем заменить банковские кредиты?