Искусственный интеллект, робототехника, интернет вещей, дигитализация и промышленная революция 4.0… Все уже привыкли к новым терминам, но осознают ли до конца, что за ними стоит и как в ближайшем будущем изменится наша жизнь?
Рассказать о вызовах, которые несет промышленная революция 4.0 (более известная как «Индустрия 4.0»), и поделиться опытом европейских стран по нивелированию возможных проблем мы попросили директора Ассоциации индустриальных инженеров Литвы (LINPRA) Гинтараса ВИЛДУ, а помощника директора Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ Родиона МОРОЗОВА - оценить готовность белорусской экономики влиться в новую реальность.
Цифровой мир
Гинтарас ВИЛДА: - Быстрые темпы изменения цифровых технологий порождают чувство неопределенности. Большинство производителей не совсем понимают, что предполагает промышленная революция 4.0. Согласно опросам, около 60% крупных европейских предприятий и более 90% малого и среднего бизнеса испытывают отставание в области цифровых инноваций. Кроме того, разные производства находятся в разной степени готовности к внедрению «Индустрии 4.0».
Европейские страны решили создать цифровые инновационные центры, в которых любая компания (малая или большая, высокотехнологичная или нет) сможет получить профессиональную помощь по применению цифровых технологий.
Государства Европы готовятся к приходу новой реальности с помощью общеевропейской программы ManuFuture Technological Platform - технологической платформы производства будущего. Ее разрабатывают ведущие научные учреждения с целью обеспечить конкурентоспособность промышленной продукции европейских стран путем внедрения самых современных, наукоемких технологий и оборудования в производство.
Сегодня европейские страны направляют в инженерную промышленность до 80% инвестиций, и именно эта отрасль экспортирует около 80% своей продукции.
В Германии, которая первой встала на путь «Индустрии 4.0», уже идет процесс внедрения новых технологий, как в промышленности, так и в образовании. Особую актуальность приобретает вопрос, как сделать их доступными не только для крупных, но и для малых и средних компаний. Как организовать процесс обучения специалистов небольших предприятий при отсутствии достаточных средств? Решением этих важных проблем сегодня заняты европейские страны.
- Можно ли сказать, что у нас также ответственно готовятся к приходу новых технологий? Созданы ли в Беларуси подобные платформы?
Родион МОРОЗОВ: - Стратегия движения в рамках концепции «Индустрии 4.0» требует уточнения: действительно это революция или все-таки произойдет плавный переход к новым технологиям? Во всяком случае, в Беларуси с ее догоняющим типом экономики революции точно не предвидится.
Отечественные отрасли имеют различный уровень готовности к «Индустрии 4.0». IT-сектор давно знаком с новыми технологиями: искусственный интеллект, нейронные сети - разработки в этих направлениях ведутся и у нас. Прогрессивные отрасли, на развитие которых нацелена Беларусь - фармацевтика, нано- и биотехнологии, приборостроение - первыми подхватывают и внедряют современные технологии.
Старые способы производства не работают, проблема отечественной промышленности часто не столько в плохом маркетинге, сколько в устаревших технологиях, и как следствие, неконкурентоспособной продукции. Постепенно приходит понимание, что поддержка и финансирование крупных госпредприятий только задерживают их развитие, препятствуют поиску новых форм производства. Провести модернизацию предприятия, чтобы обеспечить выпуск двигателей стандартов Евро 5 или Евро 6, сегодня недостаточно.
Единая платформа, аналогичная ManuFuture, в стране не создана, ведутся точечные исследования, внедряются отдельные инновационные проекты, но это происходит не системно и держится на частной инициативе. В госпрограммах развития промышленности вообще не используется понятие «промышленная революция», упоминаются лишь отдельные элементы, как, например, V и VI технологические уклады.
В Европе реиндустриализация, а у нас?
Г.В.: - Ранее промышленно развитые европейские государства переводили свое производство в развивающиеся страны или отдавали на аутсорсинг. Однако это породило множество проблем. В первую очередь, выросла безработица в странах Евросоюза. Увеличилось негативное воздействие на окружающую среду, так как в развивающихся странах производители не вкладывали средства в защиту экологии. Также появилась необходимость транспортировки товаров из развивающихся стран, что послужило дополнительным источником загрязнения. Благодаря полученным современным технологиям, они смогли создать аналогичные производства и включились в борьбу за природные ресурсы.
Сегодня европейские страны выбирают реиндустриализацию: принято решение возвратить производства и сделать их экологически чистыми.
- Если это произойдет, что останется развивающимся странам? Есть ли у белорусских предприятий перспективы сотрудничества с европейскими производителями?
Р.М.: - Беларусь движется по пути сохранения модернизации собственной промышленности.
Что касается сотрудничества с предприятиями из Европы, то потенциал у нас есть. Например, украинские компании, которые изначально уступали белорусским, уже активно включились в европейские производственные цепочки. Но надо понимать, что в данном случае нам придется подстраиваться. Для них важны четкость и отлаженность производства, отечественные управленцы должны общаться с европейскими менеджерами на одном языке бизнеса.
Крупные госпредприятия желают сотрудничать с иностранными производителями, но не готовы к этому. Наши руководители часто запрограммированы работать на вал: - выпускаем то, что умеем, а потом пытаемся продать готовую продукцию.
В Беларуси сформировалась категория инновационных малых и средних предприятий, которые уже пытаются объединяться в кластеры. У них есть инженерный и кадровый потенциалы, их сотрудники стажируются за границей, но таких примеров немного. Эти компании организовали еще в 1990-х гг. отечественные ученые, которые ушли из науки и стали новаторами в бизнесе. Назвать же примеры современных успешных предприятий сложно, многие идеи остаются некоммерциализированными или их носители уезжают за рубеж.
Новая индустрия - новые подходы в образовании
Г.В.: - Обучение сегодня ведется по программному принципу. Для этого необходимы стандарты, подготовка которых занимает как минимум полгода, затем разрабатываются программы, учебники и готовятся педагоги. Это тоже - 3-5 лет, еще столько же потребуется на обучение будущих специалистов. Представляете, как за это время изменятся технологии? Вспомните в качестве примера свой мобильный телефон, выпущенный 5-6 лет назад.
Классическое обучение занимает длительный период, оно слабо интегрировано в производственный процесс. Производитель, вооруженный современными технологиями, столько ждать не может. В Европе решением стало внедрение системы дуального обучения, разработанной в Германии и сегодня успешно экспортируемой по всему миру.
Гонка технологий также приводит к определенной социальной несправедливости. Так, молодой работник, освоивший компьютерные программы, может быстрее справляться с работой и получать более высокую зарплату, тогда как пожилые сотрудники из-за недостатка знаний рискуют потерять работу. Необходимо разработать систему, которая поможет быстро переобучать возрастных сотрудников.
- Нужно ли адаптировать белорусскую систему образования с учетом вызовов промышленной революции 4.0? И если да, то как?
Р.М.: - Действительно, образование должно быть на острие инноваций и адаптировано к «Индустрии 4.0», иначе возникнут проблемы. Это и исчезновение среднего класса, возможное социальное расслоение, когда останутся только две категории: бедные и богатые - самые умные и образованные.
Белорусской системе образования необходимо адаптироваться к новым вызовам. Основная проблема - взаимодействие бизнеса и учреждений образования. Частный сектор привык получать готовых специалистов, особенно это касается малых и средних предприятий, которые предпочитают не тратить средства на обучение персонала. Именно образовательные учреждения сегодня предпринимают конкретные шаги для решения проблемы: организована Ассоциация бизнеса-образования, которая активно сотрудничает с Республиканским союзом нанимателей. Силами студентов и преподавателей мы пытаемся создавать платформы для взаимодействия, но вторая сторона все еще откликается довольно слабо.
В стране введены некоторые элементы дуального образования, но полноценной системой это назвать нельзя. Государство пока не готово выстраивать эффективное взаимодействие бизнеса и учреждений образования.
Белорусская молодежь готова к приходу новых технологий, и в этом не уступает ни европейской, ни американской. Но для старшего поколения это может превратиться в проблему. Выходом должно стать образование на протяжении всей жизни. Следует организовать такую образовательную систему, которая позволит учиться даже в возрасте, когда делать это становится уже сложно.
От редакции. Как показали комментарии экспертов, сегодня европейские страны и Беларусь волнуют общие проблемы, только в нашей стране к их решению подходят пассивно. «Индустрия 4.0» дает нам шанс ликвидировать разрыв в конкурентоспособности с развитыми странами, главное - не упустить его.
Надежда КОВШ