fbpx

Они предусмотрены Указом №196 «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности» от 25 мая 2021 г.

Онлайн заимствования 1

Основное изменение, которое вводится этим документом, - создание такого нового для Беларуси механизма, как сервисы онлайн-заимствований. Фактически это интернет-сайт с соответствующим программным обеспечением, предназначенным для заключения договоров займа.

 

Управлять этими сервисами смогут операторы - коммерческие организации, официально зарегистрированные в Республике Беларусь и включенные Национальным банком в соответствующий реестр. Именно Нацбанк будет регулятором при осуществлении данной деятельности, и на него возложены полномочия по ведению реестра операторов сервисов онлайн-заимствования и контроль за соблюдением ими профильного законодательства.

 

Указом утверждено Положение о предоставлении и привлечении займов посредством сервисов онлайн-заимствования, которым регулируются отношения, связанные с их функционированием, устанавливаются права, обязанности и ответственность операторов таких сервисов, особенности их взаимодействия с клиентами. Установлена классификация сервисов онлайн-заимствования, особенности заключения посредством указанных сервисов договора займа денежных средств, включая существенные условия такого договора.

 

Отдельно зафиксированы права потребителей таких услуг и порядок их защиты. В частности, устанавливается предельный размер процентов по заключаемым посредством сервиса онлайн-заимствования договорам займа, а также предельный размер неустойки (штрафа, пени) по такому договору.

 

Как сообщается, при осуществлении онлайн-заимствований подоходный налог с физлиц с сумм займов, предоставляемых им посредством таких сервисов, не будет исчисляться: белорусскими организациями и ИП, иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Беларуси через постоянное представительство и представительствами иностранных организаций, открытыми в установленном белорусским законодательством порядке. А также и налоговыми органами в случаях, установленных в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Республики Беларусь.

 

Деятельность физлиц, не выступающих в качестве ИП, по предоставлению подобных займов, не будет считаться предпринимательской. В документе также отмечается, что договоры займа, заключенные до его вступления в силу, не подлежат приведению в соответствие с настоящим Указом и действуют до исполнения сторонами всех обязательств по ним.

 

Что касается лизинга, то основные изменения, предусмотренные документом, имеют целью недопущение роста долговой нагрузки и существенного ухудшения финансового состояния лизингополучателей (конкретно - физических лиц). Поэтому в отношении этой категории клиентов ограничивается максимальный размер переплаты по сделкам лизинга (превышение суммы уплачиваемых лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга), а также максимальный размер неустойки (штрафа, пени), взимаемой с лизингополучателей. Причем, в отличие от договоров займа, договоры финансовой аренды (лизинга), в рамках которых лизингополучателями являются физические лица (не являющиеся ИП), заключенные до выхода Указа, подлежат приведению в соответствие с Указом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу.

 

Ссылки по теме:

Чем заменить банковские кредиты?

Рынок лизинга. От ажиотажного спроса – к депрессии

Другие статьи по теме

Как вернуть долг, если заемщик не платит? Как вернуть долг, если заемщик не платит?

Отвечаем на самые важные вопросы: о расписках, договорах, сроках исковой давности и ошибках, которые приводят к тому, что вернуть заем становится практически невозможно.