fbpx

Правительством Беларуси было принято Постановление № 433 от 7 июня 2018 г. «Об утверждении Положения о порядке возмещения арендаторами (ссудополучателями) расходов по содержанию, эксплуатации, ремонту сданного в аренду (переданного в безвозмездное пользование) недвижимого имущества, затрат на санитарное содержание, коммунальные и другие услуги».

В связи с вступлением документа в силу возник ряд проблем, о которых в интервью нашему изданию рассказал финансовый директор ОО Минский столичный союз предпринимателей и работодателей Анатолий Гольдберг.

 

now13 goldberg– К сожалению, разработчики не учли ряд моментов, потому что не представляли реальное положение дел в области аренды. Например, нет понятного и прозрачного механизма исчисления собственником затрат на возмещение расходов, – говорит Анатолий Исаакович. – В преамбуле Постановления подчеркнуто, что оно принималось в соответствии с Указом Президента №150 от 29 марта 2012 г. «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

На основании этого Указа ежегодно вот уже 6 лет с 1 апреля базовая арендная величина увеличивается на индекс роста потребительских цен за предыдущий год. И собственника прежде все устраивало. Сумм арендной платы для содержания недвижимости хватало. Ссылка Совета Министров на Указ   № 150 о введении дополнительно на арендаторов (кроме арендной платы) платежей возмещающих расходы на содержание недвижимого имущества есть не что иное, как необоснованное расширение рамок применения норм данного Указа.

Под видом реализации Указа № 150 произошла подмена понятий «арендная плата» на «полное возмещение всех расходов арендодателя» и плюс арендная плата.

 

– Значит, арендатор понесет дополнительные расходы?

 

– Да, теперь получается, что арендатор будет выплачивать «расходы на содержание» как собственник-дольщик, хотя юридически он не будет являться собственником помещения. Ссылка на Указ в части «повышение эффективности использования имущества» не должна пониматься как введение дополнительно каких-либо платежей.

Это можно рассматривать только как передачу пустующего, не эффективно использующегося помещения арендатору, который будет его использовать более рационально, уплачивая аренду, коммунальные и эксплуатационные услуги, создавая рабочие места, уплачивая все налоги и иные платежи. Взяв в аренду пустующее, не эффективно используемое собственником помещение — арендатор уже сделал его эффективно используемым. Иной трактовки Указ № 150 не предусматривает.

 

Кроме того возникает ряд проблем связанных с возмещением затрат технического плана: как например посчитать и распределить суммы затрат общего освещения, если для этого отсутствуют отдельные электросчетчики? Никто ведь не обязал собственников помещений установить индивидуальные счетчики.

У некоторых арендаторов отсутствует отопление не только в помещениях, но и в подсобках, складах и т.д., и им насчитывают оплату по занимаемому метражу. Арендаторам, снимающим площади на первом и втором этажах, выставляются немалые суммы за техническое обслуживание лифтового оборудования, хотя они не пользуются услугами лифта.

 

– Обсуждался ли проект постановления с представителями бизнес-союзов?

 

– В тот-то и дело, что была нарушена сама процедура его принятия. В Протоколе поручений Президента Правительству № 3 от 8 февраля 2018 г. в п.3 четко определено: «Государственным органам при принятии нормативных правовых актов… руководствоваться нормами и принципами, заложенными в п.1 Декрета № 7 от23 ноября 2017 г. « О развитии предпринимательства» и Директивы № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь; не допускать закрепления в ведомственных документах положений, ограничивающих осуществление предпринимательской деятельности или создающих неравные условия для ее осуществления».

 

Правительство при принятии этого Постановления не выполнило ни один из пунктов вышеперечисленных документов. Доказательством этого является нарушение Протокола поручений, где в п.4 прописано: «при проведении экспертизы нормативных правовых актов давать принципиальную оценку их соответствия требованиям, предусмотренных в актах Главы государства по вопросам развития предпринимательства». Разработчики новых нормативных документов не руководствуются принципами, которые определил Президент.

 

Учитывая, что контроль над реализацией Протокола поручений, Директивы №4 возложен на Совет Министров, а проекты новых нормативных актов не обсуждаются, как это положено, с предпринимательскими структурами, то с завидной регулярностью рождаются подобные постановления, которые сводят на нет все усилия Президента, направленные на либерализацию бизнес среды в стране.

 

– Какие предложения выработаны экспертами МССПиР в сложившейся ситуации?

 

– Мы предлагаем повторно направить в Правительство Протокол поручений №3 от 8 февраля 2018 г. для более глубокого изучения и привлечь для обсуждения данного Постановления общественные бизнес-ассоциации.