fbpx

После вступления в силу Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» одной из важнейших задач работников министерств и ведомств является разъяснение субъектам хозяйствования, чиновникам на местах порядка применения на практике либеральных принципов, на которых будут строиться взаимоотношения государства с предпринимательским сообществом.

news11

В частности, специалисты Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды проводят разъяснительные встречи на разных уровнях. Начальник управления правового обеспечения Минприроды Елена Корякина провела деловую встречу с представителями бизнеса, организованную Республиканской конфедерацией предпринимательства.

Стоит подчеркнуть, что нововведения Декрета № 7, касающиеся изменений в области охраны окружающей среды, одобрены общественно-консультативным (экспертным) советом по развитию предпринимательства при Минприроды.

Без ГЭЭ

Е. Корякина разъяснила, что не подлежит государственной экологической экспертизе документация по:

– объектам строительства, если их размещение предусмотрено проектом застройки и по этому проекту получено положительное заключение ГЭЭ;

– объектам, размещаемым в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, если ранее в отношении их проводилась такая экспертиза, несмотря на то, что в заключении ГЭЭ по предпроектной (предынвестиционной) документации или архитектурному проекту предусматривается представление документации на ГЭЭ на последующих стадиях;

– техническим условиям, а также изменениями (или) дополнениям, вносимым в них, если требования безопасности и охраны окружающей среды установлены в соответствующем разделе государственного стандарта;

– всем планируемым объектам санаторно-курортных организаций в границах курортов, за исключением их размещения в границах особо охраняемых природных территорий;

– объектам общественного питания, объектам туристической инфраструктуры в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;

– реконструкции объектов, связанной с изменением назначения капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, если такое изменение не связано с воздействием на компоненты природной среды.

Изменены требования в части представления на ГЭЭ документации по сельскохозяйственным объектам. В действующем законодательстве ГЭЭ подлежат объекты, у которых базовый размер санитарно-защитной зоны составляет 300 метров и более. Согласно Декрету, следует исходить из критериев отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349, в который включены крупные объекты сельскохозяйственного назначения, отнесенные к экологически опасной деятельности. Например, эксплуатация объекта для выращивания птиц проектной мощностью 40 тыс. мест и более для птиц эксплуатация объекта для выращивания и откорма свиней проектной мощностью 750 мест и более для свиноматок и (или) 2 тыс. мест и более для откормочных свиней.

О проектах выбросов загрязняющих веществ

В соответствии с нормами Декрета № 7 все субъекты хозяйствования освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вправе не получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют три тонны и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют десять килограммов и менее в год.

Правила для ИП

Индивидуальные предприниматели и микроорганизации освобождены также от обязанности:

– разрабатывать индивидуальные технологические нормативы водопользования, если они осуществляют водопользование (водопотребление и водоотведение) только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов;

– проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

– назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами, не разрабатывать (не утверждать) инструкции по обращению с отходами производства и нормативы их образования, а также не вести учет отходов и не проводить их инвентаризацию.

Снос объектов

Новые нормы действуют и при сносе неиспользуемых объектов. Разрешен снос неиспользуемых объектов по решению местных исполкомов базового уровня. Они же определяют необходимость разработки проектной документации. Субъекты хозяйствования по согласованию с местными исполкомами определяют порядок сноса и порядок обращения с отходами, образующимися при этом.

Перевозка отходов производства разрешается без оформления сопроводительного паспорта при наличии ТТН.

Ответственность субъектов хозяйствования 

Непринятие мер по надлежащей организации деятельности, повлекшее причинение вреда, в том числе окружающей среде, если в деянии нет состава иного правонарушения, влечет наложение штрафа от 10 до 20 БВ. Право составлять протоколы об этом административном правонарушении принадлежит должностным лицам, определенным ст. 3.30ПиКоАП, а дела рассматривают районные (городские) суды.

План по реализации норм Декрета № 7 предусматривает:

  • корректировку 4 законодательных актов: «О государственной экологической экспертиза, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», «Об обращении с отходами», «Об охране атмосферного воздуха»;
  • внесение изменений и дополнений в Водный кодекс;
  • также будет переработаны 5 постановлений правительства Республики Беларусь (по вопросам проведения государственной экологической экспертизы, мониторинга окружающей среды, обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха), 8 постановлений Минприроды.

Кроме того, Минприроды занимается подготовкой предложений по оптимизации объектов и правил проведения государственной экологической экспертизы, включая анализ формирования стоимости услуг исходя из экономически обоснованных затрат.