На семинаре «Финансовые тренды 2017: стратегия и тактика», организованном консалтинговым агентством Fox Hunt, известный экономист, глава налоговой группы Литовской бизнес-конфедерации Марюс Дубниковас рассказал об истории финансовых кризисов и тревожных звоночках, предвещающих их.
Финансовые кризисы происходят с цикличностью 7-10 лет. Первый документально обоснованный финансовый кризис случился в первой половине XVII века и получил название «тюльпаномания». В то время Голландия переживала «золотой век» - у части населения было много денег, богатые люди хотели покупать предметы роскоши. И этим предметом оказались тюльпаны – новинка среди цветов.
В луковицы тюльпанов проник вирус, и они стали мутировать, менять цвет. Элита решила: покупаем только разноцветные тюльпаны. Случился бум! Все хотели зарабатывать на тюльпанах. Дошло до того, что цена одной луковицы сравнялась с ценой дома. За полгода рынок перегрелся и в 1637 году тюльпановый пузырь лопнул.
Второй финансовый кризис случился в Британии. В начале XVIII века экономика Британии была сильно закредитована. Чтобы решить проблему выплат по займам, правительство решило основать монополию, которая вела бы торговлю между Европой и Южной Америкой. Доходы «Компании южных морей» предполагалось направлять на выплату долгов. Чтобы сделать компанию популярной, ее акции продали членам правительства, а также их могли купить и рядовые граждане. Не остались в стороне и члены парламента. Купив акции, они расширили полномочия компании, чтобы получать больше прибыли. Среди владельцев акции были и заметности, в частности, Исаак Ньютон. Несмотря на ажиотаж, к третьему году существования «Компании южных морей» выяснилось, что она успешна только на бумаге, в реальности же за три года лишь три корабля совершили рейсы. На этом пузыре Исаак Ньютон потерял 20 000 фунтов. После этой истории стал известен его афоризм: «Я могу рассчитывать движение небесных тел, но не сумасшествие людей».
Третий классический финансовый кризис тоже имел место в Британии. В моду входил железнодорожный транспорт. Все стали покупать акции железных дорог, парламент сообщил, что ежегодно будет строиться 15 км железнодорожного полотна. Однако никто не подумал, что нужны сталь, лес и специалисты. В итоге акции потеряли цену. Те, кто быстро понял, что это пузырь, могли спекулировать на акциях и хорошо на них заработали. Те, кто верил, что железную дорогу проложат чуть ли не к каждому дому, понесли убытки.
М. Дубниковас рассказывал о кризисах прошлых веков, но и до сих пор не изменились причины, по которым лопаются финансовые пузыри. Эксперт резюмировал, что к кризису приводит:
- перепроизводство товаров, когда предложение превышается спрос (тюльпаномания);
- вмешательство государства в экономику – когда правительство начинает интервенции, кризис очень близок («Компания южных морей»);
- слепое поклонение техническому прогрессу – не все идеи жизнеспособны (длина сети железной дороги Британии).
«В межкризисный период можно заработать, - говорит М. Дубниковас. - Но нужно понимать, когда пузырь лопнет». На гребне волны можно удвоить свой заработок, если суметь это спрогнозировать.
Все это можно рассчитать по формуле профессора Йельского университета Роберта Шиллера, который получил Нобелевскую премию в области экономических наук в 2013 году:
Р=Р(ЕМ)+В
Р - рыночная цена актива
Р(ЕМ) – стоимость активов
В – цена пузыря
Можно и без формул определить перспективность рынка. Ближе к насыщению рынка возрастает инвестиционная доходность и кажется, что так будет всегда. Но если рынок насыщен на 99%, то неизбежен спад. А если емкость 4%, то рынку еще долго расти.
Эксперт отметил, что каждый человек в среднем испытывает на своем взрослом веку 5 кризисов. Последний кризис случился в 2008 году. Он хотя и не был таким серьезным как «великая депрессия», однако и недооценивать его не стоит. Если за период лопанья пузырей считать 10 лет, то мы на пороге нового финансового кризиса. «Когда по кирпичику уходят инвестиции – ожидайте пузыря», - предостерег М. Дубниковас.