Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С.Кунявского провел в Минске семинар-совещание «Повышение конкурентоспособности белорусских товаров и увеличение их продаж на отечественном рынке». Кроме директоров предприятий легкой промышленности, на нем присутствовали представители органов госуправления.
Открывая семинар-совещание, директор БСПН Жанна Тарасевич отметила, что необходимо повернуть лицом потребителя к товарам отечественного производителя. Это очень серьезная проблема, которую невозможно решить за один день, но нужно начинать делать хотя бы небольшие шаги.
Председатель Ассоциации производителей и продавцов товаров народного потребления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С.Кунявского Владимир Астровский отметил, что за последнее время удельный вес проданных белорусских потребительских товаров снизился на 15%, и таким образом общий объем продаж не превышает 50%. По некоторым позициям ситуация просто катастрофическая: объем продаж белорусской обуви снизился в 10 раз, верхней одежды с 58% упал до 25%.
По словам В.Астровского, новые торговые центры продают преимущественно импортный товар, и если дело так и дальше пойдет, то в обозримом будущем некоторые предприятия белорусского легпрома будут вынуждены закрыться.
«Изменилось и потребительское поведение: покупатели находятся на границе низкого и среднего ценового сегмента, - отметил В.Астровский. - Они хотят купить дешевле, но сохранив свои прежние запросы, которые сегодня выше их экономических возможностей». Удовлетворить их пытаются российские поставщики, цены которых ниже белорусских, и «азиатские товары под мировыми брендами».
В.Астровский подчеркнул, что дебиторская задолженность торговли перед производителями существенно ухудшает положение предприятий.
Эту тему продолжила начальник управления по маркетингу, планированию и сбыту трикотажных изделий ОАО «Полесье» Наталья Шарук: «С торговлей проблема по оплатам. Белкоопсоюз имеет задолженность более 50%. Обидно, что наш товар продан, а денег мы не видим. Нет оборотных средств - нет движения вперед».
Н.Шарук заметила, что «не вся такая торговля - ТД «Немига», ГУМ, ЦУМ всегда вовремя рассчитываются, а иногда и частичную предоплату делают».
Обсуждая вопрос о платежной дисциплине, заместитель министра торговли Ирина Наркевич отметила, что в Законе «О торговле» возник перекос: обозначены сроки оплаты для продовольственной группы товаров и алкоголя, но ничего не сказано о промышленных товарах. Она полагает, что в 2017 г. в него будут внесены изменения, которые устранят этот дисбаланс.
И.Наркевич обеспокоена тем, что в Беларуси нет своего агрегатора интернет-торговли. В некоторой степени эту роль выполняет «Белпочта». Между тем, по мнению замминистра, у современного человека не всегда есть время ходить по магазинам, поэтому отечественным производителям необходимо осваивать торговые интернет-площадки.
Н.Шарук рассказала, что ОАО «Полесье» долго вело переговоры с одним известным российским агрегатором, однако они не увенчались успехом. Интернет-магазин требует торговую премию в размере 38% и цену товара не выше, чем в магазине, а это уже убыточно для предприятия.