Низкие цены на газ долгое время были одним из важнейших факторов конкурентоспособности белорусских предприятий. Однако из-за падения стоимости нефти на международных рынках, что в свою очередь спровоцировало снижение цен на газ для большинства мировых производителей, Беларусь фактически утратила традиционное преимущество.
Это обстоятельство вынудило власти пойти на отчаянный шаг: не добившись ценовой скидки на газ от «Газпрома», Беларусь в одностороннем порядке перешла на альтернативную, более выгодную для себя формулу ценообразования на стратегическое сырье, которая предусмотрена соглашением о переходе на равнодоходные цены на газ в рамках Таможенного союза. Поставщик газа - дочернее предприятие «Газпрома» в нашей стране - «Газпром Трансгаз Беларусь» считает это нарушением действующего контракта и обратился в Международный арбитражный суд при БелТПП.
Кроме того, падение мировых цен также ощутимо ударило по белорусской «нефтянке», которая еще недавно приносила в бюджет до 40% объема валютной выручки. Неслучайно к ситуации на мировом рынке нефти сейчас приковано повышенное внимание руководства страны.
Нефть: восстановится ли цена?
Одно из главных макроэкономических событий начала июня - заседание Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в Вене - не принесло сенсаций. Как и ожидалось, картель по итогам плановой 169-й встречи в очередной раз не стал трогать производственную квоту, и в то же время организация пришла к консенсусу в том, чтобы не увеличивать производство нефти. Как отмечается в итоговом коммюнике картеля, сейчас «рынок нефти проходит период стабилизации».
Мировые биржи сдержанно прореагировали на финальную резолюцию ОПЕК - котировки продолжают оставаться в зоне, близкой к 50 долл. за баррель. Избыточная волатильность, свойственная марту-апрелю, когда ежесуточные «скачки» могли менять цену барреля на 7-10%, осталась позади: теперь дневной коридор изменения цены барреля 2-2,5% считается предельным.
По мнению экспертов, это свидетельствует о постепенной стабилизации нефтяного рынка, наступление которого отраслевые экспертные институты и глобальные инвестиционные банки ожидают уже в конце года, а не 2017 г., как заявляли ранее. Следовательно, в ближайшие полгода цена нефти может достичь 60 долл. за баррель.
Сдерживающим фактором роста цен на «черное золото» может стать ожидание скорого восстановления производства сланцевой нефти в США. Однако неясно, как скоро инвестиции начнут возвращаться в североамериканский сектор нетрадиционной нефти, и будет ли этот процесс синхронным с ростом мировых котировок на нее. В то же время рост цен сопровождается усилением конкуренции на глобальном рынке. Так, 6 июня Саудовская Аравия снизила цены на сырую нефть для Европы с поставками в июле (на 10-35 центов за баррель). Но это - избирательный демпинг, так как синхронно Saudi Aramco соразмерно подняла ставки для азиатских контрагентов: теперь премия для марки Super Light составит 10 центов, для Arab Light - 35 центов за баррель, что примерно на полдоллара выше регионального уровня.
Конъюнктурный ход Саудовской Аравии на понижение эксперты связывают с тем, что страна продолжает демпинговую войну с Ираном на европейском направлении, соревнуясь в дисконтах. Кроме того, растет оптимизм по спросу на нефть со стороны Китая и Индии. Также саудовцы поднимают отпускные цены на нефть и для США - стоимость барреля сорта Arab Light добавит 10-20 центов. Это связано с регрессом сланцевой добычи в Северной Америке. Вероятно, учитывают саудовцы и последствия майских пожаров в канадской нефтеносной провинции Альберта, из-за которых были существенно ограничены экспортные поставки нефти в США.
«Впрочем, некоторые инвесторы в США начали ставить на то, что нефть подорожает до 100 долл. за баррель на горизонте до четырех лет», - пишет Bloomberg со ссылкой на данные Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX). За последний месяц на ней были зарегистрированы эпизодические покупки опционов «колл» на нефть WTI с исполнением до конца 2018-2020 гг. по ценам 80-110 долл. за баррель. Держатели этих контрактов смогут получить прибыль, если нефтяные котировки поднимутся выше соответствующих цен исполнения опционов. Колл-опцион позволяет его владельцу купить базовый актив (в данном случае фьючерсы на нефть WTI) по оговоренной контрактом цене (страйк) в течение оговоренного срока. Eсли к моменту исполнения опциона рыночная цена актива будет выше цены-страйк, инвестор может получить прибыль на разнице.
Как следует из данных NYMEX по состоянию на 9 июня, количество открытых позиций в колл-опционах, которые могут быть исполнены до декабря 2018 г. по цене 100 долл. за баррель, составляет 4 057 (эквивалентно 4 млн баррелей). Eще больше открытых позиций - 10 тыс. - в опционах со страйком 125 долл. Среди опционов с исполнением до декабря 2020 г. есть открытые позиции - 302, которые окажутся в плюсе, если цена нефти будет выше 91 долл. за баррель, а также 128 позиций, которые принесут выгоду при цене нефти выше 100 долл.
Избыточная волатильность, свойственная марту-апрелю 2016 г., когда ежесуточные «скачки» могли менять стоимость барреля на 7-10%, осталась позади: теперь предельным считается дневной коридор изменения цены барреля 2-2,5%.
Россия: Центробанк улучшил прогнозы
Прогнозировать нефтяные цены - дело неблагодарное, тем не менее на фоне недавнего саммита ОПЕК в Вене эксперты не отказывают себе в этом удовольствии.
Нефтяной аналитик и глава энергетического агентства Petroleum World Элио Оэп заявляет, что цены на уровне 100 долл. за баррель ждать не стоит. Подобный прогноз - далеко не первый. Еще в прошлом году член саудовской королевской семьи принц Аль-Валид ибн Талал аль-Сауд довольно резко заявил: «нефть никогда больше не будет стоить 100 долл. за баррель». По его мнению, такая цена была явно искусственной и раздутой.
В дорогую нефть не верит и глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев, который в ходе встречи с представителями немецкого бизнеса отметил: «Сейчас имеет место некоторое восстановление нефтяных цен. Наверняка они не будут такими высокими, как несколько лет назад. Но этого и не требуется - сейчас рынки находят новые равновесия. Если говорить о нефти, это от 50 до 50 с небольшим долларов за баррель, что комфортно и для поставщиков, и для потребителей».
Но среди российских экспертов единства в оценках нет. «Именно цена выше 100 долл. позволила провести сланцевую революцию в США, с последствиями которой теперь вынуждены бороться ведущие экспортеры», - считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. И в ближайшем будущем она вряд ли поднимется выше 60 долл., потому что в дело снова будут пущены сланцевые скважины, сейчас законсервированные.
Татьяна МАНЕНОК
Продолжение читайте в печатной версии журнала.
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции