Экономисты и представители деловых кругов - о ситуации в экономике и бизнесе.
Дмитрий КАЛЕЧИЦ, заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь - о ситуации в банковской системе (из доклада на заседании Правления НБ РБ):
- Прибыль банковского сектора по итогам 2020 г. составила 1 млрд. рублей, что на 13,5% меньше уровня предыдущего года. Ухудшение финансового результата негосударственных банков было более заметным. Основным фактором снижения прибыли банковского сектора по итогам 2020 г. выступил рост чистых отчислений в резервы на 501,6 млн. рублей, что не в полной мере было компенсировано ростом доходных структурных компонент.
Источником увеличения прибыли банков в 2020 г. выступил рост чистых доходов от операций с иностранной валютой. Объем чистого прочего банковского дохода превысил на 251 млн. рублей уровень 2019 г. Прирост чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода банков по итогам 2020 г. был невысоким. Рентабельность собственного капитала банковского сектора по итогам года снизилась на 2 процентных пункта и составила 8,9%.
Наиболее значимым риском для финансовой стабильности остается кредитный риск. За 2020 г. доля необслуживаемых активов увеличилась с 4,6 до 4,8%. Стоит отметить, что первая половина 2020 г. характеризовалась ростом доли необслуживаемых активов, в то время как во второй половине наблюдалось некоторое снижение.
Угрозу финансовой стабильности несет недостаточно высокая эффективность распределения финансовых ресурсов в экономике. Зачастую кредитные ресурсы направляются в пользу неконкурентоспособных предприятий в ущерб эффективным хозяйствующим субъектам, что снижает экономический потенциал государства. Ряд государственных предприятий – крупнейших кредитополучателей имеют ограниченные возможности по самостоятельному обслуживанию долга. Объем задолженности таких предприятий оценивается Национальным банком на уровне около 14% к ВВП.
Вадим ИОСУБ, старший аналитик финансовой компании «Альпари Евразия» объяснил, почему относительный экономический успех Беларуси может обернуться поражением:
- ВВП Беларуси упал по итогам 2020 года на 0,9%, что значительно меньшее падение, чем у всех соседей Беларуси и в большинстве государств в мире. Однако на самом деле это плохо.
Значительное падение ВВП в США, Европе, странах бывшего СССР и других государствах в условиях пандемии вполне логично и является следствием карантина, локдауна, снижения спроса, прекращения поездок. Снижение производства - это нормальная реакция на снижение спроса, что и произошло во всем мире. В Беларуси же до сих пор гонятся за валовыми показателями, и на сильное снижение внешнего и внутреннего спроса экономика ответила попыткой производить все в прежних объемах.
В результате то, что спроса не находило, отправляли на склад либо отгружали в другие страны без получения оплаты. И то, что оказалось на складе, идет в плюс к ВВП. Этим и объясняется меньшее, чем в других странах падение ВВП. Заплатить за это пришлось финансами предприятий и деньгами из госбюджета. В результате резко выросло количество убыточных предприятий и суммы убытков. Ведь на производство потрачены деньги, ресурсы, выплачена зарплата, а продукция не продана.
Государству пришлось резко нарастить - в три раза больше, чем запланировано - директивные кредиты за 2020 год. И все это - кредиты хронически убыточным предприятиям, которые никогда не вернутся. Все это оказало инфляционное и девальвационное давление. Инфляция составила 7,4% вместо запланированных 5%. Доллар подорожал к белорусскому рублю за год больше, чем на 20%. Были недополучены доходы бюджета, прежде всего, по статье налог на прибыль. А ресурсы Минфина, накопленные за предыдущие годы, когда бюджет сводился с профицитом, потрачены.
Владимир РЕЗНИКОВ, учредитель пансионата «Лесное-Рудня» в интервью «Экономической газете» предложил ряд мер по развитию внутреннего туризма:
- Что касается того, что могут сделать органы государственной власти, то можно внедрять, например, программы кластерного развития туризма или по примеру России ввести «туристический кэшбэк» с упором на поддержку отдыха в межсезонье, выдавать сертификаты малообеспеченным слоям населения. Через такие рыночные механизмы государственная поддержка может стать реально доступной для объектов всех форм собственности – кто привлек туриста, тот и получил господдержку.
Странным представляется повышающий коэффициент 2 для налога на недвижимость, устанавливаемый местными советами, особенно в период, когда эта недвижимость фактически простаивает. Аналогичный вопрос и по введению курортного сбора в белорусских лесах. Да, есть курортный сбор, например, в Сочи или Карловых Варах? Это плата отеля администрации города за то, что она владеет сильным туристическим брендом, приводит в отель турпоток и постоянно вкладывает ресурсы в рекламу туристической привлекательности региона. А какой курорт в белорусском лесу и у кого болит голова за привлечение туриста в лесной отель кроме собственника?
В качестве конкретных антикризизисных мер для развития загородного гостеприимства, которые зависят от госмонополистов, я бы предложил следующие:
- приоритетное развитие инженерных сетей в направлении объектов загородного туризма;
- введение для таких объектов энерготарифа как для населения, а тарифа на отопление – не дороже 10 копеек;
- товарное кредитование на 3-5 лет под гарантии местных исполкомов инвестиционных товаров местного производства – древесины, песка, цемента, асфальта и т.п. для нового строительства на территории туробъектов;
- выделение государством дотаций предприятиям-монополистам на проведение данных мероприятий;
- внедрение кредитного продукта для нового строительства с уровнем «ставка реф. минус 3%» и сроком возврата не менее 7 лет.