fbpx

Представители органов государственного управления и деловых кругов прокомментировали ситуацию в экономике и своем бизнесе.

 

Петр ПАРХОМЧИК, министр промышленности Беларуси - о результатах работы и перспективах машиностроительной отрасли в 2020 г.:

слагаемые пархомчик блиц- В настоящее время в Министерстве промышленности реализуется Государственная программа развития машиностроительного комплекса Республики Беларусь на 2017-2020 гг. В основном задачи этой программы выполняются. Хотя рыночные условия сегодня настолько стремительно меняются, что заставляют оперативно корректировать некоторые позиции. Так, в этом году машиностроителям пришлось работать на фоне мировых кризисных явлений, вызванных, в том числе пандемией COVID-19. В связи с этим некоторые предприятия испытывают трудности с наполнением портфеля заказов и сбытом произведенной продукции.

 

В I полугодии 2020 г. организации отрасли отгрузили на экспорт продукции на общую сумму более 3,4 млрд долл. Темп роста внешних поставок машиностроительных предприятий, производящих вычислительную, электронную и оптическую аппаратуру (подсекция CI), составил 115,6%. В целом на реализацию Госпрограммы в I полугодии этого года направлено более 393 млн руб. инвестиций в основной капитал.

 

В I квартале организации машиностроения достигли темпа роста добавленной стоимости на одного среднесписочного работника - 105,9%. За этот же период на предприятиях, производящих электрооборудование, темп роста добавленной стоимости на одного работающего составил 114,3%. А на выпускающих транспортные средства и оборудование - 116,7%.

 

Социально-политическая обстановка на подведомственных Минпрому предприятиях стабильная, они работали и работают в штатном режиме. Доводится информация по ежедневным (ежесменным) объемам производства, которые необходимо выполнить, по возможному уровню зарплаты при их выполнении и перевыполнении. А также о том, что выражать свою гражданскую позицию необходимо исключительно в рамках действующего законодательства!

 

В то же время следует отметить, что информация о забастовках на машиностроительных предприятиях, распространяемая в СМИ, вызвала у иностранных партнеров сомнения, что организации Беларуси в установленные сроки смогут выполнить заказы в соответствии с заключенными договорами, а также своевременно оплатить поставленные зарубежными компаниями комплектующие и запасные части к выпускаемой продукции.

 

Например, ОАО «Гомсельмаш» посетил представитель Казахстана, чтобы лично убедиться, что предприятие работает в штатном режиме. Если ЗАО «Атлант» раньше получало из стран Европы комплектующие с рассрочкой платежа, то сейчас ему предлагают работать по предоплате. Все это, безусловно, создает дополнительные проблемы для ритмичной работы предприятий машиностроительных в нынешних экономических условиях.


 

Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика» - о росте внешнего долга Беларуси и политических рисках:

 

на пороге Качуровский- Белорусский Минфин на 1 августа оценивал госдолг страны на уровне 53 млрд руб., или 35% ВВП. При этом его внешняя часть составила 17,7 млрд. Долговая зависимость страны продолжает расти (в январе 2020 г. она составляла 45 млрд руб., или 33,7% ВВП, внешняя - 17,1млрд долл., или 27% ВВП).

 

В целом белорусская ситуация по сравнению с другими странами, например, с Украиной (там в конце 2019 г. долг достигал 79% ВВП), не столь критическая. Однако основной проблемой для правительства является ограниченность источников покрытия и обслуживания задолженности. Страна зависит от внешних поступлений валюты. В условиях падения экономики и рисков, связанных с нефтяными проблемами и пандемией коронавируса, Минск все больше подсаживается на кредитную зависимость. По итогам 7 месяцев экспорт белорусских товаров, например, упал на 16,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

 

Бюджет активно стремится в дефицитную зону. По итогам года его потери Минфином прогнозируются до 4 млрд руб., рост дефицита - до 2,1 млрд. В случае негативного сценария он может увеличиться и до 5 млрд (порядка 1,9 млрд долл.).

 

Беларусь становится на путь новых заимствований для возврата прежних долгов. Если в 2019 г. на погашение внешнего государственного долга ушло более 1,5 млрд долл., то на 2023-й планируемые выплаты составят 3,8 млрд. Пример Украины становится реальным для Минска. Так, с апреля по июль внешний долг страны вырос с 16,6 до 17,8 млрд долл. А с учетом нового российского кредита его размер достигнет 20 млрд, причем часть пойдет на погашение предыдущих заимствований и за поставки газа.

 

До последнего времени у Беларуси был статус надежного заемщика. Однако закрыть финансовые бреши без европейского, китайского и московского долговых рынков стране не удастся. Между тем, ситуация, возникшая в стране после выборов, уже сказалась на перспективах увеличения белорусского госдолга. Международное рейтинговое агентство S&P заявило, что Беларусь может оказаться под международными санкциями, что способно привести к закрытию доступа к внешним рынкам капитала. Москва также ограничена в кредитной помощи на покрытие проблем Беларуси. Помимо стремительно растущего дефицита бюджета страна столкнулась с сокращением золотовалютных резервов, которые уходят на подержание курса национальной валюты.


 

Дмитрий ЛОБАН, директор ООО «А-Лизинг - о ситуации на лизинговом рынке:

 

закон лобан- Происходящие в настоящее время в экономике процессы негативно отразились и на объемах лизинга. Мы работаем преимущественно в сегменте лизинга новых легковых автомобилей, и он также сократился. За первые 6 месяцев продажи в количественном выражении уменьшились в среднем на 80% в сравнении с 1-м полугодием 2019 г. При этом в большей степени просели продажи физическим лицам. В июле наблюдался рост продаж и отставание с прошлым годом чуть сократилось.

 

Наиболее востребованная валюта финансирования - это, конечно, белорусские рубли. Клиенты, чья функциональная валюта BYN, предпочитают не нести дополнительный валютный риск и иметь доходы и расходы в одинаковой валюте. В то же время, драйвером части продаж в 2020 г. были девальвационные ожидания.

 

По реструктуризации долга больше всего обращений у нас было из отраслей, которые оказались в наиболее затруднительным положении - туризм, общепит, организация и проведение массовых мероприятий. Мы искали варианты выхода из сложившейся ситуации: предлагали отсрочки платежей, льготные периоды оплаты, замену предметов лизинга, шли навстречу, где это было возможно. По состоянию на сегодня у нас не произошло серьезного ухудшения качества лизингового портфеля, но на фоне продолжающегося экономического спада и новой волны COVID, думаю, основные трудности еще впереди.

 

Прогнозировать ситуацию сейчас вряд ли кто-то возьмется, но, думаю, что готовиться нужно к пессимистическому сценарию, в основе которого - сжатие рынка лизинга легковых автомобилей. Это - и невысокая инвестиционная активность во всех отраслях, и сокращение доходов субъектов хозяйствования из-за снижения объемов кредитования и инвестиционной активности, а также - последствия влияния очередной волны коронавируса. Осложнение ситуации с экономическим положением компаний вновь актуализирует проблему плохих долгов, что потребует внимательной работы с качеством лизингового портфеля.