Представители деловых кругов комментируют ситуацию в экономике страны и своем бизнесе.
Кристина КРУПАТИНА, учредитель ООО «Ай Кью Проперти Групп» - о том, что происходит на рынке складской недвижимости:
- Из всех сегментов коммерческой недвижимости склады пока переживают кризис с наименьшими потерями. В то время как в торговом и офисном сегментах пересматриваются договорные отношения, спрос на складские площади остался довольно стабильным, хотя и особого роста его не наблюдается. Если и появляются вакантные площади, то это в основном небольшие склады площадью от 300 до 600 кв.м.
Что касается арендных ставок, то в целом они пока держатся на прежнем уровне. Хотя имеет место тенденция снижения арендной ставки до 10% по просьбам арендаторов и, как правило, на краткосрочный период - от месяца до четырех, с договоренностью дальнейшего пересмотра в зависимости от экономической обстановки.
Стабильность рынка складской недвижимости объясняется, прежде всего, ростом онлайн-торговли в условии пандемии. Склады трансформируются в торговые площадки, и отгрузки происходят с них напрямую потребителю, минуя классические магазины. Скорее всего, этот тренд не потеряет актуальности и после окончания пандемии. Хотя, начиная с марта количество сделок по аренде - минимальное, а продажи таких помещений практически отсутствуют, за редким исключением. Потребители оттягивают принятие решений как по аренде, так и по приобретению складских площадей.
Пандемия и кризисные процессы 2020 г. на рынке совпали с практически нулевой вакантностью качественных складов. Несколько новых проектов будут введены не ранее 2022-2023 гг. Если сравнить это с кризисом 2014-2017 гг., то тогда снижение ставок было вызвано, прежде всего, тем, что на рынок «вывалилось» большое количество новых объектов и это совпало с «дном» кризиса. Нынешняя ситуация значительнее оптимистичнее, так как сопровождается переходом многих компаний на онлайн-торговлю напрямую со складов и дефицитом качественных площадей.
Конечно, некоторая стагнация рынка складской и индустриальной недвижимости наблюдается. Она выражается в задержках арендных платежей, небольшом пересмотре арендных ставок на некоторый период по инициативе арендаторов, отсутствии новых заявок на аренду или расширение площадей. Что касается ставок на качественные складские площади классов «А» и «B» в пределах 10 км от МКАД, то они останутся относительно стабильными до конца года.
Вадим ИОСУБ, старший аналитик «Альпари Евразия» - о том, почему потери европейской экономики из-за пандемии будут большими, чем ожидалось:
- Экономика еврозоны в этом году погрузится в более глубокую рецессию, а ее восстановление в 2021 г. будет менее резким, чем предполагалось ранее, - прогнозирует Еврокомиссия, добавляя, что больше всего от пандемии COVID-19 пострадают Франция, Италия и Испания. По мнению Еврокомиссии, экономика еврозоны в этом году сократится на рекордные 8,7%, а в 2021-м вырастет на 6,1%. В начале мая она прогнозировала снижение ВВП в этом году на 7,7% и рост на 6,3% в 2021-м.
Еврокомиссия также была вынуждена пересмотреть предыдущие прогнозы по отдельным государствам из-за менее быстрого, чем ожидалось, снятия карантинных мер. Исполнительный орган ЕС значительно сократил прежние прогнозы для Франции, Италии и Испании - стран, наиболее пострадавших от пандемии, - и теперь ожидает снижения ВВП каждой из них в этом году более чем на 10%.
Крупнейшая экономика еврозоны - Германия, где масштабное тестирование помогло ограничить смертность, как ожидается, сократится в 2020 г. на 6,3%, что меньше майского прогноза в 6,5%. Тем не менее, восстановление экономики Германии в 2021 г., вероятно, будет менее выраженным, чем прогнозировалось ранее.
Глава Европейского центробанка Кристин Лагард отмечает необходимость сохранения масштабных мер стимулирования для поддержки восстановления экономики. По ее словам, ЕЦБ задействует весь объем экстренной программы скупки активов, чтобы помочь еврозоне пережить коронавирусный кризис. Хотя поступающие данные сигнализируют о возобновлении экономической активности в еврозоне, уровень этой активности остается значительно более низким, чем до пандемии, а значит прогноз остается крайне неопределенным.
По словам К.Лагард, экономические данные и исследования указывают на значительное, однако неровное восстановление экономики в мае и июне. Неопределенность вокруг масштаба восстановления остается высокой. Баланс рисков продолжает склоняться в сторону снижения. К.Лагард добавила, что базовый макроэкономический сценарий ЕЦБ учитывает потенциальную вторую волну коронавируса. Центробанк ждет, что инфляция в ближайшие месяцы замедлится, но ускорится в 2021 г.
Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика» - о введении «пятилеток» и других изменениях в экономике:
- Правительством Беларуси заявлено, что в будущем в основу экономического развития будут положены 5-летние планы, которым придадут статус закона. При этом руководство страны, очевидно, понимает такую реформу как развитие и совершенствование существующих направлений, и уже на их основе планирует создание новых высокотехнологичных производств.
Так, в следующей пятилетке Беларусь сделает основной упор на импортозамещение. Особо отмечается, что такой подход не является ретроградным, а считается четким планированием, которое применяется в других государствах, включая мировых лидеров (флагманом и маяком таких пятилеток определена Япония).
Реформа также затронет заработную плату, которая станет особым объектом внимания со стороны государства. Правительство будет контролировать ее даже у тех, кто считает себя «свободным от всего». Мерило благополучия - средний доход работников 10 ведущих предприятий страны («Атлант», «МАЗ», «БелАЗ» и др.). Предполагается, что частный бизнес не сможет платить своим работникам меньше, чем средняя зарплата в этих госкомпаниях.
Конечно, предпринимателю, который не производит экспортно ориентированный продукт или не оказывает такие услуги (в условиях высоких неконкурентных кредитных ставок для развития и оборота, относительно высоких налогов), будет сложно обеспечить нормы правительства по зарплате наемным работникам. Подобные «новации» просто будут включаться в цену продукции, что станет дополнительной проблемой Нацбанка по таргетированию инфляции.
Вероятно, любые изменения будут направляться только на совершенствование уже достигнутого по принципу: не надо ничего разрушать, надо спасти экономику, защитить людей и хотя бы на 5% продвинуться вперед. Но такие подходы по реанимации (через инвестиции и приватизацию) старых предприятий, которые не отвечают V-VI технологическим укладам и в целом являются энергоемкими, технологически и экологически затратными, не выведут Беларусь в разряд развитых технологических стран с высоким уровнем услуг.