fbpx

Представители деловых кругов комментируют ситуацию в экономике страны и своем бизнесе.

 

Сергей ЦАРИК, директор белорусского направления Webcom Group - об успешных примерах организации онлайн-продаж:

 

меняться царик- Мы как агентство, которое имеет в портфеле более 3 000 активных клиентов из  самых разных сегментов бизнеса, в марте-мае 2020 г. наблюдали существенные изменения в поведении компаний. Бизнес четко разделился на два типа: те, кто вошел в полный анабиоз, и те, кто начал моментальную адаптацию под меняющиеся на глазах реалии. Многие топ-менеджеры белорусских компаний, с которыми довелось общаться в этот период, удивили бездействием и упованием на «светлое будущее». Мол, завтра все вернется на круги своя.

 

Понятно, что многим сферам, таким как туризм, офлайн-развлечения, традиционная розница и др., непросто трансформироваться из офлайна в онлайн. Но, тем не менее, мы получили довольно много новых клиентов, которые ранее фактически не были представлены в онлайне. Оказалось, что запустить тот же интернет-магазин при наличии действующей розницы в офлайне не так сложно. Достаточно подготовить своих же продавцов к обработке заказов в интернет-магазинах и отработать логистику. Большинство клиентов воспользовались готовыми решениями по созданию интернет-магазинов, конструкторами лендингов (одностраничных сайтов) и начали развивать присутствие в социальных сетях. То, что ранее требовало от полугода до года, сегодня делается за 1-2 недели.

 

Приятно удивили некоторые локальные бизнесы-сегменты. К ним можно отнести внутренний туризм и отдых, который резко вышел в онлайн, так как лишился постоянного потока российских туристов. Мы увидели в интернете массу новых санаториев и усадеб, которые запустили рекламные кампании, направленные на белорусских клиентов, чего ранее фактически не было.

 

То же касается некоторых производителей: для них наступил хороший период, чтобы переключить на себя внимание местных компаний, ранее работавших с зарубежными поставщиками. Закрытие границ, проблемы с логистикой, задержки в поставках вынудили многих искать альтернативы внутри страны. И ряд наших новых клиентов воспользовались ситуацией, увеличив количество дилеров и удвоив-утроив производство и продажи.

 

Что касается изменений, происходящих в рекламных кампаниях, то, по нашим оценкам, в некоторых нишах из пула активных ушло порядка 25% рекламодателей, и это не считая полностью остановленных сегментов. Но это позволило оставшимся откручивать рекламу с меньшей ценой за клик и получать больше клиентов.


 

Игорь КОЛЬЧЕНКО директор PR-агентства Sette - о том, как белорусский PR переживает пандемию COVID-19:

 

есть Кольченко блиц- Понятно, что наша отрасль - в числе наиболее пострадавших. Могу сказать на примере нашего агентства, что мы вынуждены были сократиться наполовину, просто чтобы свести концы с концами. Момент был морально очень тяжелый - нам пришлось расстаться с ребятами, которые стажировались или были на испытательном сроке: иначе мы бы не вытянули компанию. Нам звонили некоторые клиенты и даже писали в мессенджере, что, мол, извините, но мы вынуждены проект отменить.

 

Но мы - крупное агентство, которое работает с ведущими белорусскими брендам -, A1, «Аливария», Borjomi, Danone, Альфа-Банк, годами выстраивали с ними партнерские отношения, поэтому даже в самые тяжелые моменты - весной - мы не прекращали работать и решать задачи этих партнеров. В этом смысле, считаю, было правильно, что нам, т.е. бизнесу не запретили работать, дали возможность платить зарплаты сотрудникам, подрядчикам, выплачивать налоги. Мы не уходили из офиса, выполняли свои обязанности с соблюдением всех мер предосторожности, хотя у каждого сотрудника была возможность работать из дома.

 

Некоторые мои коллеги вообще закрыли офисы - не из-за опасности заразиться, а чтобы не платить аренду. Потому что не из чего! Однако труднее всего, как мне кажется, пришлось фрилансерам, тем, кто работает с малым и средним бизнесом, наиболее пострадавшим от локдауна. Боюсь представить, что было бы с нами, если бы, допустим, мы специализировались на продвижении ресторанов или турагентств.

 

Долгое время фриланс считался «землей обетованной» для профессионалов, которые добились успеха где-то в корпорации, поверили в свои силы и ушли на вольные хлеба. Думаю, сейчас будет идти обратный процесс их трудоустройства, потому что минусы нестабильности превысили все плюсы творческой свободы. Как быстро отрасль оправится? К счастью, сейчас экономическая активность начала восстанавливаться. К несчастью - происходить это будет медленно. Но пациент скорее жив.

 

Что касается PR-проектов, которыми мы занимались во время пандемии, то по большей части это были социальные проекты, связанные с деятельностью брендов по борьбе с последствиями COVID-19. Но мы вывели на рынок не меньше пяти новых продуктов. В каждом из этих случаев офлайновые активности отсутствовали или были сведены к безопасному минимуму. Для нас это не критичная ситуация: примерно 50% наших PR-проектов и до этого были ориентированы на онлайн.


 

Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика» - о состоянии дел в белорусской экономике:

 

беларусь Качуровский- Беларусь в апреле продемонстрировала наименьший спад по сравнению со странами региона (даже с учетом приостановки поставок нефти в начале года). Россия, например, снизила рост на 10-15% гг., Украина - на 11% гг., Казахстан - на 7,5% гг. Согласно официальной статистике, сегодня страна является островком благополучия среди них (спад в апреле - 4,3% гг.).

 

Однако межстрановые сопоставления экономической активности не должны расслаблять (см. табл.). Белорусская экономика находится в тяжелом состоянии из-за падения цен на нефть и резкого сжатия внешнего спроса. Промышленное производство в апреле сократилось на 7,1% гг. при спаде в обрабатывающей промышленности на 9,7% гг. (см. рис.). Снижение спроса увеличивает на складах запасы готовой продукции (на 01.05.2020 г. они составляли 79% среднемесячного объема производства против 65% годом ранее).

 

Транспортная отрасль продемонстрировала сокращение валовой добавленной стоимости (ВДС) на 7,4% гг., торговля и ремонт автомобилей/мотоциклов - на 3% гг. Отсутствие ограничительных мер в борьбе с пандемией позволило строительству сохранить относительно устойчивый рост (сектор показал в апреле увеличение ВДС на 6,3% гг.).

 

Аграрный сектор (в хозяйствах всех категорий) в I квартале прирос на 5,2% (в сельхозорганизациях - на 5,7%). Производство продукции животноводства (скота и птицы) увеличилось на 5,7%, производство молока - на 5,6%.

 

Негативный экономический эффект пандемии пришелся по каналам внешнего спроса. Первый удар - по обрабатывающей промышленности, торговля и транспорт ушли в отрицательную зону. Информационные технологии пока в плюсе, но наметились проблемные тенденции. Нарастает негативный навес с обслуживанием долга.

 

Проблемы реального сектора могут перенести на банки. Финансы предприятий реального сектора в I квартале 2020 г. получили предсказуемо негативный эффект от девальвации белорусского рубля, роста долговой нагрузки, отраслевого «расслоения» по уровню рентабельности и других тенденций.

 

Госсектор (порядка 3 220 организаций с 1,25 млн человек, или 42,8% рабочей силы в стране) в этом периоде сгенерировал 5,37 млрд руб. чистого убытка (бюллетень Белстата об итогах работы организаций государственной и частично госсобственности по итогам января-марта). Наибольший прирост дали строительные организации (2,32 млрд руб.), деревообработки (887,87 млн), транспорта (552 млн).