fbpx

Эксперты и представители деловых кругов - о событиях в экономической жизни страны.

 

Уважаемые читатели! Мы временно изменили подходы к наполнению этой рубрики, чтобы повысить оперативность размещаемых материалов. Традиционно мы публикуем здесь самые интересные оценки ситуации на разных рынках, уже вышедшие в свежем номере журнала. Теперь же предлагаем вашему вниманию сокращенную версию комментариев, которые полностью будут напечатаны в будущем номере «Директора».

 

Мерзлякова фото1Ирина МЕРЗЛЯКОВА, генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков (БАС) - о ситуации на рынке страхования:

 

- Страховой бизнес удары кризиса обычно ощущает в отложенной перспективе. Мы в этом смысле как бы находимся во втором эшелоне. В прошлом году рынок активно рос, особенно в части добровольных видов и страхования жизни, которое росло даже быстрее рынка. В целом в 2019 г. объем рынка страхования в Беларуси составил около 660 млн долл.

 

В марте участники рынка отметили резкое падение сборов по ряду услуг. В первую очередь это касается страхования туристов, выезжающих за границу, продажи полисов «Зеленая карта» и страхования иностранных граждан, прибывающих в нашу страну. Продажи этих видов страховых услуг упали практически до нуля!

 

Вторая проблема, с которой столкнулись страховщики - приграничный бизнес. Почти у каждой компании в приграничной зоне - рядом с погранпереходами и по основным транзитным магистралям - есть павильоны, где работают сотрудники и продают страховые полисы. Сейчас работы у них совершенно нет, и компаниям нужно решать, что делать с этими объектами и как быть с работающими там людьми - переводить в населенные пункты или отправлять в вынужденный отпуск?


 

PopelushkoПетр ПОПЕЛУШКО, директор рекламного холдинга SMG-Belarus - о том, как кризис изменил расстановку сил на рекламном рынке:

 

На сегодняшний день в большинстве сегментов рекламного рынка пока не наблюдается каких-то глобальных негативных явлений. Крупные заказчики - транснациональные компании и отечественные предприятия из сферы FMCG (производство потребительских товаров - ред.) - как правило, не делают «резких движений» вроде сокращения бюджетов, отмены рекламных кампаний и пр. Им нужно время, чтобы разобраться в ситуации на рынке, накопить больше информации. И, к тому же, их бизнес пока практически не пострадал.

 

Но в отдельных сегментах, где ухудшение ситуации заметно, клиенты уже отреагировали. Это, в первую очередь, касается сферы развлечений, промоутерских услуг, букмекерских контор, где-то - ресторанного бизнеса. Сократил рекламные бюджеты и ритейл. Правда, скорее потому, что в массовом сегменте дела там и так идут неплохо.

 

В последние годы оборот рекламного рынка в Беларуси колебался вокруг отметки в 100 млн долл. В этом году, во 2-м квартале мы ожидаем некоторый спад. Но если ситуация с вирусом хотя бы в основном разрешится в 1-м полугодии, осенью рынок может отыграть эти потери. Про худший сценарий пока думать не хочется.


 

zheltonogaЛеонид ЖЕЛТОНОГА, профессор ИПК и ПК БНТУ - о кризисе, который мы предсказали, и о том, что будет дальше.

 

- Как мы и предполагали кризис в Китае, вызванный дисбалансом в его экономике вызвал падение цен на энергоносители (см. «Директор», №12/2019 «Новый кризис неизбежен»)… О том, что кризис начнется в 2020 г., свидетельствовала инвентируемость фьючерсных кривых (когда стоимость дальних фьючерсов выше ближних). Это произошло в ноябре 2018-го. Тогда были инвертированы фьючерсы с погашением в 2020 г., что и дало нам основание прогнозировать нынешний кризис.

 

В начале марта 2020 г., произошло еще одно событие, зафиксированное на фьючерсном рынке трехмесячных евродолларовых депозитных сертификатов: фьючерсная кривая на ближнем конце изогнулась, образовав так называемую «клюшку». Специалисты знают, что это ведет к появлению долларовой «ликвидной ловушки» (кризис долларовой ликвидности). А это, в свою очередь, вызвало массовую продажу золота и других защитных активов, в том числе, казначейских облигаций США. Инвесторы стали массово заходить в «кэш». Этим и объясняются проблемы с наличными долларами, возникшие у Национального банка Беларуси.

 

То есть, евродолларовые депозиты были заблокированы инвентируемостью фьючерсных кривых. Этот пик пришелся как раз на конец января 2020 г. и это привело к тому, что евродолларовое финансирование для развивающихся стран оказалось полностью заблокировано. Причем, фьючерсный рынок прогнозирует, что подобная ситуация в мировой экономике будет иметь место до сентября 2020-го. А с марта 2021-го рынок ожидает вторую волну кризиса…

 

Полные версии этих статей будут опубликованы в апрельском номере журнала «Директор».