fbpx

Представители государственных органов и деловых кругов - о событиях в экономической жизни страны.

 

КаллаурПавел КАЛЛАУР, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь - о ключевых факторах, оказывающих влияние на уровень инфляции в Беларуси:

 

- В целом в части динамики инфляции в 2020 году наше видение ситуации не изменилось по сравнению с ноябрьским прогнозом. На протяжении 2020 года инфляция будет находиться в пределах установленного целевого ориентира 5%.

 

В прогнозе учтен запланированный рост регулируемых цен и тарифов, который будет опережать увеличение общего уровня цен. При этом фундаментальные факторы, обусловленные состоянием национальной экономики и мерами макроэкономической политики, сформировали основу для обеспечения умеренного характера инфляционных процессов…

 

При принятии решения (о снижении ставки рефинансирования с 19 февраля 2020 г. – ред.) Правление Национального банка также учитывало риски и неопределенности, которые могут сформировать инфляционное давление. В ближайшей перспективе их источники в основном формируются во внешнем секторе. Это неопределенность и волатильность ситуации на финансовых рынках и в мировой экономике в целом, в том числе в связи с происходящими событиями в Китае.

 

Что касается рисков во внутренней экономике, то в основном они имеют долгосрочный характер. Это, прежде всего, инфляционные ожидания. По результатам наших опросов замедление инфляции способствует их снижению. В условиях обеспечения ценовой стабильности со стороны ожиданий не прогнозируется значимого дополнительного проинфляционного влияния. Вместе с тем их повышенный уровень и чувствительность к изменению цен на отдельные группы товаров остаются фактором риска.

 

Существует также вероятность возникновения необходимости более интенсивного повышения регулируемых цен и тарифов. В целом недостаточная эффективность реального сектора формирует структурные ограничения для устойчивого снижения инфляции в среднесрочном периоде.


 

сигнал Жишкевич блицАндрей ЖИШКЕВИЧ, Председатель Правления ОАО «Банк развития Республики Беларусь» - об изменениях в деятельности Банка развития в связи с выходом Указа Президента №476, в интервью порталу[X].BY:

 

- На начальном этапе создания Банка развития в 2011 году это был, условно говоря, «банк плохих активов», который принимал на дальнейшее обслуживание от коммерческих банков инвестиционные кредиты, ранее выданные ими в рамках государственных программ. На втором этапе банк уже самостоятельно осуществлял долгосрочное кредитование новых проектов в рамках так называемого директивного кредитования.

 

С 2021 года практика выдачи директивных кредитов будет прекращена. Предприятия будут кредитоваться на рыночных условиях (по ставке рефинансирования), а для покрытия части инвестиционных расходов компании смогут получить трансферт из бюджета.

 

Поэтому новый этап для нас - это как раз переход в формат полноценного института развития, когда отбираемые проекты определяет их рыночная окупаемость. В ближайшей перспективе Банк развития перейдет на механизм самостоятельно отбираемых инвестиционных проектов, в том числе на конкурсных началах. Еще одна новая задача - это финансирование проектов государственно-частного партнерства.

 

Мы не собираемся и в новых условиях конкурировать с коммерческими банками… Банк развития должен кредитовать проекты, которые коммерческие банки хотят кредитовать, но не могут.

 

Прежде всего, это крупномасштабные проекты, превышающие возможности отдельных банков в силу ограниченности размера капитала и предельного риска на одного заемщика. А также проекты с длительными периодами окупаемости в условиях отсутствия либо недостатка долгосрочных ресурсов. В первую очередь, связанные с модернизацией инфраструктуры и переоснащением предприятий.


 

беларусь КачуровскийЕвгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика» - о том, почему Всемирный банк считает риски в белорусском реальном секторе очень высокими:

 

- Всемирный банк проанализировал показатели эффективности 70 крупнейших АО Беларуси (суммарная выручка 20% ВВП) и сравнил их с аналогичными результатами 100 предприятий СНГ. Анализ показал, что существует четыре типа проблем, которые принципиально отличают белорусские организации от предприятий в соседних странах. К ним эксперты отнесли более низкую эффективность использования активов, высокую долговую нагрузку, низкий уровень рентабельности и слабую производительность труда.

 

Ухудшение состояния госпредприятий имеет несколько негативных последствий. В первую очередь они окажут негативное влияние на экономический рост. Снизится вклад капитала в динамику повышения ВВП. На ней также негативно отразится и слабая производительность. А высокая долговая нагрузка госпредприятий будет сопровождаться увеличением необслуживаемых кредитов.

 

В целом все факторы создают негативные макроэкономические последствия, а чистая международная инвестиционная позиция Беларуси будет ухудшаться. В свою очередь это генерирует новые структурные вызовы в госсекторе.

 

С учетом существующих схем поставок энергоносителей Беларусь будет в постоянной ловушке: от РФ или других государств. Ставка на российские трубы и низкие цены на энергоносители в принципе не решает в среднесрочной и долгосрочной перспективах проблемы развития национальной экономики. Реформы старой и энергоемкой инфраструктуры реального сектора также не обеспечат стабильного роста ВВП.

 

Низкоэффективная база большинства госпредприятий, как показали оценки Всемирного банка, даже в условиях негосударственного корпоративного управления и частных инвестиций не сможет сильно повлиять на развитие страны, тем более изменить структуру затратной экономики. Беларуси нужны новые высокоэффективные кластеры с высокой добавленной стоимостью. Иначе впереди десятилетия бесплодной игры в догонялки западных соседей по уровню зарплат и качеству жизни.