Представители государственных органов и деловых кругов - о событиях в экономической жизни страны.
Сергей НЕСТЕРОВИЧ, Первый заместитель министра связи и информатизации Республики Беларусь - о перспективах создания Министерства цифровой трансформации:
- Мы относимся к этому проекту однозначно положительно.Стремительное развитие информационных технологий уже привело к тому, что они настолько плотно вошли в процессы производства, ведения бизнеса, обучения и государственного управления, что дальнейший экономический рост просто невозможно представить без «цифры».
Но вопрос формирования в стране условий для успешного развития цифровой экономики не сводится только к технологическому аспекту. Он в значительной степени зависит и от эффективного администрирования преобразований. Система такого администрирования должна обладать гибкостью, позволяющей оперативно реагировать на изменения в цифровой сфере.
С учетом этого встают вопросы осуществления методического руководства процессами цифровой трансформации. Задачей такого руководства является не только выработка системных предложений для применения в той или иной отрасли. В результате этой работы должен быть налажен механизм эффективной реализации государственных ИТ-проектов, исключающий регуляторные барьеры для их оперативного выполнения. Должны быть созданы условия и выработаны действенные меры, способствующие углубленному цифровому преобразованию каждого процесса в экономике.
Поэтому главой государства дано поручение по созданию на базе Министерства связи и информатизации государственного органа - регулятора цифровой трансформации экономики. В настоящее время мы ведем активную работу по выполнению данного поручения.
Анатолий БУБЕН, Председатель концерна «Белгоспищепром» - о ситуации в кондитерской промышленности и возможном создании отраслевого холдинга:
- Надо признать, что в последнее время усиливается конкуренция на внутреннем рынке. По итогам 2018 г. доля белорусских сахаристых кондитерских изделий в розничной торговле существенно снизилась - до 58,9% (в 2015 г. - 67,1 %), мучных кондитерских изделий - 75,7 и 79,6% соответственно.
Отечественным производителям кондитерской продукции приходится конкурировать с крупными интегрированными компаниями, которые отличаются высоким уровнем концентрации инвестиционных и инновационных ресурсов, имеют жесткую корпоративную структуру управления бизнес-процессами.
Среди основных конкурентов - украинская кондитерская корпорация Roshen, холдинг «Объединенные кондитеры» (Российская Федерация), а также транснациональные компании (Mondelez, Nestle) и др.
На наш взгляд, ряд проблем развития отрасли связан с отсутствием единой стратегии продвижения кондитерской продукции, системной работы по маркетинговому анализу рынков, что приводит к конкуренции, в первую очередь, между предприятиями концерна и снижению эффективности сбыта.
Самостоятельный выход на мировые торговые площадки увеличивает потребность в финансовых средствах для продвижения продукции. Преодолеть проблемы можно, только консолидируя логистические издержки и формируя единые подходы к системе продаж.
Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика» - о внешних и внутренних рисках для белорусской экономики в 2020 г.:
- В первую очередь, Минск сегодня относит к внешним рискам недоговороспособность России по энергетическому и налоговому кейсам интеграционных дорожных карт. Неопределенность с ценами на газ и объемами поставок нефти стали для правительства ключевыми задачами, без решения которых возможна стагнация экономики.
Еще один внешний шок белорусское правительство связывает со снижением финансовой подпитки со стороны России, в частности, с кредитной поддержкой и возможностью реструктуризировать кредитные обязательства. В случае негативного сценария по поставкам энергоносителей Беларусь входит в режим срыва экспортных обязательств.
Это не только штрафные санкции, но и репутация как партнера. Как приемлемый вариант в этом случае возможна продажа полностью (или части акций) нефтеперерабатывающих заводов. Одним из потенциальных инвесторов может выступить Китай и другие страны Ближнего Востока или Европы.
Внутри страны на повестке дня у экономических властей в 2020 г. остаются нерешенные проблемы повышения эффективности и качества работы госсектора. Причем, в данных вопросах уже чувствуется «усталость» основных международных финансовых институтов от Беларуси.
Предложенные Всемирным банком дорожные карты структурных преобразований государственных предприятий отложены в сторону и не согласованы. В частности, МВФ даже перестал настаивать на приватизации таких организаций как на обязательном элементе реформы белорусской экономики.
Ознакомиться с полной версией этих и других материалов можно в печатной версии журнала «Директор», №1/2020.