Представители государственных органов и деловых кругов - о событиях и перспективах в экономической жизни страны.

 

Дмитрий МАТУСЕВИЧ, заместитель министра экономики Республики Беларусь: «Надеемся на развитие бизнеса опережающими темпами».

 

пора Матусевич- Говорить об эффективности предпринимательской деятельности в 2019 г. лучше всего языком цифр. По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 января в Беларуси работали 348 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), а на 1 ноября - уже 362 тыс. За это время в стране появились 14 тыс. новых ИП, 300 малых компаний (каждая из них - это 16-100 новых рабочих мест) и 30 средних организаций (101-250 рабочих мест).

 

Да, по сравнению с началом года число микроорганизаций уменьшилось на 150. Но, во-первых, микробизнес - это базовая форма предпринимательства, которая ярче всего иллюстрирует тернистый путь от идеи до успеха. А во-вторых, надо понимать порядок цифр: в Беларуси более 93 тыс. микроорганизаций, и отрицательная динамика составляет доли процента.

 

Что касается веса и значения МСП в экономике, то его обороты и прибыль растут - налоговые поступления в условиях моратория на повышение ставок и введение новых налогов увеличились на 20%. Это значит, что сектор растет, но не быстрее, чем экономика в целом.

 

В 2019 г. Президент Беларуси подписал Указ №326 «О совершенствовании лицензирования», который отменил данную процедуру в отношении ряда видов деятельности, для бизнеса стал более доброжелательным порядок приостановки и прекращения действия лицензий, электронный реестр которых вскоре появится. Но главное - современная идеология, которая найдет отражение в новом законе о лицензировании. В 2020 г. после доработки его концепции на заседаниях общественно-консультативных советов с участием бизнеса и госорганов мы представим общественности достаточно инновационный законопроект.

 

В 2019 г. мы также активно занимались концепцией реформирования инфраструктуры поддержки МСП. При этом предложения поступают не только «сверху», из министерства, но и с мест: инициативы генерируют предприниматели, бизнес-инкубаторы и банки. Большую помощь в этом плане оказывает проект ЕС и ПРООН «Поддержка экономического развития на местном уровне в Республике Беларусь».


 

Александр ОГОРОДНИКОВ, заместитель министра промышленности Республики Беларусь: «Мы открыты для инноваций и новых идей».

 

пора огородников- С каждым годом расширяется номенклатура продукции, выпускаемой промышленным комплексом страны, осваиваются перспективные рынки, создаются новые производства. Ежегодно предприятия Минпрома отправляют на экспорт около 70% продукции. Так, в 2019 г. мы продали белорусскую технику более чем в 100 государств мира.

 

Удельный вес отгруженного инновационного оборудования и изделий в среднем по Минпрому в последние годы составляет около 30%. В прошлом году в стране было создано немало новых производств. Например, в индустриальном парке «Великий камень» введен в эксплуатацию завод по выпуску дизельных двигателей ООО «МАЗ-Вейчай». В Слуцке организован выпуск уникальных для Беларуси кранов мостового типа грузоподъемностью до 240 т. В Орше введен в эксплуатацию первый отечественный завод по производству стальных бесшовных баллонов ООО «Цилиндерс-Бел».

 

БЕЛАЗ на протяжении последних лет занимает лидирующие позиции в мире по продажам тяжелых карьерных самосвалов. В ОАО «Гомсельмаш» создан зерноуборочный комбайн на газовом топливе. Стремительными темпами развивается легковое автомобилестроение - завод «БелДЖИ» выпустил более 20 тыс. машин. И это далеко не полный список достижений наших предприятий…

 

В перспективе промышленному комплексу предстоит сконцентрировать усилия и средства на разработке высокотехнологичной конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и обеспечить сохранение и инновационное развитие традиционных для Беларуси отраслей.

 

Важное направление развития для отечественного авто- и тракторостроения - разработка транспортных средств с электрическим и гибридным приводом. И организации Минпрома - МАЗ, МТЗ и Гомсельмаш - уже активно работают в данном направлении.

 

Объем задач, которые предстоит решить в ближайшем будущем, значителен. При этом мы открыты для инноваций и новых идей, способствующих развитию промышленного комплекса, и приносят пользу стране.


 

Владимир КАРЯГИН, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства: «Надеемся, что в 2020 г. начнется практическая реализация Декрета №7».

 

пора Карягин- Уходящий год ознаменовался ухудшением диалога бизнеса и власти. Причина этого, во-первых, кроется в отношении правительства к деловой активности бизнес-сообщества (на многих форумах мы, к сожалению,  так и не дождались высоких чиновников!). Во-вторых, представители органов госуправления, вероятно, считают, что в стране уже выстроена определенная вертикаль взаимодействия бизнеса и власти - мол, что еще надо?

 

Реально же в 2019 г. в Беларуси велась реструктуризация Совета по развитию предпринимательства и общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах. А сформированные областные и районные советы по развитию предпринимательства только начали осваиваться в новом качестве и составе, поэтому у бизнеса возникло немало вопросов, которые остались без ответов.

 

Слишком много времени ушло на раскачку - на формирование дорожных карт, создание «законов о законах», «постановлений о постановлениях»… В результате в этом году бизнес оказался втянутым в длительные бюрократические процедуры, из-за которых заметно снизилась деловая инициатива ведущих союзов и ассоциаций, замедлилась их консолидация в процессе развития в стране благоприятной экономической среды. Надеемся, что в 2020 г. после затянувшихся обсуждений начнется практическая реализация Декрета №7.

 

Также надо отметить эффективную работу контрольно-надзорных органов. Так, КГК немало сделал для координации контрольно-надзорной деятельности: сократилось количество проверок, более организованный характер приняли мониторинги и анализ деятельности субъектов хозяйствования.

 

Хорошо поработало и МНС, которое в основном перешло к камеральным проверкам, внедрило сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и значительно упростило административные процедуры. МАРТ серьезно включился в развитие добросовестной конкуренции на рынке товаров и услуг, усовершенствование условий проведения тендеров и госзакупок. Органы власти впервые стали осуществлять оценку регулирующего воздействия проектов нормативных актов.


 

Александр  ШВЕЦ, председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация»: «Проблемы белорусской экономики - не на внешних рынках, а внутри нашего собственного государства».

 

пора Швец- В декабре 2018 г. ваш журнал назвал 2019-й «Годом больших ожиданий». Таким он и оказался, и сегодня по-прежнему остается годом больших ожиданий. Мы все время чего-то ожидаем. Сейчас, например, - договоренностей с Россией, которые дадут нашим предприятиям равные условия на российском рынке. При этом ключевые проблемы нашей экономики - не столько на внешних рынках, сколько внутри нашего собственного государства.

 

Например, главой государства поставлена задача: увеличить ВВП до 100 млрд долл. Да, если сравнить размер ВВП Беларуси с аналогичным показателем схожих по экономическому потенциалу стран, он может оказаться даже большим. Но просто дать установку на рост ВВП - недостаточно.

 

У нас сейчас, я считаю, очень квалифицированный состав правительства и грамотное руководство Нацбанка. Но у них нет инструментария для выполнения этой задачи! Чтобы он появился, нужно отказаться от ряда экономических догм, которые мы культивировали в последние десятилетия. Например, от монополии госсектора, который доминирует в 3/4 экономики, демонстрируя при этом крайне низкую эффективность.

 

Второе препятствие - чрезмерное применение санкций к бизнесу со стороны силовых структур, а также слабая предсказуемость и непрозрачность белорусского экономического правосудия. Скажем честно: в тех случаях, когда предприниматели вынужденно дают взятки, это делается не для получения преференций, а чтобы добиться элементарного исполнения договора, заключенного с государственной организацией! То есть мы не устраняем почву для коррупции, а бурная деятельность по борьбе с ней малоэффективна.

 

Хочу сказать, что проблема бизнеса в нашей стране - не только в размере налогов, которые, безусловно, нужно платить, но и в правоприменительной практике и отсутствии равных условий с государственными организациями. Тем не менее, мы считаем, что структура и эффективность диалога с правительством улучшается и надеемся на прогресс в решении этих вопросов.

 

Полностью традиционный новогодний опрос журнала «Директор» доступен в печатной версии №12/2019.