Представители деловых кругов - о событиях в экономической жизни страны.

 

Руководитель ЗАО «Интеллект» Сергей ВАРИВОДА - о том, снизилась ли фискальная нагрузка на экономику в результате принятия нового Налогового кодекса:

 

полшага Варивода- Стал ли Налоговый кодекс проще и понятнее - судить не берусь. Но настораживает другое: фискальная нагрузка не только не снижается, но становится все менее адекватной возможностям экономики. В результате часть реального сектора сидит «на игле» налоговых и других льгот, а все остальные - дрейфуют в «серую зону» или сопредельные юрисдикции.

 

По данным Белстата, ВВП страны в I полугодии составил 60,31 млрд руб. Минфин отчитался об исполнении консолидированного бюджета за полугодие по доходам в размере 18,738 млрд руб. При этом налоговые поступления достигли 82,8%, а неналоговые - еще 13,3% доходов бюджета.

 

Формально показатель налоговой нагрузки на экономику удержался в пределах таргета и составил 25,73% ВВП. Однако резкое увеличение собираемости квазифискальных платежей (+12,63%) привело к увеличению изъятий из экономики. О причинах этого роста госорганы умалчивают. На наш взгляд, в ходе налоговой реформы «фискальщики» просто переиграли бизнес в части минимизации расходов, относимых на затраты. А также - научились перекрывать налоговые лазейки.

 

За рамками удерживаемого в плановых пределах показателя чисто налоговой нагрузки стыдливо прячется неприлично большая сумма квазифискальных платежей, которые для статистики вроде как и не налоги, но платить их надо. Кроме отчислений в ФСЗН, к ним можно отнести арендную плату за землю, плату за право аренды земельного участка, за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (Указ №313), платежи в пользу органов внутренних дел при проведении массовых мероприятий согласно постановлению Совмина №49 и т.д.

 

По всей видимости, подобные платежи и  составляют львиную долю той самой неналоговой части доходов бюджета. Если это так, то реальная нагрузка на экономику достигает уже 29,87% ВВП. И это без учета взносов в ФСЗН! Сомневаюсь, что под таким фискальным давлением экономика может генерировать экономический рост. Ну разве что за счет долговых источников и при поддержке самого бюджета.

 

 

Заместитель административного директора по развитию Центра экономических исследований «БЕРОК» Анастасия ЛУЗГИНА - о результатах реформы системы вкладов и депозитов в Беларуси:

 

доллар Лузгина- В ноябре 2015 г. Главой государства был подписан Декрет №7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)». Принятие этого документа было направлено на стимулирование роста доли долгосрочных вкладов, а также на повышение привлекательности вкладов в белорусских рублях. Декретом вводилось понятие безотзывных вкладов физических лиц, а с апреля 2016 г. начисленные проценты по вкладам населения стали подлежать обложению подоходным налогом. От уплаты налога были освобождены только проценты по вкладам на срок более одного года в белорусских рублях и более двух лет - в иностранной валюте.

 

Стимулирование привлекательности депозитов в национальной валюте также обеспечивалось за счет процентной политики. Повышение нормы отчислений в фонд обязательных резервов по депозитам в иностранной валюте способствовало снижению доходности по таким депозитам. Так, в июле 2019 г. средняя ставка по новым долгосрочным вкладам населения в иностранной валюте равнялась 2,02% годовых.

 

При этом номинальная доходность по долгосрочным вкладам физических лиц в национальной валюте значительно превосходила фактический уровень инфляции. Если на конец июля инфляция в годовом выражении составила 6%, то средняя ставка по новым долгосрочным депозитам в белорусских рублях физических лиц - 10,87%.

 

В результате, если начало 2016 г. доля депозитов в национальной валюте составляла чуть более 20% от всех депозитов граждан, а на начало августа 2019 г. этот показатель вырос до 32,8%. При этом изменение структуры вкладов обеспечивалось за счет опережающего роста рублевых депозитов.

 

Что касается изменения срочности банковских вкладов, то здесь также наблюдается положительная динамика. Если в июле 2016 г. доля новых долгосрочных депозитов населения в белорусских рублях составляла всего 20,6% от общего объема новых срочных депозитов населения в национальной валюте, то в июле 2019 г. возросла до 35,2%.

 

 

Генеральный директор Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (БФФПП) Петр АРУШАНЬЯНЦ о новых возможностях финансирования бизнеса в Беларуси:

 

Петр Арушаньянц1- В основном наш фонд ориентируется на массовый сегмент малых предприятий частной формы собственности (государственная доля не может превышать 49%). При этом не предъявляются жесткие требования к инновационности проектов.

 

С 2018 г. мы вывели на рынок новые условия финансирования: субъектам предпринимательства предоставляются займы и лизинг в белорусских рублях по ставке 7-10% годовых. Сумма финансовой господдержки - до 255 тыс. руб. для одной организации на срок до 5 лет.

 

За 7 месяцев 2019 г. в фонд поступила 61 заявка от субъектов малого предпринимательства (СМП) на общую сумму 7,6 млн руб., из них принято решение о финансировании 22 инвестиционных проектов на общую сумму 2,43 млн руб. Основные сферы деятельности организаций - грузоперевозки (51,5%), обрабатывающая промышленность (35,4%) и образование (11%).

 

В этом году мы также начали реализацию программы предоставления поручительств (гарантий). Она не предполагает особых требований к проектам СМП и направлена на обеспечение широкого доступа к кредитным ресурсам банков под гарантию Фонда.

 

На такое поручительство может рассчитывать любой субъект хозяйствования, которому банк одобрил предоставление кредита или имущества на условиях лизинга. При получении гарантии Фонд не требует обеспечения в виде залога и других формах. При этом требования, предъявляемые к предпринимателям и финансируемым под поручительство фонда сделкам, простые: например, 10%-ное собственное участие клиента в инвестиционном проекте, отсутствие убытков, положительные чистые активы и т.п.