Первый летний месяц отмечен снижением ставки рефинансирования до исторического минимума. Чем это обернется для экономики?
Госпредприятия в долгах - диагноз есть, вопрос в том, что дальше: обезболивание в виде кредитов под гарантии государства или операция в виде серьезного реформирования? Наш эксперт ставит под сомнение эффективность института классического высшего образования, ведь люди обучаются тому, что уже не востребовано, либо вскоре станет таковым.
Как реанимировать госсектор
- Одним из важных событий июня, на мой взгляд, является публикация ежегодного отчета «Финансовая стабильность в Республике Беларусь в 2017 году», в которой отражается сегодняшнее неудовлетворительное состояние государственных предприятий, – говорит Мария Акулова, научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC. – В отчете говорится, что доля долгов государственных компаний, которые не способны самостоятельно рассчитываться по своим обязательствам составляет 14% по отношению к ВВП.
К сожалению, государственный сектор продолжает вызывать беспокойство и критику из-за своей неэффективности и зачастую убыточности. Без какого-либо реформирования он останется тяжелым бременем для экономики. В этой связи внедрение плана по индустриализации способно повысить его эффективность. Разговоры о предстоящей индустриализации ведутся на протяжении последних месяцев и окончательное решение, скорее всего, будет принято в июле 2018. Однако успешность проекта зависит от того, каким способом эта индустриализация будет реализовываться и что станет ее основным источником финансирования. Одно дело, если в план будут включены детально проработанные инвестиционные предложения, обладающие конкурентным преимуществом по сравнению с проектами стран-соседей, а также наделяющие инвесторов гарантиями и гибкостью в принятии решений. Совсем иная картина, если попытка реанимирования госактивов будет происходить, лишь за счет привлечения кредитов под гарантии государства, без какого-либо кардинального внутреннего реформирования. В этом случае это приведет лишь к росту валовой долговой нагрузки государства, а успешность индустриализации повторит путь модернизации деревообрабатывающей отрасли.
Актуально ли классическое образование?
- Июнь можно назвать месяцем выпускников и абитуриентов. Тысячи молодых людей по всей стране выпускаются из школ, вузов, лицеев и сдают вступительные экзамены в другие учебные заведения. Многие юноши и девушки возлагают большие надежды именно на этот этап своей жизни. Однако из своего опыта могу сказать, что это решение очень редко определяет всю дальнейшую жизнь, – размышляет Александр Пожаренко, молодой предприниматель, создатель первого парка развлечений «Кукуполис». – Мне самому довелось оканчивать бакалавриат и магистратуру на диаметрально разных факультетах, а в итоге стал предпринимателем. И сегодня я выступаю за точечное образование.
Вопрос в том, теряет ли свою актуальность для экономики институт классического образования или нет? Нельзя даже за 4 года прогнозировать глобальные тренды и запросы рынка на специалистам в той или иной области. Но места выделяются и молодые люди получают образование, которое либо уже не востребовано, либо станет таковым через короткий промежуток времени. И что происходит с рынком труда? Каждый год в июне он пополняется тысячами людей без квалификации, без опыта и часто без желания работать по обычным условиям. И тут даже нет смысла поднимать вопрос о конкуренции за вакансии (их сейчас больше 75 тысяч в банке вакансий страны) с более опытными специалистами. Проблема скорее всего в том, что люди в 20-25 лет не знают, чего хотят от жизни, но и не пытаются понять. Они не хотят работать на нелюбимых работах по специальностям, которые выбрали несколько лет назад, но и не видят альтернатив.
Мне видится, что система образования может быть более гибкой в вопросе предложения альтернатив для изучения и быть более быстрой в вопросе темпов преподавания. Многие дисциплины могут носить характер отдельных сжатых курсов в течении семестра, а общие предметы сжаты для сокращения сроков обучения.
Но куда деть возрастной преподавательский состав спросите вы? Где брать деньги на реорганизацию такой большой системы? Как выбирать важные и второстепенные предметы и как опережать запросы рынка труда? Я не знаю и на этом закончу!
Ставка на рост экономики или на инфляцию?
- Наиболее значимым событием считаю снижение Нацбанком ставки рефинансирования сразу на половину процентного пункта до 10% годовых. Таким образом, вернулись к историческому минимуму – такая ставка в экономической истории Беларуси была уже дважды. Это решение регулятора ожидаемое и неожиданное одновременно, – интригует Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари. – На первый взгляд, у Нацбанка были все аргументы для снижения СР: инфляция на историческом минимуме – в мае она составила 4,4% годовых, в мае же зафиксирована дефляция, продолжается чистая продажа валюты населеньем, а также отмечен приток в банковскую систему срочных рублевых депозитов.
С другой стороны, у нас продолжают наблюдаться высокие инфляционные ожидания и восприятие инфляции – они более чем в два раза превышают фактическую инфляцию. Стоит обратить внимание и на внешние факторы: в США и странах с развивающейся экономикой ставки растут, в России недавно отказались от идеи снижать ставку рефинансирования. Многие центробанки подняли СР, чтобы избежать бегства с их рынков спекулятивного иностранного капитала. У нас такого капитала нет, нам это не грозит. Однако Нацбанк идет вразрез с мировыми тенденциями.
В Беларуси выпуск достиг потенциального уровня. В этой ситуации снижение СР может привести не к росту экономики, а стимулировать инфляцию и девальвацию. Насколько оправдан нынешний шаг Нацбанка по снижению ставки рефинансирования, покажет время.