ТОП-новость прошедшей недели - финансовая отчетность белорусских ОАО по итогам I полугодия т.г. В списке отстающих оказались и еще недавно успешные предприятия. Бизнес-сообщество предлагает свои рецепты выхода из кризиса, которые не всегда слышат те, кто принимает решения.
Правительство не отпускает на налоговые каникулы
- На протяжении последних трех лет по итогам каждого года мы вносили в Совмин информацию о предприятиях, терпящих убытки, и констатировали, что прослеживается тенденция на ухудшение ситуации, - сказал почетный председатель правления бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского Георгий Бадей. - В декабре 2015 г. мы внесли наши предложения в виде матрицы - как и что нужно делать, чтобы поправить экономическое положение субъектов хозяйствования, часть из которых была принята.
Главное, что мешает предприятиям нормально развиваться - это фискальная политика правительства. По-прежнему у субъекта хозяйствования ничего не остается для того, чтобы нормально работать. Это следствие макроэкономической нестабильности, когда средства предприятий обесценились. Сегодня они вынуждены платить зарплату за счет кредитных ресурсов, которые очень дорогие. Бюджет и кредитно-денежная политика оставили предприятия без вариантов для развития.
Развитие может быть там, где умеренные налоги. Мы предлагали ввести налоговые каникулы - это не то, чтобы отменить налоги, а платить их после того, как субъекты хозяйствования получат выручку. Понимания со стороны правительства в этом вопросе мы не нашли.
Кому доверить убыточные предприятия?
- Наиболее интересное событие - прошедший форум «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие». На него приехало много экспертов, в том числе те, которых мы приглашали, - рассказал председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства Владимир Карягин. - Многие впервые были в Беларуси, и знакомство с нашей страной для них оказалось очень интересным. Сегодня у нас сложились определенные проблемы с инвестиционным климатом, но все можно решить, и такие встречи этому способствуют.
И второе событие: опубликован список убыточных предприятий. Для нас, к сожалению, это не новость. Мы знали о положении дел на этих предприятиях. Более того, в Национальной платформе бизнеса предлагаем отдать такие предприятия в доверительное управление успешным бизнесменам. Недавно вместе с коллегами из других бизнес-союзов обсуждали эту тему в Госкомимуществе. Сегодня наши бизнесмены не могут купить, условно говоря, МТЗ. Но если человек достиг успеха в своем бизнесе, почему бы не попробовать выйти на другой уровень? Мы против раздачи предприятий, должен быть конкурс и гарантии для бизнесмена. Успешно управляешь - постепенно выкупаешь долю предприятия - это, на мой взгляд, хороший стимул.
Антимонопольный закон: семь раз отмерьте
- Минэкономики опубликовало новую редакцию Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Бизнес-союзы пришли к выводу, что принятие документа в таком виде может существенно осложнить ведение бизнеса, а также «поставить крест» на новых направлениях, которых в нашей стране еще не было, - говорит директор ООО «Мастер-домофон» Александр Кашперко. - Дело вот в чем. В большинстве стран ЕАЭС как признак доминирования на товарном рынке используется порог в 50%. Одновременно хозяйствующий субъект не может быть признан доминирующим, если его доля на товарном рынке ниже 35%. Товарный рынок ЕАЭС и товарный рынок Беларуси не сопоставимы по объемам. Однако в проекте закона размер доли, при которой может быть признано доминирующим положением хозяйствующего субъекта в Беларуси по сравнению с иными странами ЕАЭС, гораздо меньше: 35% против 50%. Также значительно отличаются и размеры долей, при которых не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта: 15% против 35%.
Если утвердить предлагаемый порог в 35%, то на товарном рынке Беларуси практически любой субъект хозяйствования, даже с незначительной выручкой от реализации товаров (работ, услуг), при небольшом количестве участников товарного рынка по конкретной товарной позиции будет признан субъектом хозяйствования, занимающим доминирующее положение. И как следствие, особый режим госрегулирования в целом хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, в том числе ценообразования.
Практически «незаметные» участники рынка, но признанные как доминирующие, вынуждены будут просто уходить с соответствующего товарного рынка, то есть закрывать бизнес, и в итоге пострадает потребитель и в целом экономика нашей страны.
Также в проекте закона еще ряд норм настораживает бизнес-союзы. Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей, членом которого я являюсь, предложения по изменению в проект документа были поданы в соответствующие министерства еще в июле, ответа пока нет - ждем его уже которую неделю.