Опыт работы Бизнес-школы ИПМ показывает, что обучение европейского качества можно организовать не только в столице.

bizn Perunowa

Анна Перунова, руководитель представительства Бизнес-школы ИПМ в Могилеве

 

Справка «Директора»

В 2015 г. во всех областных городах Беларуси созданы представительства Бизнес-школы ИПМ. К тому времени выпускниками различных программ бизнес-школы стали более 2 тыс. человек из регионов.

 

- Анна, с какими трудностями сталкиваетесь в организации работы представительства?

- Во-первых, основная проблема бизнес-образования, особенно в регионах, это все еще осознание его необходимости.

К сожалению, не все думают о перспективах бизнеса. Когда дело ладится, создается впечатление, что все и так работает, есть заказы, потенциал развития. Что еще нужно? Но если компания сталкивается с трудностями, неизбежно возникает нехватка средств на обучение и времени, так как нужно искать новые каналы сбыта. Понимание, что развитием необходимо заниматься именно в благополучный период и не пускать процессы на самотек, приходит к руководителям не сразу.

 

Во-вторых, признание факта, что получить качественное бизнес-образование по некоторым направлениям можно в своем городе и для этого не обязательно ехать в столицу (хотя, конечно, большой интерес для многих представляют командировка и возможность устроить себе дополнительный отпуск).

 

В то же время с учетом пожеланий руководителей есть возможность совмещения работы и учебного процесса без дополнительных расходов на транспорт и проживание. Конечно, при этом речь не идет о программах для собственников и директоров, для которых большую ценность представляет именно комьюнити (общение с равными).

 

bizn

 

В-третьих, понимание разницы между мотивационными семинарами и серьезными образовательными программами. Еще на этапе общения с потенциальными клиентами надо выяснить, какие цели преследует руководитель компании, выражая желание обучить персонал или учиться самому, на какой результат рассчитывает? При всем желании максимально укомплектовать учебные группы важно помнить о качественном подборе программ обучения и развития, что подразумевает долгосрочное сотрудничество и комплексный подход.

 

- Сложно ли в этом плане находить общий язык с руководителями компаний?

- За время работы мы выработали механизм взаимодействия с региональным бизнесом, понимая запросы и генерируя новые способы коммуникации с клиентами. Это касается и подготовки календаря программ, предложения актуальных тем и курсов, максимально отвечающих их интересам, наиболее подходящего формата обучения для определенных категорий специалистов и даже каналов коммуникаций.

Популяризировать бизнес-образование и больше рассказать о потенциале преподавателей, специфике процесса обучения помогает печатное издание - региональный «ИПМ Дайджест».

 

- Насколько за последнее время изменилось отношение бизнеса к обучению?

- Скажу честно, пассивность и недоверие, с которыми столкнулись в начале работы, очень отрезвляют. Нам пришлось не только заново обновить многие программы, форматы обучения и каналы коммуникации с потенциальными клиентами, но и в целом пересмотреть стратегию развития с поправкой на регион. Поэтому сегодня заметны даже небольшие изменения в этом плане.

Компаний, готовых регулярно учить и развивать персонал, становится все больше. Конечно, иногда это проходит болезненно, так как недостаточно просто обучить сотрудников, необходимо еще создать среду для внедрения изменений и новых знаний.

 

- Какие направления бизнес-образования сегодня наиболее востребованы?

- Из разряда hard skils («твердые» или «жесткие» навыки) - это маркетинг. И приятно отметить, что сегодня и в областных городах наблюдается тенденция, давно укоренившаяся в Минске: для развития компетенций приходят учиться специалисты, которые самостоятельно оплачивают учебу, повышая свою квалификацию.

Далее, конечно, продажи. И не только обучение навыкам активных продаж, но и управленческим функциям руководителей отделов с пониманием процесса подбора, оценки и мотивации сотрудников.

 

Положительным опытом для нас стало смелое решение провести первый набор на очную программу для производственных менеджеров осенью 2017 г. Она позволяет не только получить свидетельство о повышении квалификации государственного образца, но и международный диплом (REFA), котирующийся в реальном секторе. Курс обучения - 4 сессии с преподавателем в Могилеве. К слову, недавно мы вручили дипломы уже третьей группе, в которой есть представители предприятий из Горок, Бобруйска, Гомеля и Нижнего Новгорода.

Сейчас наблюдается большой интерес к программам для производственных компаний, в которых полученные знания востребованы начальниками производства, главными инженерами и нередко - директорами.

 

- А как обстоят дела с soft skils («мягкими» навыками)? Есть запросы на развитие подобных компетенций?

- Неоднократно наблюдала желание руководителей видеть в сотрудниках предпринимательскую жилку. Как бы странно это не звучало, многие хотят, чтобы подчиненные относились к делу как владельцы бизнеса, проявляли креативность, активность и драйв. Безусловно, это важные качества, однако существует большое «но». Для их реализации необходимо создать соответствующую среду, проектные группы, предоставить персоналу возможность реализовывать смелые идеи и принимать решения.

 

Эти изменения касаются всей корпоративной культуры и эффективны, когда начинаются именно с руководителей и собственников, готовых принимать решения, поощрять и конструктивно работать.

Такая корпоративная перестройка займет не один год и потребует комплексного обучения. Как видите, мы терпеливые и настойчивые. Уверена, что и такими успехами сможем похвастаться в скором будущем.

 

Максим Карабовский