Белорусское правительство готовит базу для массового прихода иностранных инвесторов.

v ozhid

 

В нашей стране в структуре инвестиций сейчас около 90% составляют собственные источники предприятий, организаций и кредитные ресурсы. Но львиная доля валовых иностранных поступлений - долговые инструменты (кредиты и займы). Между тем, одним из главных источников экономического роста любого государства являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ) - важнейший инструмент для привлечения современных технологий, создания эффективных рабочих мест и роста национального богатства.

Доля прямых и внутренних инвестиций в ВВП Беларуси за последние 6-7 лет заметно сократилась. Два года назад правительство планировало привлечь 4 млрд долл. ПИИ, а реально вышло в 4 раза меньше. В 2018 г. ситуация принципиально не изменилась.

 

В ходе парламентских слушаний по улучшению инвестиционного климата Беларуси в ноябре 2018 г. министр экономики Дмитрий Крутой отметил, что по итогам 9 месяцев в страну привлечено 1,4 млрд долл. ПИИ на чистой основе, годовое задание практически выполнено - прирост составил 47,5% к 2017 г. Но председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по экономической политике Владислав Щепов в этой связи красноречиво заметил, что половина этих денег - инвестиции в строительно-монтажные работы, т.е. «в стены, а не в оборудование».

 

Правительство пытается переломить негативную тенденцию с привлечением ПИИ. Улучшение инвестиционного климата сейчас является для всех органов белорусской власти ключевым направлением, заявил В. Щепов на 10-м ежегодном экономическом форуме польских инвесторов в Беларуси, который прошел в Минске в начале декабря. При этом добавил: «Мы не стремимся бороться за инвесторов, а желаем, чтобы они захотели вкладывать средства в Беларусь».

 

Законодательство есть, а ПИИ нет…

Инвестиционную сферу в Беларуси регулируют около 40 правовых актов. В 2013 г. в стране был принят основной закон - «Об инвестициях». В 2014-м депутаты провели мониторинг его исполнения, в 2016 г. - анализ всего инвестиционного законодательства. В 2017 г. прошел круглый стол по вопросам совершенствования ключевого законодательного акта. Его участники определили, что притоку капиталов в отечественную экономику мешают проблемы правового регулирования, недостаточная защита прав собственности инвесторов, чрезмерное администрирование, сложность и запутанность существующей инвестиционной деятельности и т.д.

 

Также выяснилось, что инвесторам в Беларуси нужны гарантии стабильности в случае изменения законодательства - так называемая стабилизационная оговорка. Это уверенность в том, что наша страна в долгосрочной перспективе останется привлекательным местом для инвестиций. Вкладчики капиталов также хотят, чтобы это правило обеспечивалось судебной защитой.

Ранее белорусские власти, одержимые стремлением подстегнуть приток ПИИ в национальную экономику, сделали ставку на инвестиционные договоры. По сути - это взаимовыгодная сделка: государство предлагает инвестору выгодные условия для внедрения проекта, а он обещает реализовать его в согласованные сроки и выполнить ряд других обязательств. Однако на практике оказалось, что более половины заключенных в Беларуси инвестдоговоров так и не смогли привлечь ПИИ. Причина: правовая база этого института в наших условиях требует серьезной корректировки.

 

В 2017 г. под руководством первого вице-премьера Василия Матюшевского была создана рабочая группа по выработке системных мер по улучшению инвестиционного климата. Сейчас над стратегией привлечения в Беларусь ПИИ до 2025 г. правительство работает совместно с Всемирным банком.

 

Предстоит оживить фондовый рынок

Правительство также ставит задачу в ближайшие годы активизировать рынок ценных бумаг - превратить акции из «мертвого актива» в интересный для инвесторов инструмент.

В Беларуси эмиссию акций сейчас проводят более 4,5 тыс. акционерных обществ, из них около 2,4 тыс. - открытые. К обращению на бирже допущены акции всех ОАО, однако операции с ними практически отсутствуют. В результате существует неликвидный рынок акций.

 

Эта проблема обусловлена в том числе тем, что у нас основной акционер - государство. Очевидно, что дальнейшее развитие фондового рынка невозможно без снижения госдоли в капитале. Поэтому правительство предлагает активизировать продажи госпакетов акций предприятий на бирже, при этом сохраняя в собственности государства блокирующие пакеты (25% + 1 акция).

Еще один сдерживающий фактор развития рынка ценных бумаг - сохраняющееся преимущественное право исполкомов на покупку акций. Но, как показывает практика, местные власти редко пользуются этим. Поэтому в правительстве считают, что назрела необходимость отмены этой нормы.

 

В стране также планируют внедрить новый инфраструктурный институт - квалифицированных инвесторов, профессионально рассчитывающих и управляющих рисками.

Кроме того, с июля 2018 г. вступил в силу Закон «Об инвестиционных фондах», который создает условия для формирования и развития в Беларуси института коллективных инвестиций. В его развитие принят ряд подзаконных актов, обеспечивающих необходимое правовое поле: выпускаемые фондами инвестиционные паи уже получили статус бездокументарных ценных бумаг и смогут свободно обращаться на рынке.

 

О том, как проходит ревизия ключевых законодательных актов, регулирующих правовую основу привлечения ПИИ, и каким корректировкам они подвергнутся, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 2.

Татьяна Маненок