Перспективы развития агропромышленного сектора Беларуси во многом определяет наращивание экспортного потенциала.

inuzen

 

«В 2018 г. внешние поставки сельхозпродукции и продовольствия выросли на 5,3%, до 5,23 млрд долл., валютная выручка - на 263,3 млн долл.»,- сообщил 7 февраля на брифинге начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

 

По его словам, за границу мы продаем в первую очередь мясо, молоко и молочные продукты (60% продовольственного экспорта, или почти 3 млрд долл.). Ввиду роста цен на мясо торговать им в прошлом году было выгоднее, чем молочной продукцией. В 2018 г. по сравнению с 2017-м цены снизились более чем на 10%.

 

Эти потери удалось компенсировать путем наращивания объемов поставок в натуральном выражении: экспорт мяса вырос на 5,9%, до 370 тыс. т, молока - на 5,8%, до 4,22 млн т. В денежном выражении объем продажи мясной продукции увеличился на 8,2%, до 1 млрд долл., молока и молокопродуктов - на 2,03 млрд долл.

 

…и Африка тоже нужна

Если говорить о географии поставок, то в 2018 г. белорусская сельхозпродукция поставлялась в 95 стран мира (мясо - в 19, молоко - в 55). Экспорт в дальнее зарубежье вырос на 66,7%, до 519 млн долл. В страны Азии и Океании - в 2,2 раза, Африки - в 5 раз, Америки - на 48% (в США - на 21%, в Венесуэлу - в 10 раз).

В основном наша сельхозпродукция и продовольствие по-прежнему поступают на российский рынок (79% общего объема загранпоставок). Но все же за прошлый год удельный вес РФ снизился на 6,3%.

 

При этом мы целенаправленно диверсифицируем экспорт. В этом плане важная ставка делается на Китай, куда в 2018 г. продано на 82,4 млн долл. продукции агропромышленного сектора, по сравнению с 2017 г. рост - в 4,4 раза.

Беларусь входит в десятку стран, которые могут поставлять мясомолочные продукты на китайский рынок. За короткий срок это право получили 58 организаций аграрной отрасли: 51 молочное предприятие, 2 мясокомбината (на экспорт говядины) и 5 птицефабрик.

 

Неплохо идет торговля и с Евросоюзом: наши экспортеры за прошлый год заработали 233,5 млн долл. (прирост - 66,6%). Из стран ЕС больше всего продукции агросектора поставляется в Литву (на 93,6 млн долл.), Польшу (41,3 млн) и Германию (28 млн).

Однако сложность в том, что европейский рынок мясомолочной продукции защищен высокими импортными тарифами: таможенная пошлина достигает 50%. Поэтому ставка делается на товары, которые можно продвигать с точки зрения тарифного регулирования. Сегодня ведутся переговоры о сертификации белорусских птицефабрик на право поставок на рынок ЕС.

 

Рот разевай на наш каравай

Отвечая на вопрос: «Почему наращивание экспорта сельхозпродукции и продовольствия имеет жизненно важное значение не только для агросектора, но и для всей экономики нашей страны?», эксперты отмечают, что производство этих товаров в Беларуси существенно превышает уровень внутреннего потребления.

Об этом, в частности, говорят цифры, которые в ходе выступления на Международном семинаре компании «Кизельманн» в Минске привела заместитель начальника главного управления продовольствия Минсельхозпрода Мария Климова.

 

Так, производство молока на душу населения в Беларуси составляет 771 кг, что в 3 раза превышает потребление (249 кг за 2017 г.). И хотя темп прироста в последнее время несколько снизился, молочное производство по-прежнему имеет положительную динамику. Соответственно растет избыток молока, заставляя наши предприятия активно вести себя на зарубежных рынках. И даже нынешняя высокая доля на мировом рынке «молочки» (около 6%) не устраивает их.

 

Отсюда амбициозные планы правительства по наращиванию экспорта продовольствия на 2019 г.: предполагается увеличить поставки еще на 8,6%, до 5,7 млрд долл.

О том, почему необходимо сделать акцент на углублении переработки, чтобы торговать не только сырьем, но и готовой продукцией с максимальной добавленной стоимостью, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 2. 

 

 

Александр Алесин