Перспективные рынки сбыта и новые инвестиционные возможности для белорусских компаний.

РОССИЯ

У отечественных «молочников» появились неожиданные союзники в России.

okna1

Как известно, Россельхознадзор с 6 июня запретил поставки из Беларуси некоторых видов молока и молочной продукции. После нескольких раундов переговоров министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц сообщил о подписании прогнозного баланса поставок белорусской продукции в Россию. В соответствии с ним в 2019 г. планируется поставить на российский рынок порядка 3,2 млн т молочной продукции (+2,6% к 2018 г.) на общую сумму около 2 млрд долл.

Недавно в поддержку наших производителей неожиданно выступили… российские кондитеры. Ассоциация предприятий кондитерской промышленности «Асконд» обратилась в правительство России с предложением отменить запрет на импорт сухого молока из Беларуси. Выяснилось, что собственного сухого молока нужного качества в РФ недостаточно и оно на 15-20% дороже белорусского. Так что есть надежда, что в ближайшее время многим отечественным компаниям позволят вернуться на российский рынок.

Россия продлит действие Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» до 2030 г.

okna6

Об этом заявил президент РФ Владимир Путин в ходе совещания по развитию сельского хозяйства, которое прошло 9 октября в Ставропольском крае.

Изначально программа была рассчитана на 2014-2017 гг., а затем была продлена на период до 2020 г. По данным Минсельхоза России в прошлом году на ее реализацию было направлено 15,4 млрд росс. руб., а в текущем - 16,9 млрд. Речь идет о комплексе мероприятий, прямо и косвенно поддерживающих социальную и экономическую инфраструктуру АПК. В том числе: развитие мобильных форм торговли и предприятий бытового обслуживания в сельской местности; строительство дорожной сети и транспортное обслуживание сельского населения; поддержка промыслов и ремесел; содействие гражданам при переселении для работы в сельскую местность и др. Кроме того, по итогам совещания было принято решение - компенсировать плодоовощным компаниям траты на капитальное строительство и инфраструктуру оптово-распределительных центров.

 

УКРАИНА

ПАО «Укрзализныця» наращивает инвестиции в обновление инфраструктуры.

okna5

Так, в 2018 г. госкомпания вложит в развитие железнодорожного транспорта порядка 26 млрд грн. собственных средств (более 920 млн долл.), а также 2 млрд долл. зарубежных инвесторов. Цифр на 2019 г. пока нет, но по предварительным оценкам в 2019 г. чистая прибыль и капитальные инвестиции компании должны увеличиться на 10%.

Как сообщается, уже в ближайшее время будут приобретены более 7 тыс. вагонов, свыше 2 млрд грн. будет вложено в ремонтно-путевые работы. Еще один крупный проект - строительство скоростного железнодорожного пути Киев - Одесса. По предварительным оценкам, его стоимость составит 840 млн евро. Любопытным для инвесторов может также стать возможность взять в концессию железнодорожные вокзалы. Ежегодно на их содержание «УЗ» тратит около 0,5 млрд грн. Поэтому, начиная с 2019 г., запланировано проведение конкурсов на передачу вокзалов в концессию, в том числе с привлечением зарубежных компаний.

 

КАЗАХСТАН

Приняв участие в проекте «Хоргос», отечественные производители могут увеличить продажи в странах Средней Азии и Китае.

okna4

«Хоргос - Восточные ворота» - официально является международным центром приграничного сотрудничества, которому в прошлом году правительство Казахстана присвоило статус специальной экономической зоны. А фактически - это зона беспошлинной торговли между Казахстаном и Китаем, своего рода огромный индустриально-логистический хаб, работающий по принципу  Duty Free. Помимо крупного бизнеса «Хоргос» уже стал точкой притяжения розничных покупателей: в выходные дни его посещают около 3-4 тыс. граждан Казахстана и 4-5 тыс. китайцев.

Сейчас полным ходом идет привлечение инвесторов. Им предлагается размещать здесь свои оптово-розничные склады, строить другую инфраструктуру. Ожидается, что в ближайшие годы инвесторы вложат в «Хоргос» около 3 млрд долл. Причем кроме китайских и казахских компаний интерес к работе в СЭЗ уже обозначили бизнес-структуры России, Болгарии, Турции и ряда других стран.

 

Министерство культуры и спорта Казахстана представило новую программу развития туризма с общим объемом инвестиций в размере 0,5 трлн тенге (около 1,3 млрд долл.).

okna3

Чем эта программа (в случае ее утверждения, конечно) может быть интересна белорусам? Во-первых, это повышает инвестиционную привлекательность туристического бизнеса в этой стране, поскольку предполагается субсидирование процентной ставки для предпринимателей, работающих в сфере туризма. А также - меры нефинансовой поддержки, включая обучение специалистов и повышение квалификации с помощью иностранных консультантов, помощь в написании бизнес-планов и др.

Во-вторых, ожидается большая работа по реконструкции и строительству туристических объектов, гостиниц, пунктов пропуска на границе и др. Найдется работа маркетологам и пиарщикам, бюджет на страновой маркетинг будет увеличен в 6 раз (с 1 млн долл. в год до 6-7 млн)! По оценкам экспертов, реализация программы позволит Казахстану увеличить долю туризма в ВВП страны до 8%, а количество туристов - до 11 млн человек в год (в том числе 3 млн зарубежных и 8 млн внутренних туристов).

 

КИТАЙ

Китай стал более открытым для иностранных производителей лекарственных средств.

okna2

Правительство страны значительно упростило процесс вывода новых лекарств на рынок. В частности, принято решение отказаться от национальных клинических испытаний для препаратов, которые уже одобрены на внутреннем рынке компании-производителя. Кроме того, упрощен также путь на фондовый рынок страны для биотехнологических стартапов, которые теперь смогут собирать деньги для финансирования исследований новых методов лечения. Такие изменения открывают фармацевтическим компаниям всех стран возможность увеличить продажи на этом некогда труднодоступном рынке.

До сих пор самым выгодным вариантом для работы в Китае являлось создание собственных предприятий или СП, а также разные варианты лицензионных производств. К этому гигантов фарминдустрии толкала огромная емкость местного рынка. По данным Reuters, общий объем расходов на здравоохранение в Китае к 2020 г. достигнет 1,3 трлн долл.