Инструкции должны быть не тормозом, а акселератором экономики.

swoj

Идея как-то «отрегулировать» процесс подготовки инвестпроектов появилась осенью 1998 г., когда наша валюта вошла в крутое пике, и первая нацпрограмма привлечения капитала (1996 г.) явно не работала. Ее авторы понимали рыночную экономику по-своему: во-первых, что планирование инвестиционных проектов - выгодный бизнес; во-вторых, что работу с инвесторами надо усовершенствовать. Идея заключалась в лоббировании разработки специального циркуляра, который позволил бы под благовидным предлогом защиты госинтересов потеснить конкурентов в сфере бизнес-планирования и получить доступ к кошелькам «капиталистов». В результате появились «Рекомендации по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов», утвержденные Приказом Минэкономики от 31 марта 1999 г. №25.

 

Изобрели велосипед

К сожалению, узаконенные методические материалы существенно отличались от принятых в мировой практике. Одной из главных «фишек» этого документа стало применение для оценки проектов малоизвестной модели «бездолгового денежного потока». Не вдаваясь в теорию, приведем пример. Как известно, движение денег предприятия по всем видам деятельности отражается, прежде всего, на расчетном счете. Приобретая оборудование за собственные средства, оно перечисляет деньги поставщику. Если используется кредит, то с расчетного счета осуществляются только долговые платежи кредитодателю. Это - элементарно, но в рекомендациях был предусмотрен другой порядок. Заемщик якобы получает кредит по финансовой деятельности, а расходует его - по инвестиционной. Результирующий отток денежных средств включает затраты на производство, процентные платежи по кредиту, другие расходы предприятия, но не учитывает возврат основного долга по кредиту! Все вопросы снимаются при использовании реальных показателей, но это уже будет нарушением рекомендаций! Зато наши разработчики бизнес-планов получили возможность манипулировать оценкой проектов в широком диапазоне - от отрицательной до положительной величины.

 

Вторая нацпрограмма привлечения инвестиций была принята в 2002 г., но использование в ней Рекомендаций 1999 г. не слишком способствовало ее успеху. Поправить положение должно было принятое в 2005 г. новое специальное постановление Совмина. При этом реально ничего не исправили - устранили часть ошибок, а в названии документа слово «Рекомендации» заменили на «Правила». Третья корректировка была проведена в соответствии с п. 59 совместного плана действий Совмина и Нацбанка в 2007 г. Необходимо отметить, что на этот раз она осуществлялась на основе рекомендаций, представленных профильными организациями республики. К сожалению, их замечания и предложения были учтены далеко не полностью. Фактически авторы итогового документа опять ограничились исправлением некоторых погрешностей орфографии и отдельных методических элементов - например, формулы внутренней нормы доходности.

 

Тем не менее, по мнению правительства, с учетом корректировки Правил, 2008 г. должен был стать переломным в улучшении инвестиционного климата Беларуси и притоке инвестиций.

О том, к чему привело использование Правил, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 9.

Александр БЕВЗЕЛЮК, кандидат экономических наук