Поможет ли создание общего рынка газа ЕАЭС снизить цены для отечественных предприятий?

persp

Беларусь стремится сблизить цены на газ с российскими, чтобы отечественные предприятия имели в Союзе равные условия ведения хозяйственной деятельности. Однако согласовать подходы, которые смогли бы гарантировать стране желаемую плату за стратегическое сырье в новых условиях, пока не удается.

Общий рынок газа в ЕАЭС должен заработать в 2025 г. Но прежде президенты евразийской «пятерки» должны утвердить программу его формирования с перечнем необходимых мероприятий. После ее выполнения государства-члены заключат международный договор в рамках Союза о формировании общего рынка газа, содержащий, в том числе, единые правила доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов, и обеспечат вступление его в силу не позднее 1 января 2025 г.

Важную позицию пока не согласовали

Остается много нерешенных вопросов, способных задержать запуск проекта. На это на заседании Евразийского межправительственного совета в конце июля обратил внимание Андрей Кобяков: «Проделана важная работа по подготовке программы формирования общего рынка газа Союза, которую в соответствии с договором о ЕАЭС мы должны принять в текущем году и которая призвана стать настольной книгой наших энергетиков на период до 2024 г. Осталось согласовать ряд принципиальных положений, которые мы уже обсуждали на всех уровнях».

Согласно планам, президентам стран ЕАЭС предстояло утвердить программу формирования общего рынка газа до 1 января 2018 г. Однако сделать это не удалось из-за разногласий в части формирования тарифов на услуги по транспортировке газа.

Сейчас проект Программы предусматривает возможность дифференциации тарифов на транспортировку газа на внутренних рынках государств-членов и на общем рынке Союза. Белорусская сторона с этим не согласна.

На подготовительном этапе Беларусь и Армения внесли предложение об установлении тарифов на услуги по транспортировке на общем рынке газа ЕАЭС не выше аналогичных внутренних тарифов для субъектов внутреннего рынка газа государств-членов.

Данный подход принципиален для Беларуси. Специалисты подчеркивают, что установление равных тарифов на транспортировку газа - важное условие прежде всего для производителей электрической энергии, газохимических предприятий и т.д., чтобы оставаться конкурентоспособными в новых условиях.

Тем более что природный газ и после ввода в строй БелАЭС для нашей страны останется одним из основных видов топлива. Беларусь - самая газифицированная страна ЕАЭС, занимает 2-е место в Союзе по объемам потребления природного газа, основным поставщиком которого является Россия. В топливном балансе Беларуси он занимает 72%, а у предприятий энергетической отрасли - 95%.

Департамент энергетики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) еще на стадии подготовки проекта программы предлагал разработать и принять единую методологию тарифообразования для услуг по транспортировке газа в рамках общего рынка, основанную на принципе гибкого тарифного регулирования и предусматривающую возможность установления дифференцированного тарифа вне зависимости от принадлежности потребителя к одному из государств-членов ЕАЭС.

Такая методология, по мнению белорусских профильных чиновников, позволила бы урегулировать разногласие по проекту программы. Предложение ЕЭК было одобрено нашей страной, но не нашло поддержки у РФ.

Чтобы выполнить принципиально важное для белорусской стороны условие, вопрос вынесен на уровень профильных вице-премьеров Беларуси и России.

О том, какие надежды связывает Беларусь с общим рынком газа ЕАЭС, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 9.

Татьяна МАНЕНОК