Чего не хватает программе мер по оздоровлению проблемных сельскохозяйственных предприятий Беларуси.

sistema

В ходе состоявшегося 20 июля совещания, на котором обсуждались эти меры, Президент Беларуси Александр Лукашенко поинтересовался успехом предыдущих попыток оздоровления села: «Мы уже столько принимаем решений по оздоровлению, что, казалось бы, все они должны быть прибыльными. Но чего-то не хватало - вот еще один нормативный правовой акт». Чего не хватало предыдущим решениям, так и осталось неясным, но, скорее всего, того же, чего не хватает и новому готовящемуся нормативному акту - учета качеств человека.

Ориентация на собственников…

Попробуем обратиться к опыту повышения эффективности сельскохозяйственного производства в нашей стране. Точнее, в царской России. В начале XX в. этим занимался Петр Аркадьевич Столыпин, а также «молочный король» России Александр Васильевич Чичкин, создавший сеть магазинов, реализующих молочную продукцию. Они исходили из вполне определенных представлений о природе человека, т.е. работали в рамках поведенческой экономики, которой в те годы как теории еще не существовало. Их представления можно сформулировать в виде определенных правил, которым должна соответствовать любая система управления, для того, чтобы быть эффективной.

Тип людей, на которых Петр Столыпин собирался опираться на селе, он описал в своем выступлении в Думе 16 ноября 1907 г.: «Мне, господа, вспомнились слова нашего великого писателя Достоевского, что «деньги - это чеканенная свобода». Поэтому правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина, чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека».

Если посмотреть, как это правило реализуется в программе оздоровления проблемных предприятий в Беларуси, то легко убедиться, что почти никак. Там есть положение о том, что руководителям устойчиво неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий предполагается разрешить передачу 25% плюс 1 акции этих предприятий в том случае, если им удастся за 5 лет добиться их эффективной деятельности. В принципе - это шаг в нужном направлении, но в существующем виде ничего путного из данного новшества не выйдет. Предприятие ведь оздоравливает не один директор, а все его работники, а также чиновники местных органов власти! Поэтому они будут обижены, а кто-то из чиновников, чего доброго, попросит взять его «в долю». То есть данная норма наряду со стимулированием руководителей создает почву для коррупции и трудовых конфликтов.

Кроме того, проектом Указа по оздоровлению сельскохозяйственных предприятий председателям райисполкомов предполагается поручить организовать разработку и реализацию эффективного бизнес-плана на предприятиях и решать, кто будет руководить предприятием. Иначе говоря, председатель наделяется функциями не чиновника, а собственника, становится, можно сказать, помещиком, нанимающим приказчиков.

…и на чиновников

Кроме природы крестьянина, Петр Столыпин учитывал те качества, которые должны быть присущи чиновникам. Выступая в Думе 6 марта 1907 г., он подчеркнул нравственный момент действий правительства: «К тому же на правительстве, решившем не допускать даже попыток крестьянских насилий и беспорядков, лежало нравственное обязательство указать крестьянам законный выход в их нужде».

Упоминание о нравственном долге очень важно, так как оно соответствует вполне конкретному пониманию роли правительства в государстве: чиновники должны следовать не только нормам закона, но и считать заботу о решении проблем крестьян своим нравственным долгом, т.е. быть людьми типа Порфирия Петровича (из романа «Преступление и наказание»). Чиновники к тому же не должны стремиться к личному обогащению, довольствуясь своим жалованьем. Это уже люди типа Разумихина.

Некоторые требования к нравственности чиновников у нас пытаются предъявить. Так, на совещании 26 июля Президент Беларуси заявил, что чиновниками «должны быть специалисты, обладающие широким кругозором, способные определять стратегические задачи и правильно оценивать последствия принимаемых решений. Но прежде всего госслужащий - человек с высочайшими моральными качествами». Но что это за качества - неизвестно, тогда как у чиновников должны быть вполне конкретные нравственные обязательства перед народом.

Частная собственность из государственной

Кстати, тот же Столыпин говорил не только о необходимости сделать крестьян собственниками, но и указывал, откуда эта собственность должна взяться. Это - земельный фонд, созданный правительством, а также выдаваемые государством под символические проценты долгосрочные кредиты. В этих целях Крестьянский банк размещал свои обязательства (причем иногда себе в убыток!) по ставкам, превышающим проценты по кредитам крестьянам.

Таким образом, столыпинское правительство перекачивало государственные средства в частную собственность широким массам населения. Это позволяло использовать энергию, умения и ум миллионов людей. У нас правительство выпускает облигации для предоставления дешевых кредитов частникам? Нет, все происходит с точностью до наоборот: государство помогает за счет бюджета не частным, а государственным предприятиям, т.е. самому себе!

Подробнее о том, чем опыт Александра Чичкина может быть полезен в современной Беларуси применительно как к экономическому развитию страны в целом, так и для каждого отдельного предприятия, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 8.

Владимир ТАРАСОВ