Будущее проекта по созданию в Беларуси коммерчески выгодного производства автомобилей Geely все еще выглядит неопределенным.

beldzi

Одной из важнейших задач, стоящих перед коллективом белорусско-китайского автомобильного предприятия «БелДжи», является подготовка к сдаче в коммерческую эксплуатацию оборудования всех цехов и завода. «Фактически по всем технологическим переделам все подготовлено. Думаю, эта работа будет завершена в этом месяце», - заявил 10 июня в эфире программы «Неделя» на телеканале СТВ первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий Свидерский, исполняющий обязанности генерального директора СЗАО «БедДжи».

Следует напомнить, что еще в 2011 г. Минпром Беларуси подписал с китайским автогигантом Geely меморандум о сотрудничестве в сфере производства легковых автомобилей. А в декабре того же года было основано совместное предприятие СЗАО «БелДжи».

Справка «Директора»

По данным компании на 2017 г., 52,49% акций СП принадлежат ОАО «БелАЗ», 33,35% - Zhejang Jirun Automobile Co. Ltd. (КНР), 6,47% - белорусско-китайскому СП «Союзавтотехнологии», 4,96% - CITIC International Investment Limited (КНР) и 2,7% - ОАО «БАТЭ».

В ноябре 2017 г. на площадке между Борисовом и Жодино (Минская область) СЗАО «БелДжи» ввело в эксплуатацию CKD-завод полного цикла - предприятие по мелкоузловой сборке легковых автомобилей. Проектная мощность на I этапе должна составить 60 тыс. машин в год, на II - 120 тыс. ед.

По информации Г. Свидерского, сейчас в производственной программе завода - 3 модели автомобилей марки Geely. Так, в ноябре 2017 г. начато производство флагманской модели Atlas (стоимость в базовой комплектации - 35,2 тыс. руб.).

В марте завершены испытания нового бюджетного кроссовера, который поступил в предварительную продажу под названием Emgrand X7 New. С 12 апреля покупателям доступны 2 его версии: «комфорт» (32 тыс. руб.) и «комфорт+». Первая оснащена 5-ступенчатой «механикой» с двигателем 1,8 л, вторая - 6-ступенчатой коробкой-автоматом c мотором 2 л.

В мае завод освоил производство еще одной бюджетной модели Geely - в кузове седан. Первые партии автомобиля прошли эксплуатационные испытания и в июне новинку ждут в дилерских центрах.

С учетом технологического цикла и логистики поставок комплектующих из Китая, «бюджетник» должен пойти в серийное производство в августе. «Мы планируем, что модель должна выйти на рынок с ценой меньше 23 тыс. руб.», - сказал Г. Свидерский.

Как заявил 29 мая представителям СМИ заместитель премьер-министра Владимир Семашко, после пуска завода в январе-феврале этого года произведено и продано 262 автомобиля, в марте - 530, в апреле - 907. В мае из-за сбоя, связанного с освоением выпуска нового изделия, собрано порядка 800 машин новой модели вместо запланированных 960. В июне выпуск должен вырасти до 1 000 ед.

«К концу года мы ставим задачу выйти на 1 800 автомобилей, - сказал В. Семашко. При этом он обратил внимание на то, что, исходя из проектных производственных мощностей завода «БелДжи», необходимо собирать и продавать 5 тыс. машин, а в дальнейшем до 10 тыс. в месяц.

И это, по мнению вице-премьера, вполне реально, так как спрос на собранные в Беларуси автомобили марки Geely превышает предложение. Поэтому уже в следующем году стоит задача произвести 25 тыс. автомобилей, в 2020 г. - 35 тыс.

На заданную проектную мощность 60 тыс. машин в год завод «БелДжи» должен выйти в 2021 г. Между тем, ряд независимых экспертов считает эти ожидания завышенными. Сейчас спрос на автомобили Geely во многом обеспечивается беспрецедентной программой льготного кредитования покупателей, в которой участвуют 3 банка - БПС-Сбербанк, Беларусбанк и Белагропромбанк.

И тем не менее, за 5 месяцев 2018 г. в Беларуси продано всего 558 автомобилей марки Geely, из которых 90% - реализация флагмана модельного ряда кроссовера Atlas. Что оставило белорусско-китайского производителя за пределами тройки лидеров отечественного авторынка.

Не очень обнадеживают и результаты продаж в России (по замыслу инициаторов проекта, в соседней стране должно реализовываться до 90% выпускаемых на предприятии СЗАО «БелДжи» автомобилей). По итогам первых 5 месяцев там продано только 812 машин этого бренда (на 10% меньше аналогичного периода прошлого года). Этот результат позволил Geely занять 36-е место среди 52 продавцов легковых и коммерческих авто на российском рынке.

Нет Geely и в лидерах ТОПа самых популярных китайских автомобилей. Этот рейтинг создавался на основе статистических данных о продажах на российском авторынке с января по май 2018 г. Согласно выводам аналитиков, с начала текущего года в РФ реализовано более 13 тыс. машин из Поднебесной, что на 17,7% больше, чем годом ранее.

Самыми популярными китайскими автомобилями в России остаются машины марки Lifan - с января по май продано более 5 900 ед. (+2%). Второе место - у Chery - 2 422 ед. (+20%). Первую тройку замыкает Zotye - 943 (+16%). Geely с 812 автомобилями - на 4-м месте.

Таков расклад по брендам, а если говорить о самых популярных моделях китайского автопрома в РФ, то среди них лидерами оказались Lifan X60 (1 604 ед.), Chery Tiggo (1 429) и Lifan MyWay (1 363).

Вообще же тройка самых продаваемых в РФ моделей по итогам 5 месяцев 2018 г. выглядит следующим образом: 1-е место - Kia Rio (42 750 ед.), 2-е - Лада Веста (39 792) и 3-е - Лада Гранта (36 490). Если говорить о моделях марки Geely, то ни одна из них не вошла даже в Топ-25 машин, пользующихся наибольшим спросом в РФ...

Отсюда одной из главных задач руководства СЗАО «БелДжи» сегодня следует считать улучшение позиций на растущем российском рынке. Как отмечают аналитики комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России уже 15-й месяц подряд увеличиваются продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей.

Александр АЛЕСИН