Сколько демократии нужно, чтобы создать эффективную экономику?

 

pravila1

Беларусь за рубежом часто упрекают в недостаточном развитии демократии, но если посмотреть на наше государственное устройство с точки зрения институциональной теории, то окажется, что проблема - прямо противоположная, и заключается в отсутствии или слабости экономических институтов, которые в развитых странах… ограничивают демократию.

Беларусь - президентская республика. Президентская власть представляет собой экономический институт, который влияет на экономику страны как напрямую, так и опосредованно, через отбор для управления экономикой людей с определенными личностными качествами. То есть объективная оценка президентской власти в Беларуси должна заключаться в применении институционального подхода с использованием положений поведенческой экономики.

Защита от… демократии

Беларусь - не первая страна, которая пытается решить проблему соотношения власти главы государства и других политических институтов. О том, что лучше - сильная власть одного лидера или демократия - спорили еще древние греки. И их опыт весьма поучителен.

Известна полемика афинского философа Сократа с афинским же драматургом Менандром. Последний доказывал преимущества демократии, на что Сократ приводил весьма резонные возражения. Он, в частности, отмечая, что «найти одного умного и порядочного человека еще возможно, но нельзя ожидать, чтобы большинство народа состояло из таких людей». В конце концов, Сократ пришел к выводу, что «афинская демократия ничуть не лучше самой разнузданной тирании». При этом нельзя сказать, что философ считал тиранию образцом государственного управления. Он полагал, что необходимо наличие ограничивающих ее экономических институтов, а именно - законов и суда. По его словам, «в государстве, управляемом тираном, достаточно справедливых законов. Продиктованные бессмертными богами, эти законы не могут быть изменены никакой властью и должны этой властью исполняться, а следить за этим исполнением должен стоящий над властью суд, который будет карать за их неисполнение».

История рассудила Сократа и Меандра по-своему. В большинстве стран мира победила демократия, но ограниченная множеством институтов, многие из них были названы Сократом, в частности, законами и судами. Опыт греков состоит в том, что и диктатура и демократия обладают недостатками, так как не гарантируют стопроцентного действия власти в интересах общества. Поэтому нужны другие институты, которые ограничивают как диктатуру, так и демократию и компенсируют их недостатки.

Например, система воспитания джентльменов в Британии содействует увеличению числа умных и порядочных людей в обществе, что способствует лучшему результату демократических выборов. Есть ограничители и более прямого действия. Например, в той же Британии существует институт монархии. Его непосредственная власть невелика, но в кризисных случаях, которые возникают в стране, монарх может решить проблемы.

В США в качестве ограничителя демократии существует институт выборщиков. Отцы-основатели американского государства относились к демократии не намного лучше, чем Сократ: хотя они и считали ее лучше тирании, но не верили ни в ум, ни в порядочность народных масс. Поэтому и придумали промежуточное звено в голосовании. И это далеко не единственная «защита от демократии» в США. Есть еще двухпартийная система, когда реально сильными являются только две партии, бюрократический аппарат которых осуществляет предварительный отбор кандидатов на высшие государственные должности по признакам, устанавливаемым этим аппаратом, а не народными массами. В результате кандидаты, которые не включены в бюрократическую партийную систему, практически не имеют шансов быть избранными. Например, на последних выборах президента США за этот пост боролись шесть кандидатов, но кто-то слышал о других именах, кроме Дональда Трампа и Хилари Клинтон?

Таким образом, демократия в США надежно ограничена целым набором экономических институтов. В Беларуси ничего подобного практически нет. Царя с ближайшими родственниками - убили, уцелевших дворян - выгнали за границу, института выборщиков нет, двухпартийной системы - тоже. В качестве институтов, ограничивающих демократию, можно назвать, пожалуй, Всебелорусское народное собрание. Оно было создано в 1996 г. после конфликта Президента с Верховным Советом, в результате которого последний был упразднен, а вместо него образован двухпалатный парламент. В дополнение к нему была создана еще одна структура - Всебелорусское народное собрание, которое фактически не избиралось населением, а назначалось в ходе специальной процедуры исполнительными органами власти.

Так у нас появился собственный, оригинальный экономический институт, ограничивающий демократию. Причем если исходить из приведенных выше наблюдений государственного устройства других стран, в этом ограничении нет ничего плохого - подобные институты должны существовать, так как без них демократия может принести немало бед. Правда, у белорусского «ограничителя» имеется одно важное отличие от зарубежных аналогов. Там эти институты в большинстве своем независимы от высшей власти, хотя, конечно, не все. Например, в тех же США члены Конституционного суда назначаются президентом, хотя и утверждаются Конгрессом. В Беларуси глава государства назначает половину судей.

О том, по каким критериям в Беларуси выбирают людей, пригодных к управленческой работе, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 6.

Владимир ТАРАСОВ