На территории Беларуси появился офшор с приставкой крипто-, площадью 55,8 га. 

dekret

Это произошло после вступления в силу Декрета №8 «О развитии цифровой экономики», который признан символом экономической свободы на отдельно взятой территории: низкие налоги, ограниченный контроль со стороны госорганов и относительная автономия в принятии ряда решений. Отдельная часть документа посвящена легализации в стране цифровых знаков (токенов), известных как криптовалюты.

В связи с этим не совсем понятно влияние создаваемого «криптоофшора» на отечественную экономическую систему и, главным образом, ее монетарную составляющую.

Подписанный Президентом в конце прошлого года Декрет №8 - прогрессивный документ для Беларуси и достойный пример ее адаптации к вызовам современности на законодательном уровне. Реальный социально-экономический эффект от него будет виден через 1-2 года. Однако информационный фон, созданный самим фактом подписания декрета, уже принес приятный бонус: на страницах известных мировых изданий Беларусь стали упоминать как передовое развивающееся государство. Это заслуга узкого круга лиц, сумевших подготовить революционные предложения и правильно презентовать их высшему руководству страны. Все это оправдывает повышенное внимание к нововведениям, дающим стране серьезные конкурентные преимущества на глобальном уровне.

Но действительно ли все положения Декрета одинаково хороши для экономики в целом? Особенно это касается львиной доли предложений по легализации криптовалют - теме, без которой не обходится ни одно важное мероприятие последних лет, будь то Всемирный экономический форум или выступление главы МВФ в Банке Англии.

 

Важность информации

Дискуссии о значении криптовалют для современных экономических систем в основном сводятся к одному: возможности замены доллара или другой валюты цифровыми знаками. Это напоминает попытку реализовать идеи известного австрийского экономиста Фридриха Хайека, который в 1976 г. описал механизм денационализации фиатных средств обращения за счет введения института частных денег. Однако мы так и не получили пример денежной системы, построенной по принципу распределенной эмиссии. И причина не в экономике (при наличии единой валюты механизм обмена работает эффективнее), а в политике: собственная валюта объединяла земли и являлась символом независимости государства. Поэтому официальные власти многих стран разговоры о конкуренции со стороны криптовалют воспринимают как подрыв суверенитета и вводят по отношению к ним пруденциальные меры.

В то же время правильным решением, во-первых, стало изучение основ используемой технологии децентрализованной информационной системы с целью ее применения в денежно-кредитной системе страны. Многие специалисты, которые работают над развитием блокчейна, ставят перед собой цель сделать финансовые операции (и не только) более защищенными и снизить их транзакционные издержки для пользователей.

Во-вторых, важное значение имеют исследования на тему экономики криптовалют и конкуренции денег в закрытой и открытой системах. Сегодня нет ответов на вопросы, которые позволили бы государству принимать важные решения в этой области. Возможно ли параллельное хождение частных цифровых знаков с национальной валютой? Насколько устойчивой будет такая система? Стоит ли государству регулировать выпуск электронных денег? Или лучше выбрать роль стороннего наблюдателя? Ответы не очевидны.

С 2010 г. написано порядка 10 статей, посвященных экономике криптовалют. Одни из них выполнены в рамках академических исследовательских программ, другие - результат работы группы экспертов международных организаций. Однако их значимость для развивающихся стран, которые решились на эксперимент с криптовалютами, низкая: применяемые авторами модели и подходы созданы для системы развитой рыночной экономики, значительно отличающейся от отечественного образца.

Эксперты считают, что центральным банкам государств не следует стоять в стороне, наблюдая за криптовалютами как за знаменательным событием XXI в., а разрабатывать свои методы анализа. В современную эпоху для эффективного управления на государственном уровне требуется не только широкий круг компетенций, но и качественная, структурированная и подвергнутая критическому анализу информация. В Беларуси этого не хватает, поэтому важность подобных мероприятий, особенно в новых областях, сегодня сложно переоценить.

 

Очевидные риски

Судя по всему, перед подготовкой Декрета №8 такие исследования не проводились. Поэтому попробуем взглянуть на документ через призму поставленных выше вопросов. Важнейший из них - может ли эффективно работать денежная система, в которой циркулируют криптовалюты?

Как уже было сказано, сегодня в мире нет примера страны, в которой параллельно с государственной эмиссией существовал бы частный выпуск денег. Декрет №8 создал основу для такой практики, пусть и с определенными ограничениями.

О том, не придет ли в Беларуси «токенизация» на смену долларизации а также почему высока вероятность организации различных мошеннических схем с использованием криптовалют, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 3

 

Антон БОЛТОЧКО, Центр аналитических инициатив, ОО «ДАС «Либеральный клуб»