Директор государственного предприятия «Белгипродор» Олег Пигунов рассказал об использовании современных технологий при проектировании дорог и других объектов транспортной инфраструктуры Беларуси.

naurownie1- Олег Иванович, что представляет собой Белгипродор сегодня? Расскажите об итогах работы предприятия и наиболее важных проектах, реализованных в 2017 г., а также об основных направлениях деятельности на 2018 г.

- Белгипродор - современное, динамично развивающееся предприятие комплексного проектирования. По его проектам построено свыше 30 тыс. км дорог и более 4 000 мостовых сооружений.

В 2017 г. нами запроектировано 308 км автомобильных дорог, в том числе обоснований инвестиций - 106 км, возведения и реконструкции - 165 км, капитального и текущего ремонта - 37 км. Выполнены проекты 132 мостовых сооружений (более 9 000 п.м.). Среди этих проектов такие значимые объекты реконструкции и строительства, включенные в инвестпрограмму страны, как: Вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг Минска (VI очередь), автомобильная дорога М-10 гр. РФ (Селище) - Гомель-Кобрин, Подъезд к Гомелю от автомобильной дороги М-10, мост через Днепр на 176 км а/д Р-43 гр. РФ (Звенчатка) - Кричев-Бобруйск-Ивацевичи, автомобильная дорога Р-122 Могилев-Чериков-Костюковичи, мостовой переход через Березину на автодороге Р-43, мостовой переход через Сож на 4,646 км автодороги Р-140 Славгород-Краснополье, автомобильная дорога Р-23 Минск-Микашевичи.

Проектно-изыскательские работы выполняются высококвалифицированными аттестованными специалистами (общая чис­ленность - 485 человек), работающими в управлениях: дорожного проектирования, мостового проектирования и архитектурно-строительного проектирования (всего - 19 ГИПов, 22 проектные бригады, 6 топогеодезических и геологических экспедиций). Грунтовая и производственная лаборатории предприятия аккредитованы на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025 и включены в Единый реестр испытательных лабораторий Таможенного союза.

Согласно требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, в 2017 г. проведена работа по подтверждению квалификации работников, в результате чего 24 специалиста Белгипродора включены в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, а 7 сотрудников - в Национальный реестр специалистов в области строительства. Аналогичная работа проведена и в Казахстане - 30 сотрудникам присвоен статус квалифицированного инженерно-технического работника.

- В последние годы предприятие активно участвует в модернизации автомобильных дорог страны, а также участков международных транспортных коридоров, проходящих по территории Беларуси. В чем специфика этой работы?

- По проектам Белгипродорa построена опорная сеть автомобильных дорог Республики Беларусь, включая дороги, соединяющие столицу с областными центрами, и участки международных транспортных коридоров. Специфика проектирования таких значимых объектов состоит в следующем:

  • как правило, эти дороги проектируются по нормам I технической категории;
  • сроки проектирования и строительства с целью минимизации убытков, вызванных ограничением движения в период реконструкции - сжатые;
  • такие масштабные объекты затратны в финансовом плане, в связи с чем зачастую требуется привлечение внешних заемных средств и, соответственно, сотрудничество с международными финансовыми институтами.

- Расскажите о работе по реализации проекта строительства Второй кольцевой автодороги. Что показал первый опыт использования цементобетонов и планируется ли распространение этой технологии на другие проекты?

- 22 декабря 2016 г. при участии Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко и других высоких гостей было открыто движение по всей Второй кольцевой автодороге вокруг Минска. Глава государства высоко оценил труд дорожников-строителей и специалистов Белгип­родора, которые выполнили эту задачу. При проектировании трассы учтены существующая сеть автомобильных дорог, перспективная жилая и дачная застройки, границы рекреационных зон, природоохранные территории и места, представляющие историческую ценность. Из 160 км общей протяженности дороги участок длиной 88 км проходит по новому направлению, а 72 км совмещены с существующими автодорогами.

naurownie2

Белгипродор в проектной документации по объекту в сотрудничестве с дорожно-строительными предприятиями и отраслевой наукой применил целый ряд инновационных технических решений, новых технологий и материалов. Основными из них являются:

  • устройство цементобетонного покрытия, в том числе двухслойного с применением высокотехнологичных импортных бетоноукладочных комплексов;
  • использование разделяющей прослойки из асфальтобетона;
  • применение геосинтетических материалов в качестве армирующих, разделительных и дренирующих прослоек, для укрепления водоотводных устройств и откосов земполотна;
  • экспериментальное внедрение технологии «мытый бетон»;
  • устройство основания из низкопрочного, так называемого «тощего», бетона с использованием асфальтоукладчиков.

При строительстве Второй кольцевой во многом реализована поставленная правительством задача широкомасштабного применения цементобетона.

- Белгипродор давно занимается проектированием реконструкции аэропортов. В чем принципиальное отличие таких проектов и проектов по реконструкции и строительству автодорог?

- Небольшой, но квалифицированный коллектив управления аэродромного проектирования в содружестве с дорожно-изыскательским комплексом Белгипродора решает весь комплекс задач в области проектирования строительства, реконструкции и ремонта аэродромов. Уже реализован ряд проектов строительства, реконструкции и ремонта покрытий, электроснабжения, светосигнального оборудования практически всех аэродромов страны. Выполняются обследования аэродромов и приаэродромных территорий, расчеты зон высотных препятствий и шумового воздействия. Ведется проектирование многофункционального комплекса Центра бизнес-авиации.

По заказу государственного предприятия «Белаэронавигация» выполняется инновационная работа из категории интеллектуальных транспортных систем: «Создание цифровой модели местности приаэродромной территории и картографической информации аэродромов «Минск-2» и «Гомель». Эта работа осуществляется в соответствии с решением научно-технического совета Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.03.2014 г. №48-02/2014 и рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Цели работы:

  • повышение безопасности полетов;
  • получение экономического эффекта за счет обеспечения оптимальных траекторий захода на посадку, взлета, маневрирования в районе аэродромов, а также повышения эффективности эксплуатации аэродромных комплексов;
  • улучшение экологической ситуации за счет уменьшения авиационного шума, сокращения количества выбросов при маневрировании в районе аэродромов;
  • расширение возможностей установленного на аэродромах оборудования систем посадки.

Независимую экспертизу данной работы проводят специалисты Межгосударственного авиационного комитета.

- В свете проблем с рядом мостовых сооружений, построенных в советский период, расскажите о технологиях проектирования мостов и путепроводов, применяемых предприятием сегодня. Насколько они соответствуют мировым стандартам с точки зрения безопасности и долговечности службы?

- Наличие мостовых сооружений, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии, вызвано комплексом причин как субъективного, так и объективного характера. Это - недофинансирование дорожной отрасли, недостаточный конт­роль выполнения требований нормативных документов по содержанию мостовых сооружений, недоработки соответствующих служб. Одна из причин - увлечение в 70-80-е гг. не всегда обоснованной и не до конца продуманной экономией материальных и денежных ресурсов. В связи с этим институтами союзного значения «Союздорпроект» в 1975-1976 гг. была разработана типовая конструкция железобетонных пролетных строений коробчатого сечения. Расчет данных конструкций выполнялся по нормативным нагрузкам 60-х гг. прошлого века.

В поле зрения проблемы коробчатых конструкций попали еще в 2014 г., когда Белгипродор разрабатывал проектную документацию капитального ремонта аналогичной конструкции пролетного строения на мосту через Березину (138,1 км автомобильной дороги М-5/Е271 Минск-Гомель). В результате в проекте был предусмотрен ряд мероприятий по усилению такого пролетного строения.

В современных проектах мостовых сооружений не применяются пролетные строения коробчатого сечения, а также поперечно-члененные балочные железобетонные пролетные строения, потенциально обладающие похожими недостатками. В настоящее время в основном при пролетах до 33 м используются цельноперевозимые конструкции заводского изготовления, а при больших пролетах - сталежелезобетонные или стальные пролетные строения. Широко применяются инновационные технические решения: асфальтобетонное покрытие мостового полотна на резинобитумной вяжущей основе, вибролитой асфальтобетон, высококачественная гидроизоляция, современные конструкции свайных двухъярусных опор и деформационных швов с металлическим окаймлением и резиновым компенсатором, современные антикоррозийные покрытия и ремонтные материалы, водоотводы и многое другое. При проектировании мостовых сооружений сегодня используются современные программные средства и расчетные комплексы.

Поэтому все вновь проектируемые сооружения соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь и технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». Трещиностойкость, а соответственно и долговечность сооружений, проектируемых в Европейском союзе, несколько выше. Но пока применение Еврокодов в мостовом строительстве Республики Беларусь сдерживается из-за значительно большей стоимости таких конструкций.

naurownie

- Расскажите об экспортном потенциале предприятия и реализации проектов за пределами Беларуси.

- С целью диверсификации порт­феля заказов было открыто представительство Белгипродора в Москве. Предприятием получены свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты на территории Российской Федерации (инженерные изыскания, подготовка проектной документации, строительный контроль). Это позволило нам закрепиться на российском рынке проектных работ. В последние годы выполнены проекты строительства и ремонта участков автомобильных дорог М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-9 «Балтия», М-10 «Россия», Северный обход Калининграда и др. Наладилось плодотворное сотрудничество с Калининградской, Брянской, Самарской, Смоленской, Московской областями, Республикой Башкортостан, Забайкальским краем и другими регионами России.

В 2015 г. также было открыто представительство предприятия в Казахстане, получены лицензии на инженерные изыскания, проектные работы и природоохранное проектирование. В настоящее время Белгипродор участвует в проектировании реконструкции коридора «Центр-Запад» по автомобильной дороге «Астана-Аркалык-Торгай-Иргиз-Шалкар» и других объектов.

Константин ШИШКИН