ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ

По данным Белстата, за три последних года объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Беларусь снизился почти наполовину - с 2,1 до 1,3 млрд долл. О том, почему это происходит и как исправить ситуацию, рассказал заместитель директора Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП), Михаил ДАШУК.

Михаил ДАШУК- В 2016 г. объемы глобальных ПИИ действительно снизились. Сегодня их потоки из развитых стран по-прежнему не демонстрируют позитивной динамики. Они уменьшились на 11%, до 1 трлн долл., главным образом в результате сокращения инвестиций европейскими многонациональными предприятиями. На снижение инвестиций в Беларусь в основном повлияли падение производства, ВВП, реальных доходов населения и платежеспособного спроса. Поскольку снижение платежеспособного спроса было весьма заметным, бизнес не мог этого не почувствовать.

Принимаемые в последние годы в стране меры обеспечили выход экономики на траекторию устойчивого роста. За 11 месяцев 2017 г. рост ВВП составил 102,2%, инфляция снизилась до минимальных значений. Сальдо внешней торговли показывает положительную динамику, сокращается процентная нагрузка для реального сектора, соответственно, и в сфере инвестиций происходит оживление. Деловая активность постепенно восстанавливается.

Сегодня много сделано для поддержания макроэкономической стабильности, активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности на законодательном уровне. Так, в конце прошлого года принят пакет важных документов. Например, Декрет №7 «О развитии предпринимательства», который предусматривает кардинальное изменение механизмов взаимодействия бизнеса и власти, минимизирует вмешательство государства в работу организаций и, наоборот, усиливает механизмы саморегулирования предпринимательства. Этот документ должен стимулировать деловую активность и в целом, мы уверены, положительно скажется на инвестиционном климате Беларуси.

- Какие, на ваш взгляд, дополнительные возможности открывает перед инвесторами Декрет №8 «О развитии цифровой экономики»?

- Многие эксперты называют его революционным, беспрецедентным, и я с этим соглашусь. Декрет №8 - действительно очень смелая инициатива, которая по сути превращает Беларусь в одну из самых комфортных стран в мире для ведения ИТ-бизнеса, привлечения крупнейших международных корпораций, центров из высшей лиги.

Новый документ продлевает действие специального налогово-правового режима ПВТ до 2049 г. Сохраняется экстерриториальный принцип регистрации, остаются неизменными базовые условия хозяйствования и существенно расширяется перечень видов деятельности для резидентов Парка, значительно упрощаются условия для развития продуктовой модели ИТ-бизнеса, вводятся институты английского права, снимаются ограничения на привлечение в ПВТ высококлассных иностранных специалистов, создаются новые возможности для подготовки кадров, а также беспрецедентные условия по регулированию оборота цифровых валют и токенов. Считаем, что Декрет №8 вызовет значительный рост интереса потенциальных партнеров к работе в Беларуси.

- Михаил Олегович, назовите базовые драйверы для притяжения инвестиций.

- Это ИТ-индустрия, логистика, биотехнологии, робототехника и приборостроение. В последнее время иностранные инвесторы проявляют все больший интерес к «зеленой» экономике. Речь идет о сотрудничестве в развитии электротранспорта и городской мобильности, реализации концепции «умных» городов, строительстве энергоэффективных жилых домов и повышении энергоэффективности жилищного фонда.

- Насколько эффективным оказалось решение о включении в состав НАИП в 2016 г. Центра государственно-частного партнерства (ГЧП)?

- Мы рассматриваем его не в отрыве от общей стратегии привлечения инвестиций в страну, а как одно из направлений этой работы со своими особенностями, и планомерно создаем необходимые условия для развития ГЧП в Беларуси. Это решение позволило потенциальным инвесторам получить больше актуальной информации о перспективных возможностях инвестирования в Беларусь в едином окне - НАИП. Большинство международных институтов и организаций - ЕБРР, МФК, Всемирный банк, ЕЭК ООН и Евразийская экономическая комиссия позитивно оценивают присоединение Центра ГЧП к агентству.

В результате в НАИП сконцентрированы все необходимые компетенции и потенциал для реализации проектов ГЧП в нашей стране. В тесном сотрудничестве с Минэкономики и другими учреждениями мы отрабатываем механизмы такого партнерства на пилотных проектах, на практике решая множество задач, в том числе формирование эффективной нормативно-правовой базы.

ГЧП носит долгосрочный характер, подготовка проекта к реализации может составлять около 2-3 лет в зависимости от его сложности, а сроки выполнения - более 30 лет. Наш первый пилотный проект - реконструкция автомобильной дороги М-10 - находится на заключительном этапе подготовки, в этом году планируем провести тендер по отбору частного партнера для заключения соглашения о ГЧП.

В продолжении интервью, опубликованном в печатной версии журнала «Директор» №1, читайте о практических рекомендациях руководителям предприятий по  привлечению внутренних и внешних инвесторов.

Виктор АНИСИМОВ