Заплати налоги и живи спокойно. О том, насколько этот тезис актуален для субъектов хозяйствования, рассказал первый заместитель министра по налогам и сборам Игорь КЛЕПЧА.

Игорь КЛЕПЧА

- Игорь Николаевич, как известно, республиканский бюджет на 2018 г. будет сформирован на основе консервативного сценария. Планируется ли в этой связи корректировка размеров ставок налогов и сборов для субъектов хозяйствования, а также порядка взыскания задолженности по ним?

- Декретом Президента от 23.11.2017 г. №7 «О развитии предпринимательства» предусмотрено, что до 2020 г. не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), за исключением случаев, когда соответствующие обязательства Республики Беларусь предусмотрены международными договорами, а также индексации налоговых ставок, установленных в белорусских рублях, в целях их адаптации к инфляционным процессам. Кроме того, в 2018 г. не потребуется корректировка существующего порядка взыскания задолженности.

- Насколько равномерно распределяется налоговая нагрузка на предприятия по видам экономической деятельности?

- Налоговая нагрузка на различные субъекты хозяйствования распределяется неравномерно и может значительно различаться как по видам экономической деятельности, так и по каждой конкретной организации в рамках одной отрасли. Так, более высокий уровень с учетом возмещения НДС из бюджета характерен для предприятий нефтеперерабатывающей промышленности (6%) и выпускающих продукты питания, напитки и табачные изделия (7,6%).

Есть и другие виды экономической деятельности, в которых показатель налоговой нагрузки превышает среднереспубликанское значение. Это организации, оказывающие услуги по операциям с недвижимостью (15,5%), водоснабжению, сбору, обработке и удалению отходов (10%), в сфере профессиональной, научной, технической деятельности (8%) и др.

У экспортоориентированных организаций возмещения НДС из бюджета значительно уменьшают общую сумму принимаемых в расчет налоговой нагрузки платежей либо превышают ее.

- Какова статистика и основные нарушения, выявленные налоговыми органами в процессе проведения контрольных мероприятий, камерального контроля полноты и своевременности уплаты налогов организациями?

- За 9 месяцев 2017 г. количество плановых и внеплановых проверок по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. сократилось на 13,7%, камеральных проверок увеличилось на 28,3%. По результатам проверок субъектам предпринимательства предъявлено к уплате 201,2 млн руб. платежей в бюджет.

Налоговые органы также провели 6 188 внеплановых тематических оперативных проверок, или на 4 565 меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года. По предварительной оценке данные мероприятия позволили изъять из теневого оборота товарно-материальных ценностей и денежных средств (ТМЦ) на 17,2 млн руб., в доход государства обращено - на сумму 13,3 млн.

Выявляемые в ходе проверок наиболее распространенные нарушения связаны с сокрытием и занижением объектов для налогообложения, завышением затрат, учитываемых при исчислении прибыли, неправомерным использованием льгот, вовлечением в теневой оборот ТМЦ и оформлением фиктивных отношений между участниками операций.

- Что необходимо предпринять руководителям субъектов хозяйствования, чтобы не повторить подобного в 2018 г.?

- Во избежание нарушений налогового и иного законодательства необходимо организовать внутренний самоконтроль за законностью и правильностью оформления финансовых и хозяйственных операций, регулярно проводить мероприятия по повышению квалификации сотрудников, ответственных за исчисление и уплату налогов (сборов). Кроме того, для упреждения неправильного исчисления и уплаты НДС в АИС «Учет счетов-фактур» предусмотрен функционал, позволяющий плательщикам до подачи декларации самостоятельно осуществить ее предварительный контроль. Это позволит исключить ошибки в исчислении НДС, в том числе арифметические.

За 9 месяцев 2017 г. по результатам камерального контроля инспекциями МНС направлено более 52,5 тыс. уведомлений об установленных отклонениях. В результате плательщиками представлено более 38 тыс. уточненных деклараций (расчетов). Сумма обязательств по ним превысила 152 млн руб. При этом, обратите внимание, штрафные санкции не применяются.

В текущем году особый акцент инспекции МНС при проведении камерального контроля сделали на своевременность и полноту уплаты в бюджет НДС как основного бюджетообразующего налога с использованием АИС «Учет счетов-фактур». При этом выявлены следующие нарушения: не выставление электронного счета-фактуры (ЭСЧФ), принятие к вычету сумм налога без получения ЭСЧФ и неверное заполнение его реквизитов, что приводит к отклонениям в налоговой базе и усложняет управление налоговыми вычетами.

Отмечу, что сегодня уровень вмешательства контролирующего органа в работу субъекта хозяйствования постоянно снижается, а характер и формы взаимодействия заметно изменились. Мы часто говорим о возрастании роли камерального контроля. Это удаленный контроль, анализ, прежде всего, имеющейся в распоряжении налоговых органов информации о работе субъекта хозяйствования.

Сейчас МНС ведет работу по развитию механизмов камерального контроля, моделируются алгоритмы отбора плательщиков, имеющих риски занижения налогооблагаемой базы как по НДС, так и по другим платежам. Параллельно усовершенствовуются информационные системы. Так, в АИС «Учет счетов-фактур» будет доработана подсистема «Мониторинг сделок», т.е. расширятся возможности поиска и отображения информации о совершенных операциях, в том числе связанных с перевыставлением НДС и управлением вычетами. Кроме того, автоматизированы процессы формирования и направления в «Личный кабинет плательщика» уведомлений о выявленных камеральным контролем отклонениях и формирования соответствующей отчетности.

- Игорь Николаевич, расскажите подробнее о новациях в контрольной деятельности налоговых органов.

- Основным станет отказ от системы плановых проверок. Появятся выборочные проверки, но их проведение будет возможно только при наличии комплекса серьезных оснований. Важным моментом также является то, что формирование плана выборочных проверок на 2018 г. вообще не предусмотрено. Впервые он будет составлен на первое полугодие 2019 г.

Мы сокращаем основания для назначения внеплановых проверок. В ходе такой формы контроля подлежат изучению только факты, которые послужили причиной для назначения внеплановой проверки конкретного проверяемого субъекта.

Кроме того, устанавливается пресекательный срок проверяемого периода по налогам - в пределах 5 календарных лет.

И, конечно, нельзя не сказать о том, что за совершение грубых нарушений при проведении проверок в отношении проверяющих вводится административная ответственность. Штраф составит до 30 базовых величин.

- То есть до начала выборочных проверок в запасе еще год… Чего в этот период стоит ждать плательщикам?

- В 2018 г. контрольная работа налоговых органов будет направлена на проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования, в том числе по возбужденным уголовным делам и по делам, находящимся в производстве судов. Особое внимание будет уделяться плательщикам, работающим с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Также уделено внимание поступившей достоверной информации о нарушении плательщиком законодательства. Будут проводиться внеплановые тематические оперативные проверки, а также проверки в связи с ликвидацией субъекта хозяйствования.

Отдельно хотелось бы отметить, что Указом №376 вводится ожидаемая многими норма, позволяющая не проводить проверки субъектов (при их ликвидации), если движение денежных средств по их счетам в банках не происходило в течение 36 месяцев подряд, предшествующих началу процедуры ликвидации. Также будет выработан порядок работы с данной категорией плательщиков, в том числе дополнительные критерии, при которых можно направлять представление на ликвидацию без проведения проверки. Все это позволит сократить количество ненужных проверок.

- Скажите, имеют ли законную силу письменные разъяснения и комментарии налоговых органов при возникновении спорных ситуаций по исчислению налогов в процессе хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и рассмотрении в судебном порядке?

- Разъяснения налоговых органов не являются официальным толкованием положений налогового или иного законодательства, так как оно осуществляется в порядке, установленном законодательством, в силу положений п. 6 ст. 3 НК и ч. 2 ст. 70 Закона от 10.01.2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

По поводу привлечения совершивших правонарушения плательщиков к административной ответственности из-за выполнения разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах, данных финансовым, налоговым и иным уполномоченным органом госуправления, необходимо отметить следующее. Письмом МНС, Минфина и Минэкономики от 14 июня 2013 г. определена совместная позиция, согласно которой меры административной ответственности не должны применяться, если правонарушение стало следствием выполнения плательщиком разъяснений уполномоченного госоргана.

При этом хочу обратить внимание, что выполнение полученного на основании письменного запроса разъяснения налогового органа не повлечет мер административной ответственности только в том случае, если в нем содержалась полная и достоверная информация.

Также необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 п. 3-1 ст. 52 НК пени не начисляются на суммы налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), в случае их неуплаты или неполной уплаты на основании письменных разъяснений по вопросам применения актов налогового законодательства, полученных от МНС.

Алексей МАЛИНОВСКИЙ