В апреле 2017 г. Минюст зарегистрировал Белорусскую федерацию беспилотной авиации. О том, для чего создана общественная организация и каковы перспективы невоенного использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), рассказал заместитель председателя федерации Глеб БОНДАРИК.

Глеб Бондарик

- Толчком для ее создания стала прошлогодняя акция «Белгазпромбанка», когда с помощью беспилотника мы выполнили инкассацию. Тогда же столкнулись с большим количеством нерешенных правовых вопросов. Надо отдать должное в этом плане госорганам, которые пошли навстречу. Но мы поняли, что дальнейшее промышленное использование беспилотной техники в Беларуси невозможно без законодательной поддержки.

В январе 2017 г. мы провели учредительное собрание, на котором 54 физических лица образовали Федерацию беспилотной авиации. Одни используют беспилотники как хобби, другие делают на них бизнес, снимая видео, а есть и такие, кто занимается их сборкой. Всех объединяет любовь к дронам, которые сам предпочитаю называть мультироторами.

Основная задача федерации - сотрудничество с госорганами по легальному использованию беспилотных систем в Беларуси. Наша организация - некоммерческая и открыта для сотрудничества со всеми заинтересованными лицами, которым небезразлична беспилотная авиация. Также нам необходима юридическая поддержка.

- Какими нормами сегодня регулируется использование беспилотной авиации в Беларуси?

- В Воздушном кодексе нет четкого определения «беспилотная система», в том числе ее классификации и порядка использования. Сегодня ограничен частотный диапазон применения БПЛА для гражданских целей, поэтому мы обратились в Госкомиссию по радиочастотам при Совете Безопасности с просьбой увеличить его до 100 мВт. Добиваемся разрешения на использование беспилотников в диапазоне 5,8 ГГц для развития спортивного направления. Также важное значение имеет порядок регламентирования полетов из-за многочисленных запретных зон для БПЛА.

Белорусские дроны

Федерация предлагает разделить территорию страны на три типа зон: красная (абсолютный запрет для полетов), желтая (крупные города, полеты - по запросу) и зеленая (разрешение без ограничений).

Еще один вопрос касается видеосъемки с воздуха, которая регламентируется нормативными документами Министерства обороны. Так, сегодня для ее проведения необходимо за 5 рабочих дней направить заявку, а потом представить отснятый материал на экспертизу. Спасибо, что в военном ведомстве это делают бесплатно, но подобный порядок тормозит процесс развития съемок для телевидения, когда требуется большая оперативность.

Пока существует правовой вакуум, мы руководствуемся Указом №81 от 25.02.2016 г. №81 «Об использовании авиамоделей», к которым беспилотники де-факто не относятся. Наши системы можно использовать на высоте не более 100 м и в пределах прямой видимости, хотя документ не регламентирует проведение видеосъемок.

- Есть ли выход из сложившейся ситуации?

- В конце лета планируют принять новую редакцию Воздушного кодекса. Разработчики (Военпром, Минобороны и Департамент по авиации) прислушались к нашим доводам: из регулирования собираются вывести летательные аппараты весом до 30 кг. Это важно, так как позволит снизить размер налогообложения на выполнение авиационных работ. Например, индивидуальный предприниматель платит налог при съемках свадьбы, а если его дрон будет включен в Кодекс, то ему придется заплатить еще один.

Возникают вопросы и по двойной сертификации: ввезенный в ЕАЭС и растаможенный аппарат уже прошел сертификацию, зачем это делать еще раз?

- Где сегодня используются беспилотники?

- Диапазон их применения практически не ограничен. Так, энергетики используют БПЛА для контроля воздушных линий электропередач (например, в случае провисания, перегревания), работники газовой сферы - целостности трубопроводов, ГАИ - наблюдения за дорогами и расследования ДТП, а также в лесном хозяйстве, на телевидении и при производстве рекламы…

Еще одна отрасль - картография: получение информации с сантиметровой точностью. На опыте США, Европы - это внедрение точного земледелия. В Беларуси из-за высокой облачности целесообразно использовать беспилотники в сельском хозяйстве: с помощью полученных данных определять интенсивность внесения удобрений, точечно распылять пестициды, например, с помощью проекта One Soil, продемонстрированного на «Белагро-2017».

Считаем, что включение беспилотников в Воздушный кодекс создаст дополнительные проблемы для развития малого бизнеса. В этом плане Беларуси стоит перенять российскую практику и БПЛА весом до 25 кг классифицировать отдельными законодательными актами.

- Руководителям каких компаний посоветуете приобрести дроны?

- Их можно использовать для охраны периметра территории предприятия. В строительстве - для контроля ведения работ при рытье котлована: от передвижения техники до объема выемки земли. Вариантов множество. Например, срочная доставка документов, образцов и деталей из одной точки города в другую в обход заторов и пробок на дорогах.

- Насколько перспективен выпуск дронов в Беларуси? Какова емкость этого рынка?

- Беспилотные системы высокотехнологичны, но собрать их из компонентов можно и у нас. Однако основной успех заключается в программном обеспечении (ПО), которое нужно разрабатывать в Беларуси. И такая возможность есть, учитывая опыт и репутацию отечественных IT-компаний. Поэтому не так важно, где собран мультиротор: здесь или в Китае. Самое главное - адаптировать его под наши задачи и разработать ПО.

Если мы проявим активность, то вполне можем стать одним из мировых лидеров, как например, компания DronеDeploy (США). У нее довольно дорогое ПО, которое продается по подписке (от 250 долл. в месяц). Пока в этой сфере нет особой конкуренции, и белорусские компании могут занять свою нишу на рынке.

Марина НОСОВА