ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» является одним из крупнейших молокоперерабатывающих предприятий Республики Беларусь.

65 лет назад - 30 июня 1952 г. - было официально завершено строительство Лидского молочно-консервного завода. Первоначально здесь производились только сухие молочные консервы. В среднем завод перерабатывал около 4 тыс. т молока в год и выпускал порядка 300 т продукции. Сегодня ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», в структуру которого входят еще два крупных производства - «Ошмянский сыродельный завод» и «Сморгонские молочные продукты», - в пиковые периоды деятельности перерабатывает свыше 1 тыс. т молока в сутки! И хотя основная специализация предприятия - выпуск сухого молока и других сухих молочных продуктов - осталась прежней, общество производит уже более 200 наименований продукции.

Андрей ЭйсымонтСекреты популярности

Сухие молочные продукты производятся на головном производстве предприятия - в Лиде, а также на мощностях Сморгонского филиала. ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» выпускает не только сухое молоко - обезжиренное и цельное, но и сухие сливки. На эту продукцию приходится от 60 до 70% перерабатываемого акционерным обществом молока.

- Секрет популярности сухого молока у потребителей заключается в первую очередь в удобстве его доставки и хранения, - говорит генеральный директор ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» Андрей Эйсымонт. - Особенно это касается стран с жарким климатом и удаленных регионов, куда груз из Беларуси может идти 2-3 месяца.

Филиал «Ошмянский сыродельный завод» вошел в состав общества в 2012 г. А в 2015-м здесь была завершена масштабная программа модернизации, позволившая увеличить мощности по производству твердых сыров до 20 тыс. т в сутки. Сегодня здесь выпускается более 40 видов сыров под брендом «Сырный рай».

ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» производит и такие «традиционные» молочные продукты, как масло сладкосливочное, творог и цельномолочную продукцию, которая также востребована, а бренд предприятия - MiLida - хорошо известен на внутреннем и внешних рынках.

- Я считаю, что бренд MiLida получился у нас очень удачным, - подтверждает Андрей Эйсымонт. - Продукция под этой товарной маркой выпускается и в Лиде, и нашими филиалами. Тем не менее, мы не стали отказываться от собственных брендов, созданных нашими предприятиями - они узнаваемы и пользуются доверием потребителей, а это в нашем деле самое главное.

Новые рынки

ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» - экспортоориентированное предприятие. Не менее 80% произведенной им продукции (а в отдельные периоды - и 90%) поставляется за рубеж. Основной рынок сбыта - Российская Федерация, на которую по итогам I полугодия 2017 г. пришлось 87,67% экспортных поставок. Правда, доля России в экспорте предприятия постепенно снижается. В рамках работы по диверсификации рынков сбыта общество постепенно развивает другие направления. Например, выходит на рынки арабских стран. Уже есть первые поставки в ОАЭ и Оман, Турцию и Саудовскую Аравию, ведутся переговоры по организации поставок пробных партий в Китай. Стабильно экспортируется продукция в Армению, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Азербайджан.

Лидский молочно-консервный комбинат

При этом, как говорит генеральный директор, проводя эту работу, важно не потерять объемы продаж на традиционных рынках. Ведь выход на любой новый рынок всегда сопряжен со значительными затратами на поиск партнеров, участие в выставках и маркетинг, отлаживание логистики поставок и др. И чтобы маржинальность продаж на таких рынках сравнялась с поставками в Россию, нужно время - порой несколько лет.

- Потенциал наращивания поставок в страны дальней дуги, на наш взгляд, состоит в развитии и укреплении сырьевой базы, - отмечает Андрей Эйсымонт.

Стратегия развития

Ориентация на экспорт всегда накладывает на производителя повышенную ответственность. Все подразделения крупного предприятия (а здесь трудится более 1 100 человек) с большим количеством контрагентов - производство, сбыт, склад и логистика и т.д. - должны работать ритмично, «как часы», и постоянно поддерживать конкурентоспособность продукции.

За последние годы предприятие существенно обновило производственные мощности. Современное высокопроизводительное и энергоэффективное оборудование позволяет снизить издержки, но не так значительно, как хотелось бы. Дело в том, что 3/4 в себестоимости конечной продукции молокопереработки составляет сырье. Фактически при снижении затрат предприятие может оперировать лишь 25% себестоимости, куда входят энергоносители, заработная плата, комплектующие и другие расходы. Что касается энергоносителей, то на ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» давно реализуется комплекс мероприятий по снижению энергозатрат. Например, была изменена технология подготовки горячего воздуха для сушки молока, что позволило уменьшить объемы использования природного газа. В отношении заработной платы сэкономить сложно. Хотя по этому показателю предприятие занимает 2-3-е место в отрасли в Городненской области, и зарплата здесь выше, чем в среднем по району, эта статья затрат в себестоимости не превышает 5%.

Лидский молочно-консервный комбинат

Руководитель предприятия считает, что в такой ситуации самое правильное - делать ставку на качество продукции. И хотя в краткосрочной перспективе это напрямую не приносит денег, высокое качество косвенно способствует улучшению имиджа производителя, росту популярности торговой марки и в конечном счете увеличению продаж.

О том, что это правильная политика, свидетельствует экономическая статистика предприятия и многочисленные награды. ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» - неоднократный лауреат Премий Гродненского облисполкома и Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. В 2015 г. акционерное общество стало дипломантом Премии СНГ в области качества, продукции и услуг. Это достижение тем более ценно, что по условиям конкурса в финал каждой номинации выходят только два предприятия Содружества! Можно добавить, что 19 мая 2017 г. в Малом зале Дворца Республики министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси Владимир Колтович торжественно вручил генеральному директору ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» награду за победу в конкурсе «Лучший экспортер 2016 года» в номинации «Молочная промышленность».

- На предприятии и в филиалах внедрены и функционируют системы менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов, соответствующие требованиям СТБ ISO 9001, СТБ 1470, СТБ ИСО 22000, FSSC 22000, но мало получить награды и сертификаты - надо им соответствовать и постоянно держать эту высокую планку! - говорит Андрей Эйсымонт. - Мы обязаны прежде всего выпускать качественную и безопасную продукцию, полностью соответствующую Техническим регламентам ТС и требованиям белорусского законодательства.

Николай ЗАГОРСКИЙ