Автобусное производство МАЗа в условиях непростой рыночной конъюнктуры наращивает поставки пассажирского автотранспорта в Россию.

Александр АЛЕСИНВ приоритете - российский рынок

В прошлом году белорусские автомобилестроители смогли улучшить свои позиции на зарубежных рынках. Согласно данным Белстата, за 11 месяцев 2016 г. было экспортировано 3 968 грузовых автомобилей, что на 23,7% больше, чем в 2015 г.. При этом, хотя поставки грузовиков в дальнее зарубежье выросли на 106,8% (до 546 шт.), большинство (3 422 шт., или около 88,4%) было продано в страны СНГ, а порядка 70% нашли покупателей в России.

Аналогичным образом сложилась ситуация и с загранпоставками седельных тягачей: за 11 месяцев 2016 г. их было экспортировано 920 шт. (рост в годовом исчислении - на 8,6%), в том числе в ближнее зарубежье - 776 шт. (+15%), что составило 84,3% суммарных продаж за рубежом.

Однако даже на этом фоне экспорт белорусских автобусов выделяется особо. Всего, по официальной статистике, за январь-ноябрь 2016 г. их было продано за границу 1 000 шт. Это на 61,8% больше, чем в январе-ноябре 2015 г., а в стоимостном выражении прирост выглядит еще весомее: на 71,7% - до 87,98 млн. долл. Нетрудно догадаться, что основным покупателем выступила Россия, которая приобрела 836 пассажирских машин (+58,9%) общей стоимостью 71,7 млн долл. (+81%).

Кто сегодня в лидерах?

Если взять данные российского аналитического агентства «Автостат», которое ведет подсчет по количеству поставленных на учет в ГИБДД машин, то получится, что в прошлом году МАЗ (основной отечественный экспортер этой техники) увеличил поставки автобусов в Россию на 53,3% - до 825 шт.

В результате завод вышел на 3-е место по количеству автобусов, проданных в 2016 г. на российском рынке. Лучше показатели - только у ПАО «Павловский автобус» - марка ПАЗ (5 952 шт., +9,2%) и ООО «Ликинский автобусный завод» - ЛиАЗ (1 873 шт., +76,7%). В пятерку лидеров также вошли НефАЗ из Нефтекамска (606 шт., -0,5 %) и КАВЗ из Кургана (370 шт., +22,9 %). Всего по итогам прошлого года в РФ было продано 10 415 автобусов, что на 15,9% больше, чем годом ранее.

Автобусы «берут на буксир» грузовики

Десятку самых продаваемых на российском рынке моделей новых пассажирских машин возглавил автобус малого класса ПАЗ-3205 - реализовано 3 766 шт., что больше уровня предыдущего года на 11%. Далее рейтинг выглядит следующим образом: ПАЗ-3204 (979 шт., +39%), ЛиАЗ-5292 (797 шт., +37%), ЛиАЗ-4292 - новинка сезона (737 шт.), НефАЗ-5299 (606 шт., 0%), ПАЗ-3203 (579 шт., -4%), ПАЗ-4234 (549 шт., -16%), МАЗ-203 (479 шт., +179%), КАВЗ-4238 (296 шт., +40%), Volgabus 5270G (172 шт., +35).

Несколько иначе выглядит развитие рыночной ситуации в сегменте пассажирского автотранспорта РФ в 2016 г. в исследовании специалистов другой российской аналитической компании - «Автостат Инфо», которые вели учет по объемам фактических продаж. По их данным, совокупный объем продаж новых автобусов в России за 2016 г. составил 10 782 шт., что на 21,4% больше аналогичного показателя 2015 г.. При этом реализация машин российского производства выросла на 23,8% - до 10 499 шт., сбыт иномарок сократился на 29,3% - до 283 шт. а их удельный вес на рынке составил 97,4% и 2,6% соответственно.

Следует отметить, что в декабре 2016 г. рынок новых автобусов РФ показал прирост на 91,2% в сравнении с аналогичным периодом 2015 г. (наилучший месячный показатель за прошлый год) и объем продаж достиг 1 728 шт.

Годовой ТОП-5 лучших автобусных марок по фактическим объемам продаж, приведенный компанией «Автостат Инфо», выглядит следующим образом: ПАЗ (5 836 шт.), ЛиАЗ (1 845 шт.), НеФАЗ (1 057 шт.), МАЗ (812 шт.) и КАВЗ (366 шт.).

Интересен составленный экспертами «Автостат Инфо» годовой рейтинг лучших марок по динамике (темпам роста) продаж. По этому показателю лучшим за 2016 г. стал бренд Yutong, нарастивший реализацию в 6,3 раза, хотя реально он продал всего 57 машин. Второе место занял ЛиАЗ - +76,6% (1 845 шт.), на третье вышел King Long - +73,3% (52 шт.). На четвертой строчке рейтинга - МАЗ с приростом на 55,6% (812 шт.), на 5-й - «Урал» с +34,8% (306 шт.). Далее идут: КАВЗ - +24,9% (366 шт.), ПАЗ - +18,3% (5 836 шт.), Volzhanin - +0,7%, (275 шт.). Замыкают ТОП-10 НефАЗ, который показал падение на 6,5% (1 057 шт.) и Irisbus - на 12,1% (51 шт.). У остальных брендов продажи упали еще больше.

Перспективы роста

Если говорить о динамике продаж в разрезе конкретных моделей, то по итогам 2016 г. лидером стал МАЗ-103, показавший прирост реализации в 2,8 раза (объем 174 шт.). На 2-м месте - ПАЗ-3204 - +48,1% (961 шт.), на 3-м - ПАЗ-3203 - +44,8% (562 шт.). Далее следуют Урал-3255 - +34,8% (306 шт.) и ЛиАЗ-5292 - +31,7% (768 ед.).

Правда, по совокупному объему годовых продаж лидерство среди моделей принадлежит ПАЗ-3205 (3 691 шт.), который по приросту реализации (+16,2%) не вошел даже в первую пятерку.

Автобусы «берут на буксир» грузовики

Как полагают аналитики, огромную роль в оживлении автобусного рынка РФ сыграл ряд мер со стороны правительства страны, например, запрет на приобретение госструктурами импортных автобусов, а также масштабная программа стимулирования обновления парка и предоставления льгот в случае приобретению нового подвижного состава в рамках программ газификации, обновления парка школьных автобусов и городского электротранспорта.

И рынку есть куда расти. По состоянию на 1 июля 2016 г. в России насчитывалось 390,8 тыс. автобусов. Средний возраст парка - 15,2 года, причем 44% всех автобусов в стране - старше 15 лет. На долю дизельных приходилось 46%, а экологическим стандартам Евро-4 и выше соответствовало только 12% машин.

Что касается структуры российского парка автобусной техники в разрезе марок, то выглядит она следующим образом: ПАЗ - 164,7 тыс. шт., или 40,2% общего количества автобусов, КАВЗ - 56,5 тыс. шт. (14,4%), ЛиАЗ - 32,8 тыс. шт. (8,4%), Hyundai - 16,1 тыс. шт. (4,1%), ЛАЗ - 13,8 тыс. шт. (3,5%), Ikarus - 10,6 тыс. шт. (2,7%), НефАЗ - 9,9 тыс. шт. (2,5%), Mercedes - 8,9 тыс. шт. (2,3%), МАЗ - 8 тыс. шт. (2,1%). И хотя доля пассажирских машин марки МАЗ здесь пока минимальная, есть все основания ожидать скорых изменений к лучшему.

Александр АЛЕСИН