В начале ноября стартовала очередная Belarus Fashion Week сезона весна-лето 2017. Накануне события мы решили проанализировать его роль и вспомнить некоторые яркие вспышки бизнес-активности на Белорусской неделе моды.

 

BFW-2016

Подиум Belarus Fashion Week под руководством Янины Гончаровой стал основной презентационной площадкой для белорусских дизайнеров и производителей одежды и аксессуаров. Неделя проводится с осени 2010 г., и хотя у нее были предшественники (вспомним авангардный «Мамонт», конкурсную «Мельницу моды», парад одной ткани «Галерея льна»), которые пытались как-то систематизировать презентацию модной одежды в стране, именно BFW стала профессиональным мероприятием на регулярной основе (сезонность - крайне важный для сферы моды параметр).

Были и попытки создать конкуренцию: MSK Fashion Week под руководством Кирилла Познякова продержалась несколько сезонов и закрылась из-за недостатка финансирования. Видимо, небольшой Беларуси не нужны две Недели моды: копии лишь распыляют и так не слишком густой строй тех, кто способен производить что-то модное и конкурентоспособное.

Несмотря на многие вопросы, которые возникают в последние несколько сезонов у дизайнеров относительно соотношения стоимости (около 1500 долл. в рублевом эквиваленте без учета оплаты моделей и стилистов) и эффективности участия в Неделе, следует выделить несколько важных системообразующих плюсов. Первое: мероприятие сумело стать центром, вокруг которого выкристаллизовалось то, что можно назвать «модным коммьюнити». Скажем так, это уже не тусовщики, а основные потребители продукта, который показывают на подиуме BFW независимые дизайнеры и некоторые предприятия. До того ни покупательского интереса, ни особых разговоров о белорусском модном продукте просто не было.

BFW-2016

Второе: Belarus Fashion Week начиналась в безжизненном поле, где слоган «Купляйце беларускае» использовался в основной массе как яркая саркастическая фигура речи. С каждым сезоном дизайнеры, принимавшие участие в мероприятии, доказывали, что это - не фикция. Показывали качество, креативность, и вектор общественного мнения о сшитом здесь, в Беларуси, за эти 6 лет кардинально изменился именно благодаря тому, что BFW была «точкой сборки», где публика могла централизованно ознакомиться с тем, что такое «Купляйце беларускае» со знаком плюс.

Теперь в Минске любить моду и знать ее локальные предложения - особый стиль жизни и, в каком-то смысле, правила хорошего тона (аудитория в основном молодая и креативная). Начинать перечисление стоит с Людмилы Таракановой, Лены Цокаленко, Ольги Самощенко и Ивана Айплатова, которых правомерно называть дизайнерами «первой волны». За годы работы они обзавелись звездными клиентами - одним из критериев дизайнерской востребованности: мода всегда обслуживала «ярмарку тщеславия».

Вторая волна - относительно молодые, но работающие в соответствии со сложившимся графиком дизайнеры. Ольга Кардаш, которую любят за интеллектуальный архитектурный крой и внятное патриотичное предложение повседневной одежды с вышитыми аистами. Милана Хасиневич (бренд аксессуаров Killtoday) работает с неудобной для массового восприятия, но популярной и экспрессивной фетиш-эстетикой, вписывая портупеи и бандажи в повседневные образы или повторяя элементы средневековых доспехов в сумках и портфелях. Павел Панаскин - автор добротных и элегантных сумок с характером «скромное обаяние буржуазии». Ольга Новик (ton-in-ton), владелица трикотажного ателье, исследует свойства этого на первый взгляд тривиального материала и неизменно показывает сдержанный дизайн, который о том - «как это работает». Юлия Гилевич (Fur Garden), тонко чувствующая геометрию и пространство ткани, придумывающая все более поразительные детали привычных предметов гардероба.

BFW-2016

Это бесконечный список (и все эти имена мы в основном узнали на BFW). Важно то, что каждый из перечисленных (и оставшихся за кадром) белорусских дизайнеров нашел свою нишу и пытается обозначить уникальное торговое предложение: это не бездумный креатив, созидание ради процесса, а осмысленная работа на результат (продажа плюс долгая жизнь продукта в гардеробе клиента).

Характерный пример - спортсменка Ольга Барабанщикова, которая запустила собственный бренд одежды Candy Lady, презентовав его на BFW. Селебрити, как и другие знаменитости во всем мире, идут в модный дизайн, поскольку быть дизайнером теперь - стильно. Это не ярлык «светская львица», это - «человек дела». Это возможность хорошего пиара, вопрос репутационного менеджмента для отдельно взятой светской особы и… бизнес, хоть и небольшой на текущем этапе.

Ирина ЖУКОВА

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции