Белорусские автоперевозчики теряют конкурентные позиции на международном рынке транспортных услуг, потому что из-за дефицита финансовых средств за два последних года вынуждены снизить до критического минимума обновление автопарка.

Автоперевозки в Беларуси

Грузопотоки снижаются, конкуренция растет

На международном рынке грузоперевозок в последнее время отмечается заметное снижение грузопотоков из-за замедления темпов экономического роста в ведущих грузообразующих странах, а также взаимных санкций России и ЕС.

Как следствие, обострение конкуренции среди транспортных компаний привело к заметному снижению доходности перевозок (в частности, фрахтовые ставки уменьшились на 40-50%). В условиях жесткой конкуренции регулирующие органы большинства иностранных государств, защищая интересы национальных перевозчиков, ограничивают доступ на свои рынки международных автотранспортных операторов из третьих стран.

Эта ситуация весьма негативно отразилась на финансовом положении белорусских автоперевозчиков. После стабилизации в 2010-2013 гг. международные перевозчики замедлили обновление автопарка.

В частности, в 2014 г. темпы обновления парка транспортных средств в организациях, входящих в Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», упали в 2 раза. В результате в 2014 г. удельный вес новых автотранспортных средств (до 3 лет с момента выпуска) у белорусских компаний снизился с 42 до 26%

В то же время международные автоперевозчики столкнулись с дефицитом собственных оборотных средств, дороговизной заемных ресурсов и падением доходности бизнеса, что и стало причиной низкой доходности (рентабельность деятельности международных автоперевозчиков грузов в 2014 г. приблизилась к нулю - 0,5% против 2,8% за 2013 г.).

Ситуацию усугубило введение новых статей расходов: за выдачу разрешений на допуск автотранспортных средств к эксплуатации, плата за проезд по дорогам Беларуси и России, утилизационные сборы, а также увеличились затраты на проезд по дорогам в Европе и странах Балтии. Кроме того, значительно выросли расходы на топливо, запчасти, страхование, стоянки и различные разрешения. В результате затраты, связанные с эксплуатацией грузовых автомобилей, по оценкам БАМАП, подросли на 11,5%.

Как следствие, в 2014-2015 гг. при необходимом обновлении транспортных средств международных автоперевозчиков на уровне 10-15% в год этот показатель составил около 2%. Доля новых автомобилей (до 3 лет с момента выпуска) снизилась с 42% в 2013 г. до13%.

Следует отметить, что в 2015 г. Беларусь уменьшила экспорт услуг на 22%, а доходы от транзита упали примерно на 30% от прогнозируемых. Как отмечают в БАМАП, это произошло не только из-за переориентации РФ основных экспортных потоков с Запада на Восток и последствий девальвации российского рубля, но и вследствие сложившейся критической ситуации с обновлением автопарка белорусских автоперевозчиков, которые быстро теряют конкурентоспособность.

Автопарк международных перевозчиков устарел

Тем не менее, следует отметить, что если в 2015 г. перевозчики некоторых государств снизили количество транзитных поездок в направлении России из европейских государств на 18%, то белорусские - только на 8%.

В I квартале экспорт услуг автомобильного транспорта в Беларуси достиг 104,9%. Объем перевезенных грузов вырос почти на 20% - до 1 533,4 тыс. т, что стало самым высоким показателем за 9 последних лет. При этом перевозчикам удалось увеличить валютную выручку на 5,4% по сравнению с январем-мартом 2015 г. - до 202,5 млн долл. Эксперты отмечают, что это результат некоторого ослабления кризисных процессов, но в большей степени - работы по расширению рынка услуг и улучшению условий выполнения грузоперевозок.

Автопарк

Чтобы на равных конкурировать на международном рынке автоперевозок, отечественные игроки обязаны ускорить обновление автомобильного парка. Тем более что Беларусь соседствует со странами, в которых стремительно развиваются международные автоперевозки. Как результат, количество автотранспортных средств, которые выполняют международные автоперевозки грузов в Польше, в 17 раз выше, чем в Беларуси, в Литве, РФ и Украине - в 3 раза. Если Россия и Украина территориально и по количеству населения больше, то потенциал Литвы и Беларуси в развитии международных автоперевозок сравним, однако по ряду причин не может быть реализован в полной мере.

Нужны льготы для импорта современной техники

В Минтрансе подчеркивают, что правительству необходимо срочно создать благоприятные условия для обновления автопарка отечественных перевозчиков, чтобы они могли покупать грузовики и тягачи ведущих мировых производителей на сравнимых с основными конкурентами условиях. С этой целью подготовлен проект Указа «О некоторых мерах по развитию международных автомобильных перевозок», направленный на создание условий для обновления автопарка техникой класса Евро-6 и выше.

Возможен конфликт интересов

Между тем некоторые эксперты сомневаются в том, что все предложения Минтранса по льготированию импорта автотехники будут приняты, потому что в определенной степени противоречат курсу на импортозамещение, который провозгласило белорусское правительство.

В частности, Совмин поставил задачу перед холдингом «Минский моторный завод»: в текущей пятилетке освоить производство новых поколений 3-, 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей экологического класса Евро-5 и Евро-6, класса Stage 4 с топливоподающей системой с электронным управлением. Это позволит за 5 лет увеличить долю автомобилей МАЗ (в том числе автобусов), оснащенных двигателями, соответствующими классу Евро-5 и Евро-6, с 8% до 73,3% в общем объеме производства.

Так что нельзя исключить, что инициаторы законопроекта о предоставлении льгот для закупки импортной техники столкнутся с серьезным лобби в лице крупнейшего отечественного производителя автотехники. В таком случае одна из немногих успешных до недавнего времени отрасль - международные автоперевозки - может стать его жертвой, а Беларусь в результате еще больше потеряет доходы от транзита.

Татьяна МАНЕНОК