Облик Витебска создавали именитые архитекторы самых разных эпох: его исторические уголки проникнуты талантом великих художников и поэтов, музыкантов и ученых. Стоит позавидовать административному мастерству городских властей, которые содержат этот комплекс в надлежащем состоянии - силами унитарного предприятия «Гордормост».

 Ритмичный шаркающий звук утренней метлы роднит Витебск с Парижем не меньше, чем творчество Шагала - этот простейший инструмент до сих пор остается незаменимым в уборке, несмотря на активную эксплуатацию средств механизации, таких как прицепные комплексы «Скандия». Этот комплекс, а также занятая ручной уборкой листвы по улице Доватора бригада, составили естественный фон беседы с заместителем директора предприятия по содержанию дорожной уличной сети Сергеем Щипковским.

 Сергей Щипковский

Сергей ЩИПКОВСКИЙ, заместитель директора государственного предприятия Гордормост

- Ежедневно городу на Двине требуются несколько сотен специалистов для поддержания порядка, текущего ремонта, а в зимний период - борьбы со снежными заносами, гололедом. Да, это предполагает большую долю ручного труда - ощутимую помощь оказывают горожане в ходе субботников, волонтеры в исторических зонах, но системно такой работой занимается именно «Гордормост». И если в Минске, например, действуют сразу 12 предприятий аналогичного профиля, то у витебских улиц только один хозяин.

- С одной стороны, это неплохо, но, видимо, и претензии приходят по одному адресу?

- Обоснованные жалобы помогают совершенствовать нашу работу, причем по самым разным направлениям. Это и уточнение графика уборки улиц, логистики выдвижения механизированных средств без ущерба для городского трафика. Следует понимать, что в пиковые сезоны, например, в дни мощных снегопадов, требуется большое количество техники, которая в остальное время будет работать с недогрузом мощности. Задача городских властей и, в частности, головного предприятия «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство» в том и заключается, чтобы грамотно спланировать коммунальный бюджет.

На одной чаше весов - средства местных налогоплательщиков, на другой - набор социальных благ в виде развития городской инфраструктуры, сферы образования и досуга. Финансирование уборки здесь далеко не первая и не самая весомая расходная статья. Если авторы претензий и рекламаций позиционируют себя не только как рядовых обывателей, но и группы ответственных налогоплательщиков, мы всегда находим общий язык.

Справка Директора

Основные виды деятельности предприятия «Гордормост»:

  • текущий ремонт и обслуживание дорог, мостов, путепроводов и прилегающих к ним территорий, ливневой канализации;
  • содержание и обслуживание объектов внешнего благоустройства (подземных переходов и общественных туалетов);
  • текущее содержание городских территорий (ручная и механизированная уборка).

 - На протяжении многих лет ведутся дискуссии о необходимости коммунальной реформы. О как вы относитесь к этой проблеме?

- К слову, она затронула и нашу структуру. Предприятие было образовано в 1989 г. решением исполкома Витебского городского Совета народных депутатов. Однако уже через 2 года в целях улучшения содержания и текущего ремонта дорожной сети города, малых архитектурных форм и объектов благоустройства города (подземных переходов и общественных туалетов) приказом от 17.01.1991 г. №11 было создано малое государственное предприятие «Зеленое хозяйство». Впоследствии, в связи с несоответствием наименования целям и задачам структуру переименовали в Витебское предприятие по эксплуатации городского дорожно-мостового хозяйства «Гордормост». В 2003 г. оно получило статус дочернего, а еще спустя год к нему присоединили ПСУМ «ДСРР» и структурное подразделение «Уличная колонна» коммунального автотранспортного унитарного предприятия «Спецавтобаза».

Витебск

Сегодня под нашим флагом работают 6 структурных подразделений - довольно мощный производственный конгломерат. И если речь идет о дальнейшей реформе, то затронуть она должна, прежде всего, основные фонды (включая производственно-складскую базу), находящиеся на нашем балансе. Их содержание оказывает сильное давление на бюджет предприятия, а в конечном итоге и на себестоимость уборки городских улиц.

- Сергей Владимирович, каков ежедневный фронт работ предприятия?

- Сделаю небольшую поправку - подразделения «Гордормоста» ежедневно работают не на всех участках. Ведь фактически в зоне нашей ответственности находятся 896 улиц протяженностью 430,6 км общей площадью - 7 329,2 тыс. кв. м, в том числе с усовершенствованным покрытием - 4 857,8 тыс. кв. м. Большинство территории обслуживается механизированным способом - 220 улиц (3 332,2 тыс. кв. м), ручным - 168 (1 378,8 тыс. кв. м). Для полноты картины следует упомянуть 127,11 км ливневой канализации, которая переживает пиковые нагрузки в эти дни, благодаря сочетанию дождей и листопада. Отдельной строки заслуживают 14 мостов и путепроводов, 4 общественных туалета.

Со всем хозяйством управляются 511 сотрудников и 143 единицы автотранспортной техники. Причем по сравнению с I полугодием прошлого года мы сократили штатную численность на 131 человека при одновременном росте производительности труда на 31,3%. Этот показатель превышает темп роста зарплаты в 1,2 раза.

- Вернемся к разговору о себестоимости уборки?

- Не берусь назвать цифру в расчете на 1 кв. м городской территории - она будет слишком условной. Но в целом выручка от реализации работ и услуг за I полугодие составила 3 035 тыс. руб. (темп роста - 4,5%), при этом затраты снизились на 9,4%.

Справка Директора

Источники снижения затрат предприятия «Гордормост» на содержание городских территорий:

  • экономия сырья и материалов - 61,5 тыс. руб., в том числе за счет пересмотра норм расхода противогололедных материалов и удешевления их стоимости путем снижения транспортно-заготовительских расходов, технического перевооружения (увеличение удельного веса работ по текущему ремонту дорог, выполняемых струйно-инъекционным методом);
  • экономия топливно-энергетических ресурсов - 15,6 тыс. руб.;
  • экономия фонда оплаты труда - 721,3 тыс. руб., в том числе за счет пересмотра временных нормативов на отдельные виды работ, выполняемые ручным способом, годовая экономия - 28 тыс. руб., оптимизации численности - 290 тыс. руб.

 - Не так давно на баланс предприятия Гордормост было передано 2 пассажирских теплохода.

- Прогулочные суда на 50 и 87 мест стали украшением и неотъемлемой чертой туристического антуража города на Двине. Правда, «украшения» недешевые - среднегодовые затраты на их эксплуатацию составляют 134,3 тыс. руб. Теплоход «Витебск» эксплуатируется с октября 2010 г., а «Северная столица» - с июня 2011 г.

Витебск

Навигация на прогулочных маршрутах, как правило, начинается с 1 мая. В будние дни теплоходы в среднем выполняют 1-2 рейса, в выходные и праздничные - 5-6 рейсов протяженностью около 5 км. На борту наших судов проводятся выездные мероприятия, связанные с презентациями, организацией юбилейных вечеров. Водные прогулки включают в программы туристических туров, выпускных вечеров и семинаров.

Пик востребованности услуг, как правило, приходится на июль: 9,5 тыс. человек, в остальные месяцы - 2,5-3 тыс. В сентябре количество пассажиров сокращается, а в октябре заканчивается и сезон навигации.

Глеб ПОКРОВСКИЙ

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции