Реалии развития мирового сообщества ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития. Для страны с достаточно высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, это весьма актуальная задача.

Татьяна Маненок«Государственная программа развития промышленности Беларуси до 2030 г. нацелена на инновационно-инвестиционное развитие», - подчеркнул вице-премьер Беларуси Владимир Семашко на пленарном заседании Белорусского промышленного форума.

Весьма показательно, что причиной наметившегося по итогам I квартала т.г. спада в промышленности на 4,3% к аналогичному периоду 2015 г. В.Семашко назвал «прошлые недоработки» белорусских предприятий, из-за которых, по его словам, экономика страны оказалась неприспособленной к работе в новых условиях.

Правительственный куратор белорусской промышленности подчеркнул, что многие предприятия по-прежнему ориентированы на продажу своей продукции исключительно на рынках постсоветского пространства. А это потому, добавил вице-премьер, что «не утруждали себя инновационным и инвестиционным развитием».

Между тем правительство считает, что система поддержки инноваций в Беларуси, несмотря на высокие банковские ставки по кредитам, «полностью выстроена и работает».

 

Система поддержки: 160,9 трлн руб. на пятилетку

О том, как работает система поддержки инноваций в Беларуси, рассказал в ходе пленарного заседания Белорусского промышленного форума заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси (ГКНТ) Андрей Косовский.

За время реализации Госпрограммы инновационного развития на 2011-2015 гг. создано 191 новое предприятие, из них на проектную мощность вышли 112. При этом за предыдущую пятилетку на них создано 19 тыс. новых рабочих мест.

Объем инвестиций, направленных на реализацию проектов инновационной программы в предыдущие 5 лет, составил 77,04 трлн руб. (в том числе из республиканского бюджета - 7,6 трлн руб., или 9,9% общего объема финансирования (из них 1,6 трлн, или 2,1% общего объема финансирования, - средства инновационных фондов и Белорусского инновационного фонда (Белинфонд). Средства местных бюджетов - 1 трлн руб., или 1,3% общего объема финансирования.

В результате, по данным ГКНТ, объем производства инновационной продукции в стране достиг 107,7 трлн руб., а экспорт готовой продукции - 1,2 млрд долл.

В новую Госпрограмму инновационного развития на 2016-2020 гг. включены 66 проектов (в том числе на этот период пролонгированы 30 проектов прежней госпрограммы). Общая стоимость новой инновационной госпрограммы - 160,9 трлн руб. (около 8,28 млрд долл. по курсу Нацбанка), в том числе 900 млрд руб. планируют получить из централизованного инновационного фонда.

Правительство рассчитывает, что в текущей пятилетке инновационному прорыву в Беларуси поспособствует трансфер неиспользованных средств местных инновационных фондов в централизованный инновационный фонд. А это в свою очередь позволит создать целевой бюджетный источник финансирования госпрограммы инновационного развития страны.

Кстати, централизация инновационных фондов уже предусмотрена Законом «О республиканском бюджете на 2016 год». Отметим, что им также определены доходы и расходы централизованного инновационного фонда в размере 933,3 млрд руб.

 

Фонду венчурных инвестиций быть!

Заместитель председателя ГКНТ А.Косовский сообщил на форуме, что белорусская сторона достигла принципиальной договоренности с Российской венчурной компанией о создании совместного Российско-Белорусского фонда венчурных инвестиций (в форме инвестиционного товарищества). Наше правительство рассчитывает, что он поможет привлечь в страну частные внутренние и внешние инвестиции на реализацию инновационных проектов, основанных на разработках отечественных ученых, в объеме не менее 50 млн долл.

stavka 1«Для Беларуси создание такого товарищества выгодно, потому что проектом инвестиционного договора предусмотрена возможность направления совместных средств либо в развитие инновационных компаний в Беларуси, либо на коммерциализацию разработок отечественных ученых в РФ», - подчеркнул А.Косовский.

В ближайшее время некоторые трансформации также затронут Белинфонд, который оказывает поддержку малому и среднему бизнесу (отметим, что сейчас он является учредителем четырех технопарков в стране). В 2015 г. был разработан проект указа, направленный на развитие механизмов венчурного финансирования, а также на увеличение ресурсной базы фонда, в том числе для создания в стране международной венчурной организации.

Правительство Беларуси уже определилось, какие инновационные проекты будет поддерживать в ближайшей пятилетке. Эти критерии заложены в основу Государственной программы инновационного развития на 2016-2020 гг. Прежде всего, претендующие на господдержку инновационные проекты должны гарантировать создание и внедрение технологий новой для Беларуси или мировой экономики продукции, иметь экспортную ориентацию (не менее 50% продаж) и быть нацелены на организацию технологического процесса, обеспечивающего средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, аналогичный европейскому уровню, либо превышающий его.

Отметим, что если в Европе средний уровень добавленной стоимости на одного работающего сегодня превышает 60 тыс. долл., то в Беларуси он пока в 2,5 раза ниже. Однако это обстоятельство не смущает правительство.

В качестве примера В.Семашко привел ОАО «Ивацевичдрев», где выработка на одного работающего после модернизации выросла в 8 раз - с 23,4 тыс. долл. до 191 тыс. Поэтому к критике результатов модернизации отечественной деревообрабатывающей промышленности он относится спокойно. «Если бы мы этого не сделали, то вообще потеряли бы эту отрасль», - отметил вице-премьер.

 

Госпрограмма развития машиностроения: и кнут, и пряник

Чтобы приблизиться к европейским стандартам, Совмин Беларуси для поддержки инновационных проектов в рамках Госпрограммы инновационного развития на 2016-2020 гг. готов уплатить проценты, а в некоторых случаях и обеспечить первый авансовый платеж в размере 15%. Более того, в отношении особо важных проектов с длительным срокам окупаемости правительство может погасить сумму, составляющую до половины кредита.

Следует отметить, что такой механизм господдержки уже апробирован на практике. К примеру, чтобы обеспечить конкурентоспособность БелАЗа, правительство Беларуси выделило 400 млн евро на создание производства крупногабаритных шин.

Вероятно, такая поддержка потребуется и Минскому моторному заводу в ходе реализации программы его развития до 2030 г. По словам В.Семашко, она предусматривает освоение новых моделей двигателей, «пусть не очень инновационных», но востребованных белорусскими предприятиями машиностроения, которые ориентированы на экспорт своей продукции. Механизмы поддержки в рамках реализации инновационных проектов содержатся в проекте указа, подготовленного правительством.

stavka 2Финансироваться проекты, включенные в госпрограммы на конкурсной основе, теперь будут через ОАО «Банк развития». В.Семашко назвал это обстоятельство «весьма положительным», так как данной структуре предстоит распределять полученные «бесплатно» бюджетные деньги на кредиты под 5-6% (а иногда и под 1-4% годовых). Определять их получателей будет межведомственная комиссия при Минэкономики. Критерии отбора проектов для кредитования - эффективность, сроки окупаемости, рентабельность произведенной продукции и ориентация на экспорт.

«Сегодня все промышленные предприятия просто обязаны заниматься техперевооружением, если хотят удержаться на рынке»,- подчеркнул заместитель министра промышленности Павел Утюпин.


В 2011-2015 гг. предприятия Минпрома направили на развитие более 3 млрд долл., т.е., примерно 5-7% своей ежегодной выручки. В то же время П.Утюпин не стал скрывать, что сегодня все белорусские предприятия сталкиваются «с фактором неопределенности перспектив развития из-за изменчивости конъюнктуры мирового рынка». Тем не менее, даже в сложившейся ситуации Минпром готов стимулировать их инвестиционную активность, правда, при этом рассчитывает на господдержку.

По словам П.Утюпина, подготовленная недавно госпрограмма развития отечественного машиностроения призвана, с одной стороны, систематизировать меры господдержки, а с другой -«обязать предприятия достичь необходимых результатов: обеспечить удвоение наукоемкости, увеличить средний уровень добавленной стоимости на одного работающего, а также нарастить экспорт».

 

Верны ли приоритеты?

Следует отметить, что белорусские чиновники в последнее время демонстрируют активное желание модернизировать отечественные предприятия, средств на реализацию программ инновационного развития тоже тратится немало. Однако результат далек от ожидаемого: технологическое отставание от зарубежных конкурентов стало хроническим и практически не меняется.

Вероятно, главная проблема белорусских программ инновационного развития - в директивной составляющей. Как известно, в современном мире инновациями занимается преимущественно частный бизнес, в то время как основная задача чиновников - создать благоприятную бизнес-среду для его развития. В Беларуси же при явном доминировании госсобственности в структуре экономики правительство пытается использовать ресурсы инновационных фондов прежде всего для поддержки промышленных флагманов, хотя она не всегда эффективна.

 

Справка «Директора»

В качестве субъектов инновационной инфраструктуры в Беларуси осуществляют деятельность 13 юридических лиц, из них 9 научно-технологических парков и 4 центра трансферта технологий.

Брестская область:

  • ЗАО «Брестский научно-технологический парк».

Витебская область:

  • РИУП «Научно-технологический парк Витебского государственного технологического университета»;
  • РИУП «Научно-технологический парк Полоцкого государственного университета».

В Витебске также функционирует центр трансфера технологий - ОДО «Витебский бизнес-центр».

В Гродненской области работает центр трансфера технологий - ООО «Апсель».

В Гомельской области в качестве научно-технологических парков действуют 2 предприятия и 1 центр трансфера технологий:

  • КУП «Гомельский научно-технологический парк»;
  • ГП «Агентство развития и содействия инвестициям»;
  • РУП «Центр научно-технической и деловой информации».

Могилевская область - ЗАО «Технологический парк Могилев».

В Минской области функционирует КПТУП «Минский областной технопарк».

В инновационную инфраструктуру Минска входят:

  • РИУП «Технопарк БНТУ «Политехник»;
  • ООО «Минский городской технопарк»;
  • Центр трансфера технологий ЗАО «Стройизыскания».

Основные направления деятельности резидентов белорусских технопарков – приборо- и машиностроение, электроника, информационные технологии, разработка программного обеспечения, медицина, фармацевтика, производство медицинского оборудования, работы в области НИОКР, оптика, лазерные технологии, энергетика, энергосбережение, био- и нанотехнологии.

В то же время, как отмечают эксперты, наиболее острым вопросом развития технопарков в Беларуси является дефицит оборудованных площадей.

 

Татьяна МАНЕНОК