Указом от 17.07.2015 г. №326 на базе ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» создан белорусский алкогольный холдинг, в состав которого вошли 8 организаций концерна «Белгоспищепром». О том, что удалось сделать за прошедшее время, и о дальнейших перспективах развития ликероводочной отрасли мы решили узнать у руководителя новой структуры.

Станислав ИОДИС, Минск Кристалл

Станислав ИОДИС, генеральный директор ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» - управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП»

- Холдинг «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» был образован в непростое время для организаций, выпускающих алкогольную продукцию. Проблемы ликеро-водочной отрасли в республике начали обостряться в 2013 г. и были связаны с резким ростом ставок акцизов на алкогольные напитки и изменением порядка их уплаты, что в условиях несвоевременного поступления денежных средств за отгруженную продукцию на счета организаций вызвало необходимость привлечения кредитов как на уплату налогов, так и пополнение оборотных средств.

 Холдинг «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП»

Нарастающие проблемы производителей алкогольных напитков потребовали детального рассмотрения летом прошлого года на высшем уровне. Для сохранения и укрепления госсектора в ликероводочной отрасли, повышения роли государства в вопросах производства и оборота алкогольной продукции в республике Президентом А.Лукашенко было принято стратегическое решение о создании на базе ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» холдинга, объединившего 8 предприятий по производству алкогольной продукции.

- Станислав Антонович, что удалось сделать за прошедшее время?

- Во-первых, разработана и утверждена стратегия развития холдинга на 2016-2020 гг., в которой определены основные направления его деятельности, мероприятия и целевые показатели.

Во-вторых, сформированы органы управления, выстроены бизнес-процессы и система управления между участниками холдинга (стандарты, положения), которыми предусмотрен порядок взаимодействия организаций, входящих в состав холдинга с управляющей компанией, торговой компанией по вопросам планирования, организации производства и реализации продукции, внешнеэкономической и маркетинговой деятельности, управления кадрами и др.

В-третьих, для централизации управления продажами, фирменной сетью, складской и транспортной логистикой создана торговая компания «МИНСК КРИСТАЛЛ ТРЕЙД», через которую организована одноканальная система продаж продукции двух участников холдинга: ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» - управляющей компании холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» и ОАО «Брестский ликероводочный завод «Белалко». Ведется поэтапная консолидация продаж выпускаемой продукции, выстраиваются логистические цепочки, охватывающие все регионы страны. В течение 2-3 месяцев через нее будет реализовываться продукция всех организаций холдинга.

- Как вы оцениваете первые экономические результаты деятельности холдинга?

- Несмотря на то что его становление еще полностью не завершилось, консолидированная производственная, коммерческая и экономическая политика дает ощутимые результаты. Так, в первом квартале т.г. производство спирта этилового ректификованного увеличилось на 11%, вин виноградных - на 14%, виски, бренди, киселя и саго - в 2 раза, крахмала - в 22,5 раза. Прирост отгрузок на внутренний рынок спирта этилового ректификованного превысил 36%, водок и ликероводочных изделий (ЛВИ) - на 10%, бренди - на 14%. Поставки виски, крахмала и саго увеличились в 2-2,7 раза.

Выпуск импортозамещающей продукции (коньяк, виски, ром, текила и др.) позволил не только консолидировать формирование добавленной стоимости на территории страны, но и обеспечил условную экономию валютных средств: в 2015 г. - 22 млн долл., за 4 месяца 2016 г. - более 5 млн.

Принимаемые для наращивания выпуска и продаж меры направлены на обеспечение стабильного и устойчивого развития холдинга в целом и каждого участника в отдельности. И результаты не заставили себя долго ждать. По сравнению с 1 августа 2015 г. почти вдвое сокращены запасы готовой продукции на складах. Выросла рентабельность продаж, прибыль от реализации. Нам удалось добиться максимальной эффективности использования трудовых ресурсов. Производительность труда по выручке увеличилась на 19%, по добавленной стоимости - на 28%.

- Как сегодня решаются основные проблемы белорусского алкогольного рынка? Например, тотальное перепроизводство (известно, что имеющиеся мощности в 2,5 раза превышают внутреннее потребление).

- Действительно, в последние годы наблюдается сокращение потребления крепкого алкоголя как в Беларуси, так и в сопредельных государствах. Хотя еще в 2012 г. основной задачей производителей было наращивание объемов производства для обеспечения потребностей внутреннего рынка (16,3 млн. дал) отечественной продукцией и поставок на экспорт. Это привело к увеличению производственных мощностей, которые по отдельным видам продукции превышают потребность внутреннего рынка более чем в 2 раза.

Для разрешения сложившейся ситуации был принят ряд мер. Во-первых, создан мощный холдинг, на долю которого приходится более 60% мощностей по производству спирта этилового ректификованного и 57% - ликероводочной продукции и коньяка. Это позволило эффективнее использовать производственные возможности за счет специализации организаций по группам выпускаемой продукции.

Во-вторых, на правительственном уровне принимаются дополнительные меры по вопросам производства и оборота алкогольной продукции, направленные на повышение эффективности работы организаций республики. Так, усовершенствован порядок ее квотирования с увязкой выделяемых квот с емкостью внутреннего рынка, объемами экспорта и загрузкой производственных мощностей, что позволит оптимизировать и повысить эффективность их использования, в том числе с помощью выпуска алкогольной продукции для поставок на экспорт, урегулирован ввод дополнительных производственных мощностей.

При неформальном отношении на всех уровнях к реализации вышеназванных мер можно рассчитывать на положительный результат.

- Станислав Антонович, одной из приоритетных задач сегодня является модернизация производства. Удалось ли за прошедший год обновить производственную базу предприятий холдинга?

- Мы продолжаем целенаправленную работу по модернизации производства. Только за последние 5 лет в основной капитал инвестировано более 1 трлн руб. Проводимые мероприятия направлены на внедрение современных способов и методов организации технологического процесса, высокоэффективного оборудования, обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции. Введены в эксплуатацию зерносушильные комплексы с интегрированными складами бестарного хранения зерна в 6 организациях холдинга, что позволило сократить затраты на этот процесс.

В соответствии со стратегией развития холдинга на 2016-2020 гг. запланированы дальнейшее техническое перевооружение и модернизация организаций. Одно из основных направлений - модернизация спиртовых заводов с внедрением комплексной технологии переработки барды, оборудования для розлива и упаковки готовой продукции. Планируется внедрение систем автоматизации и роботизации производственных процессов, что позволит оптимизировать штатную численность персонала и увеличить выработку продукции на одного занятого.

 Холдинг «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП»

- Стремительный рост производства и расширение ассортимента привели к тому, что основным требованием потребителя к производителю пищевых продуктов стала гарантия пищевой безопасности. Чем может похвастаться в этой области «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП»?

- Учитывая, что ЛВИ относятся к продукции с высокой степенью риска, государство предъявляет к ним повышенные требования. Поэтому вопросам качества и безопасности выпускаемой продукции в организациях холдинга уделяется особое внимание.

Общая система управления качеством является инструментом бизнес-управления, который связывает продовольственную безопасность и бизнес-процессы с возможностью удовлетворять потребительские требования, включая контроль качества выпускаемой продукции на всех этапах производства в соответствии с принципами ISO 9001 и требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025.

Сегодня в холдинге разработаны, внедрены и успешно функционируют системы управления, которые соответствуют требованиям международных и отечественных стандартов: системы менеджмента качества (СТБ ISO 9001), управления окружающей средой (СТБ ИСО14001) и охраной труда (СТБ 18001), менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе анализа опасностей и критических контрольных точек с учетом принципов НАССР (СТБ 1470), менеджмента безопасности пищевой продукции (СТБ ИСО 22000 (FSSC 22000).

 Холдинг «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП»

К слову, следует особо отметить, что ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» - управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» - первым из отечественных производителей получило международный сертификат FSSC 22000.

- За последнее время произошли значительные макроэкономические изменения, усилилась конкуренция за потребителя. Что, на ваш взгляд, определяет его конечный выбор: цена, качество продукции или известность бренда?..

- Принимаемые в республике меры и действующее законодательство уже несколько лет позволяют сохранять значительный удельный вес отечественных алкогольных напитков в общем объеме продаж торговых организаций: по водке - более 97%, винам плодовым – 100, виноградным - 76,5, коньякам, коньячным напиткам и бренди - более 74%.

На долю холдинга приходится более 52% поставок ликероводочной продукции на внутренний рынок. Доля в экспортных поставках по данной группе в 2015 г. составила 54%, а в 2016 г. достигла 62%. Аналогичная ситуация и с производством коньяка: доля холдинга в его производстве и поставке торгующим организациям страны превышает 60%. Вместе с тем, между отечественными производителями алкоголя усилилась конкуренция за покупателя. На рынке зачастую превалирует не торговая марка, а ее производитель и цена. Узнаваемость и лояльность у потребителей формируется в отношении производителей, а не торговых марок (их не запоминают из-за большого количества).

 Холдинг «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП»

В течение многих лет лидерами белорусского алкогольного рынка являются ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» и ОАО «Брестский ликероводочный завод «Белалко», которым доверяют покупатели.

Сегодня специалисты управляющей компании холдинга и структурных организаций ведут активную работу по оптимизации и ребрендингу ассортимента выпускаемой продукции, сформирован новый ассортиментный портфель. Надеемся, что на заключительном этапе нам удастся достичь положительной реакции потребителей на продукцию всех предприятий холдинга.

- Насколько, по вашему мнению, выполняются рекомендации Минторга о значительном расширении ассортиментного перечня отечественной продукции, который должен быть в продаже в магазинах и на предприятиях общественного питания?

- Принятые Минторгом меры позволили расширить ассортиментный перечень отечественных ЛВИ, реализуемых на торговых объектах и предприятиях общественного питания. Так, в 2016 г. организации холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» увеличили отгрузку продукции на внутренний рынок более чем на 20% к аналогичному периоду 2015 г., бренди - на 30%, коньяка - на 10%. При этом в 2 раза выросли объемы поставок алкогольных напитков на предприятия общественного питания, в 1,7 раза - в торгово-розничные сети.

Сегодня можно отметить, что практически выполняются рекомендации Минторга о наличии на объектах торговли не менее 60% ЛВИ, производимых государственными предприятиями.

- По различным оценкам, объем «серого» рынка спиртного в стране уже достигает 15-20%. Сможет ли ликероводочная отрасль справиться с этой проблемой без административного ресурса?

- Действительно, в последние годы постоянно увеличивается количество правонарушений в сфере незаконного оборота и ввоза в республику алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основная доля нелегальной продукции (практически 90%) ввозится в Беларусь с территории сопредельных государств, что отрицательно сказывается на работе отечественных производителей.

Для защиты отечественных производителей МВД уделяет особое внимание вопросам пресечения незарегистрированной деятельности физических лиц, которые на «профессиональной» основе ввозят в страну и реализуют населению алкогольную и спиртосодержащую (в том числе контрафактную) продукцию. Считаем, что без привлечения административного ресурса производителям эту проблему не решить.

- Не секрет, что ваша торговая марка уже более 120 лет известна не только в республике, но и далеко за ее пределами.

- Вы правы. Подтверждением тому служат многочисленные победы организаций холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» на различных международных конкурсах и дегустациях. Так, в 2016 г. высшие награды Международного дегустационного конкурса UNITED VODKA получили 8 видов продукции - производственные новинки и давно зарекомендовавшие себя на рынке бренды. Жюри, в состав которого входят профессиональные международные дегустаторы, технологи, бармены из стран Европы, отметили, что впервые на конкурсе стольких золотых медалей был удостоен один производитель.

Это наша общая победа, достичь которой было бы невозможно без слаженной работы всех организаций и служб холдинга. В очередной раз мы получили подтверждение тому, что продукция холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» востребована не только отечественным потребителем, но и может покорить высоко конкурентный мировой рынок.

- И последний вопрос: как вы оцениваете свой экспортный потенциал?

- Продукция организаций холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП» экспортируется более чем в 25 государств мира: Германию, Польшу, Словакию, США, Канаду, страны Юго-Восточной Азии и др. Мы постоянно занимаемся диверсификацией рынков сбыта и расширением географии поставок. Только за прошедший год открыли для себя новые рынки - Китай, ЮАР, Новая Зеландия, Южная Корея, Сирия, Танзания и Доминикана.

В 2015 г. удельный вес организаций холдинга в общем объеме экспорта алкогольной продукции в республике составил: по спирту этиловому ректификованному - 65%, по водке и ЛВИ - 54%. В соответствии со стратегией развития холдинга к 2020 г. планируется поэтапное увеличение экспортных поставок в 1,7-2 раза. Сегодня с учетом специфики активно формируются каналы сбыта и ассортиментный портфель для каждой страны. В этом году поставки алкогольных напитков организациями холдинга увеличены практически в 2 раза, валютная выручка увеличилась более чем на 130%. Все это позволяет с большой долей уверенности говорить о перспективах роста экспортного потенциала организаций холдинга.

ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» - управляющая компания холдинга «МИНСК КРИСТАЛЛ ГРУПП»
220030, г. Минск, ул. Октябрьская, 15
Тел.: +375 (17) 327-44-69
Факс: +375 (17) 327-78-82
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kristal.by
УНП 600013329

 

Борис АЛЕКСЕЕВ