fbpx

Татьяна Зубарева

Ожидания, которые белорусский бизнес связывал с углублением интеграции на евразийском пространстве, постепенно угасают. При этом более половины белорусских предпринимателей считают, что воспользоваться ее преимуществами и эффективно конкурировать на едином рынке ЕАЭС они просто не смогут.

Такой вывод можно сделать, проанализировав результаты опроса среди руководителей 416 белорусских компаний, который недавно провел Институт приватизации и менеджмента (ИПМ.) Отметим, что 28,9% респондентов - экспортеры, из них 89% ориентируются на российский рынок, 21,2% - на другие страны ЕАЭС, 34,7% - на Польшу, Литву, Латвию и Украину, а 1/3 экспортеров поставляют свою продукцию как в ЕАЭС, так и в другие страны.

ЕАЭС: 44% респондентов не видят эффекта
Авторы исследования попытались в целом оценить степень влияния евразийской интеграции на экономическое развитие Беларуси. Положительным его в настоящее время считают 47,9% опрошенных, при этом 51,5% надеются на увеличение влияния в будущем. В то же время 8,2% обратили внимание на негативный эффект евразийской интеграции для национальной экономики, а 10,6% респондентов убеждены, что он станет очевидным в будущем. Любопытно, что 44% вообще не видят никакого эффекта влияния евразийской интеграции на экономическое развитие Беларуси, при этом 38% опрошенных отметили, что такая же ситуация сохранится и в перспективе.

По-разному оценивает бизнес и возможности доступа на общий евразийский рынок. Показательно, что 57,6% экспортеров не видят проблем для своего бизнеса с выходом на рынок ЕАЭС, - о наличии таковых проблем заявили лишь 11% экспортеров. При этом 31,4% считают степень доступности рынка ЕАЭС умеренной, отметив, что для других направлений она более чем на 10 п.п. выше. При этом более 40% респондентов отметили, что им сложно выйти на рынки стран Евросоюза и других стран.

Чтобы получить более полную картину, организаторы опроса сравнили ответы респондентов, экспортирующих продукцию в страны ЕАЭС и др. В этом случае на высокую доступность поставок в ЕАЭС указали 70% опрошенных. Что же касается стран Евросоюза, то здесь аналогичным образом оценили  ситуацию с доступностью к рынку лишь 30% респондентов, а в отношении других стран еще меньше - 15,3%.
Исходя из исследования, можно предположить, что евразийская интеграция предоставила белорусским компаниям определенные возможности для продвижения продукции на рынки ЕАЭС. Но многих такая перспектива не очень обрадовала: 60,8% респондентов отметили, что они не могут быть конкурентоспособными в России, Казахстане, Армении и Кыргызстане. Отметим, что среди компаний-экспортеров пессимистов немного меньше - 48,1%.

Интеграционный эффект постепенно нивелируется
Проведенные ИПМ опросы в 2013-2015 гг. позволяют также оценить степень влияния участия Беларуси в евразийской интеграции на ведение бизнеса.

Оказалось, что 2 года назад положительно этот фактор оценивали 62,9% респондентов, а сейчас - только 42,2%. При этом большинство опрошенных считают, что эффект от углубления евразийской интеграции в ЕАЭС будет нейтральным, т.е. оно никак не повлияет на развитие бизнеса опрошенных.

Эксперты ИПМ предполагают, что подобный пессимизм можно объяснить нынешней кризисной ситуацией в российской экономике, от которой в первую очередь пострадали белорусские экспортеры. В результате количество тех, кто полагает, что участие Беларуси в ЕАЭС не влияет на бизнес, увеличилось с 13,7% в 2013 г. до 43,8% в 2015 г. В то же время практически в 2 раза снизилась доля тех, кто считает такое влияние отрицательным: с 23,2 до 12%.

Небезынтересны также результаты исследования относительно последствий евразийской интеграции для бизнеса. Если в 2012 г. только 12% руководителей МСП обратили внимание на возможные отрицательные эффекты евразийской интеграции для своего бизнеса, то в 2013 г. их количество увеличилось более чем в 2 раза - до 30,3%.

Правда, в 2014-2015 гг. удельный вес респондентов, считающих, что интеграция может негативно сказаться на их бизнесе, снизился до 14,8 и 13,9% соответственно. Но и доля положительных оценок тоже уменьшилась с 70,3% в 2012 г. до 44,6% в 2014 г. (кстати, в 2015 г. она тоже немного подросла - до 46,1%). А вот удельный вес тех, кто не видит влияния евразийской интеграции на свой бизнес, увеличился более чем в 2 раза - с 18,5 до 39,9%.

Конкуренция и защита внутреннего рынка
Причинами низкой конкурентоспособности своей продукции на рынках ЕАЭС участники опроса чаще всего называют ее высокую себестоимость, низкое качество, отсутствие денег на продвижение товаров и услуг, а также существующие нетарифные барьеры в ЕАЭС (отметим, что на два последних фактора указали более 1/3 экспортеров).

На внутреннем же рынке белорусские МСП чувствуют себя достаточно уверенно и пока не ощущают опасность конкуренции.

Между тем председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Михаил Мясникович осенью 2015 г. на научной конференции НИЭИ Минэкономики заявил: «Может, я скажу вещь не очень популярную, но сегодня Россия - главный конкурент для наших производителей: один и тот же сегмент цен, приблизительно один уровень качества, а себестоимость в России объективно ниже».

В то же время 64% участников опроса ИПМ, отвечая на вопрос, ощущают ли они рост конкуренции в своей сфере со стороны российских компаний, ответили отрицательно. Что же касается потенциальных конкурентов из других стран ЕАЭС (Армения, Казахстан, Кыргызстан), то их белорусские компании практически не боятся: лишь 12,3% респондентов указали на усиление конкуренции предприятий этих государств.

43,5% опрошенных компаний-экспортеров считают, что в перспективе конкуренция в ЕАЭС усилится, в то время как 25% верят, что ситуация не изменится. В целом же 43,3% всех респондентов полагают, что уровень конкуренции в интеграционном союзе останется прежним, еще 32,9% ожидают ее усиления.

Любопытно также, что только 1/4 опрошенных предполагают усиление конкуренции в случае создании зон свободной торговли между ЕАЭС и другими странами (Вьетнам, а в перспективе, возможно, Индия, Новая Зеландия, Израиль и др.). При этом только половина респондентов согласна с тем, что в евразийской «пятерке» в настоящее время обеспечена свобода движения товаров. Только 36,1% экспортеров считают, что барьеры на пути движения товаров в основном устранены, 23,8% обратили внимание на барьеры в торговле с Россией и 8% - с остальными странами ЕАЭС.

Также симптоматично, как бизнес оценивает эффективность защиты внутреннего рынка. Умеренной ее назвали 42,9% экспортеров, которые поставляют свою продукцию в Россию, и 56% - в другие страны ЕАЭС. При этом среди белорусских компаний-экспортеров в Россию доля посчитавших защиту неэффективной превысила долю тех, кто отметил ее высокий уровень (29,5 и 27,6% соответственно).

Экспортерам важна гармонизация НДС
Показательно, что участники опроса не возлагают особых надежд на создание в перспективе в ЕАЭС общего экономического пространства, обеспечивающего свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и где будет проводиться согласованная экономическая политика. Согласно результатам опроса большинство предприятий считает, что этот эффект будет нейтральным.

В то же время бизнес приветствовал, если бы в ЕАЭС проводилась скоординированная политика в области обменного курса, использовалась национальная валюта в расчетах за экспортно-импортные операции, а также можно было свободно открывать банковские счета в странах ЕАЭС. На это указали 42,1%, 39,9 и 38,7% респондентов, а среди экспортеров - 52,8%, 50,1 и 48,2% соответственно.

Более 1/3 опрошенных МСП позитивно относятся в перспективе к отмене обязательной продажи валюты и намерению создать общий энергетический рынок. А вот политику в области техрегулирования, санитарных и фитосанитарных мер бизнес оценивает более критично - только 23,6 и 29,1% опрошенных назвали ее положительной для своего бизнеса, а среди экспортеров - 33,3 и 34,3%. При этом более половины руководителей предприятий считает, что гармонизация технического регулирования, санитарных и фитосанитарных норм, а также акцизов на алкоголь и табак на их бизнес не влияет.

При этом если бы в ЕАЭС произошла гармонизация НДС, то ее бы одобрили 47,4% всех респондентов и 52,8% экспортеров. В настоящее время ставка НДС в Беларуси составляет 20%, более низкие ставки НДС в России - 18% и Казахстане -12%. Кроме того, бизнес не приветствует свободу миграции рабочей силы, а 12% респондентов отметили, что это усилит ее отток за границу.

Таким образом, несмотря на большую доступность рынка стран ЕАЭС, бизнес стал более пессимистично оценивать евразийскую интеграцию. Растут определенные опасения и в связи с возможным обострением конкуренции на рынке ЕАЭС. Правда, следует также учитывать, что на итоги опроса в определенной степени могли повлиять обострившиеся в последнее время кризисные тенденции в экономике Беларуси и ее важнейшего партнера по интеграционной «пятерке» - России.

{jcomments on}