fbpx

Полина ЛЕГИНА

Валютный диспаритет бьет по рентабельности белорусского экспорта в Россию. Недавно в Минске презентовали консолидированный дистрибьюторский центр отечественной продукции в РФ. Торговая организация с головным офисом в Новосибирске будет заниматься продвижением белорусской продукции в Сибири и на Дальнем Востоке - там, куда она раньше не доходила.

Как отметила руководитель дистрибьюторского центра россиянка Татьяна ГЛАЗУНОВА, планируется наполнить продовольственный рынок восточной части России качественной белорусской продукцией. «Подобные планы существовали давно, но реализовать их было сложно из-за удаленности. Тут важны консолидированные усилия и логистические цепочки», - заявила она.

Дистрибьюторский центр обещает оказывать финансовые, юридические и логистические услуги, так что скоро белорусские продукты смогут оценить даже жители Хабаровска и Южно-Сахалинска.

Белорусским товарам обещан спрос
Вообще российские гости очень оптимистично выражались о перспективах двусторонней торговли в т.г. Так, гендиректор Евразийского агентства международного сотрудничества (Москва) Александр ОЛЬШЕВСКИЙ подчеркнул, что предупреждения Россельхознадзора об ограничении поставок продовольствия некоторых белорусских предприятий - рабочие моменты, которые никого особо не напугали, что заключение контрактов на 2016 г. идет полным ходом и что в свете антизападных и антиукраинских санкций нас ждет прекрасный год: по отдельным позициям ожидается значительный рост белорусского экспорта.

Особенно, по словам А.Ольшевского, это касается, товаров ценового сегмента выше среднего, где белорусы заменили попавшие под эмбарго элитные сорта хлеба, мясные деликатесы, сыры и т.д. В связи с ограничением поставок украинских товаров в РФ в новом году хорошие перспективы у белорусских плодоовощных консервов и сушеных овощей, пищевых смесей для вооруженных сил. Будут пользоваться спросом мясо птицы, льняные изделия и спецодежда.

В то же время он признал, что отдельные позиции Беларусь в прошлом году почти полностью утратила. В некоторых случаях нас неожиданно обогнали конкуренты из ЕАЭС. Якобы в традиционно белорусской нише - сухое молоко - часть российских потребителей переключилась на поставки из Кыргызстана, которые оказались дешевле. Казахстан стал поставлять в Россию бакалею, вплоть до печенья. А в нише плодоовощных консервов Беларусь стала вытеснять Армения.

На уточняющий вопрос, в какой валюте заключаются контракты, А.Ольшевский ответил однозначно: конечно, в российских рублях. «Мы ориентируемся на уход от доллара», - сказал он и напомнил, что значительная часть белорусского экспорта приходится на госзакупки, а там расчеты ведутся только в национальной валюте.

Крепкий рубль тянет на дно
Эта привязка к рублю, которая партнерами из РФ воспринимается как сама собой разумеющаяся, для наших предприятий является источником постоянных тревог и пессимизма. Особенно в последние месяцы, когда белорусская валюта не только стабильно слабеет по отношению к доллару, но и укрепляется по отношению к российскому рублю.

Так, если 27 ноября 2015 г. курс Нацбанка составлял 278 BYR/RUB, то 1 декабря - 270,9, а 31 декабря - 255,33. В итоге белорусский рубль окреп более чем на 8%. При этом доллар за два последних месяца прошлого года подорожал почти 6,5%. Для белорусских экспортеров подобный диспаритет означает автоматическое снижение рентабельности продаж в Россию.

Отечественные производители не скрывают разочарования текущим курсом российского рубля. Они жалуются на катастрофическую нехватку оборотных средств, отягощенную долгами перед банками, и на то, что конкурировать по цене с российскими производителями становится все сложнее.

При таком слабом российском рубле продажи внутри страны становятся более выгодными, чем поставки в РФ, и там, где это возможно, производители стараются переориентировать сбыт на белорусский рынок. Однако наш рынок слишком мал, чтобы потребить всю продукцию, особенно это касается производства техники и машиностроения. Так что от поставок в РФ никуда не деться.

Неоднократно заявлялось, что пределом рентабельности экспорта в Россию для белорусских предприятий является курс 260 BYR/RUB, при более слабом российском рубле поставки теряют экономический смысл. Между тем в январе т.г. курс российского рубля продолжил снижение по отношению к белорусскому, опустившись ниже отметки 255, а поставки в РФ, разумеется, не прекратились. Объясняется это просто: белорусские предприятия готовы какое-то время работать в убыток, только бы не потерять свою нишу на российском рынке.
Одновременно они надеются на то, что курс белорусского рубля будет двигаться синхронно курсу российской валюты.

В деньгах теряем быстрее, чем в объемах
Даже беглое знакомство со статистикой внешней торговли в ЕАЭС усугубляет пессимизм. При общем снижении товарооборота Беларуси со странами ЕАЭС на 27,4% по итогам 10 месяцев 2015 г. экспорт товаров падал более высокими темпами, чем импорт. Так, экспорт составил 9,3 млрд долл. (на 33% меньше, чем за 10 месяцев прошлого года), импорт - 14,2 млрд долл. (снижение на 23%). Отрицательное сальдо - почти 5 млрд долл., этот показатель на 306 млн хуже, чем было годом ранее.

Данные об экспорте основных видов товаров в Россию демонстрируют еще одну негативную тенденцию: стоимостный объем поставок снижается большими темпами, чем количественный, т.е. продаем практически за бесценок.

В списке товарных позиций только грузовые автомобили показывают положительную динамику по цене. При снижении продаж в натуральном выражении более чем на 64% в долларах поставщики потеряли только 38%. Большинство остальных наименований демонстрируют двойной отрицательный результат: падают в количестве, но еще быстрее - в цене. Например, продажи тракторов и седельных тягачей в штуках снизились на 38%, а в деньгах - на 54%, сельскохозяйственной техники на 19 и 62%, нефтепродуктов - на 47 и 64% соответственно.

Самый большой стоимостный разрыв, пожалуй, у электрических трансформаторов. За 10 месяцев 2015 г. их поставки в Россию выросли на 44%, а вот денежная выручка сократилась почти в 2 раза, на 47%. То есть продали почти в 3 раза дешевле, чем в 2014 г.

Значительное снижение цен поставок в долларах наблюдается по молочным и мясным позициям. Например, экспорт сливочного масла в натуральном выражении вырос на 37%, в денежном упал на 20%. Поставки сыра в «натуре» увеличились на 13%, в денежном выражении снизились на 19%.

В этом отношении показательны плодоовощная продукция и рыба, поставки которых постоянно становились предметом конфликтов с Россельхознадзором. За 10 месяцев 2015 г. Беларусь экспортировала в Россию рыбы соленой, сушеной, копченой на 109% больше, чем в 2014 г. Однако по ценам - вдвое ниже прошлогодних, так что валютная выручка от этой статьи экспорта выросла всего на 6%. То же с яблоками и грушами: объемы увеличились на 121% при росте выручки на 32%. Картофель: объемы выросли в 1,5 раза, а выручка упала на 4%. Томаты: объемы увеличились на 30%, выручка сократилась на 12%.

Разрыв между ценами и объемами наблюдается в торговле Беларуси со всеми странами ЕАЭС, но особенно он велик в торговле с Россией. Очевидно, это объясняется тем, что с Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией торговля ведется в твердой валюте, а с РФ - в российских рублях.

Но торговля, конечно, продолжается, потому что куда еще сбывать наши товары? В этом смысле создание дистрибьюторского центра в Новосибирске может символизировать непростой кармический путь белорусской промышленности.

{jcomments on}