№10 (196) - Октябрь

 
 
  • С новыми силами – к новым рубежам: пожелаем новому правительству успехов  в реализации поставленных задач, потому что наследство ему досталось не лучшее.

  • Трамплин для новых достижений: директор и соучредитель ООО «Антикризисное управление» Ольга РАЧКО любит и  гордится своей работой.

  • Нас объединяет общая история: Народы Беларуси и Литвы объединяет и вековая история, общая торговля и транзит, добрососедские и родственные связи.

  • 2016: гонка на опережение?: Грустный прогноз: в ближайшей перспективе отечественную экономику ждет неминуемая стагнация.

  • Папайя в наш огород: В продовольственных конфликтах России и Беларуси идет активная борьба за контроль над товарными потоками.

  • ЕАЭС: первые итоги: О проблемах и перспективах интеграционного образования.

  • Три пути увеличения продаж: Не стоит искать «волшебную таблетку», лучше применить проверенные практики.

12-13 декабря в Минске пройдет итоговое мероприятие серии Startup Weekend. «Стартап года-2015», которое соберет более 300 участников.

В течение двух дней авторы стартапов будут представлять свои проекты признанным экспертам в области технологий и развития бизнеса, представителям инвестиционных фондов, банков, корпораций, торговли, государственных структур, а также «засветят» свой проект в ведущих СМИ.

Организатором мероприятия выступает центр поддержки предпринимательства ООО «Стартап технологии».
Цель мероприятия - предоставить пространство по созданию и продвижению прорывных идей, полезные связи и экспертизу.

Проекты высокого уровня найдут у нас инвестиции.

В конкурсе будут представлены стартап-проекты из различных городов Беларуси и не только. Участие в конкурсе «Стартап года» примут самые сильные проекты, отбиравшиеся в течение всего 2015 г. В поиске новых идей компания «Стартап технологии» регулярно проводит мероприятия формата Startup Weekend и Invest Weekend как в областных, так и в районных центрах Беларуси.

Что готовит «Стартап года-2015»?
Участники «Стартап года-2015» окунутся в мир бизнеса, передовых технологий и инноваций! Стартаперов ждет самый эффективный бизнес-нетворкинг в Беларуси - специальный формат общения участников, который позволяет авторам персонально познакомиться с пулом экспертов и инвесторов сообщества «Стартап технологии», получить экспертизу от бизнесменов-практиков, инвесторов и представителей корпораций. Таким образом, каждый автор в конце встречи получает более 30 экспертных оценок своего проекта, что помогает ему не только доработать презентацию и в целом улучшить свой проект, но и привлечь интерес конкретного инвестора, найти партнера.

Также участников мероприятия ожидает насыщенная программа, включающая различные мастер-классы от ведущих экспертов, бизнес-игру, яркие и запоминающиеся музыкальные выступления и многое другое.

Ключевой частью конкурса «Стартап года» станут презентации проектов. На выступление отводится три минуты, за которые автор должен во всех красках представить свою идею и заинтересовать жюри и зрителей. После чего предоставляется время для работы с экспертным жюри, которое дает обратную связь, высказывает конкретные предложения по улучшению проектов. По итогам финального выступления проектов, прошедших несколько этапов отбора, определятся победители, которые получат заслуженные награды!

В прошлый раз победителям достались ноутбук, смартфон и акустическая система. Что получат победители финала «Стартап года» в этот раз - пока остается в секрете!

«Стартап года» обещает в очередной раз стать местом, где рождаются значимые креативные проекты. Не упустите уникальную возможность стать участником «Стартап года -2015»!

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
Более подробная информацию о стартап-движении - на сайтах: startupbelarus.by, investweekend.by

{jcomments on} 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Республиканское унитарное предприятие автомобильных дорог «Минскавтодор-Центр» специализируется на содержании и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования (общая протяженность - 3231 км), а при реконструкции существующей дорожной сети и сооружении новых магистралей выступает в качестве заказчика - представителя государства. Например, при реконструкции дорог М4, М5, а также сооружении второй Минской кольцевой дороги (М14).

Николай МАТЮК,
генеральный директор РУП «Минскавтодор-Центр»

- Мы несем прямую ответственность не только за техническое состояние дорог, но и за безопасность движения на вверенных магистралях: проведение своевременного ремонта, нанесение разметки, поддержание чистоты и порядка, установку дорожных знаков, исправную работу освещения и т.д.

В этом году самым значимым объектом по масштабу выполненных работ стала дорога М14 - в соответствии с указом Президента наше предприятие выступило в роли заказчика по строительству бетонного полотна протяженностью 46,6 км. Первый участок второй Минской кольцевой дороги (МКАД-2) соединил витебское и гродненское направления - от М3 (в районе Острошицкого городка) до М6 (в районе Аксаковщины).

Первый этап строительства разбили на пять очередей: на всех участках были определены генеральные подрядчики, а на субподряде задействованы практически все дорожно-строительные тресты Беларуси. Так что МКАД-2 без преувеличения можно назвать общереспубликанской стройкой. Она осуществлялась за счет кредитных ресурсов ОАО «Банк развития Республики Беларусь», который выделил на ее строительство более 3 трлн руб.

- Николай Николаевич, с какими трудностями пришлось столкнуться строителям при возведении первой очереди дороги М14?

- Во-первых, строительство и проектирование приходилось вести одновременно, практически с чистого листа, поэтому дорожникам и проектировщикам необходимо было работать в дружном тандеме. Во-вторых, последний куб бетона при строительстве дорог в Беларуси был уложен более 30 лет назад, при подготовке к Олимпиаде-80. За эти годы были утеряны профессиональные навыки, а имевшееся оборудование морально устарело. К тому же сегодня применяются совершенно иные технологии.

Сейчас делают армированное покрытие, плиты соединяются штырями в области деформационных швов, что позволяет предотвратить смещение и сделать дорогу ровной, как бильярдный стол. Толщина бетона составляет 38 см (14 см - в основании и 24 см - в верхнем слое). Поэтому сезонные температурные ограничения по нагрузке на ось, вводимые на дорогах с асфальтобетонным покрытием, такой трассе не грозят. На ней можно и самолеты сажать без всяких ограничений.
Но чтобы вернуть утраченные навыки, довелось немало потрудиться как дорожникам, так и научно-техническим организациям, ведущим строительным вузам страны.

Всем пришлось на время стать прилежными учениками: для изучения опыта мировых лидеров в строительстве дорог с бетонным покрытием отправили специалистов в США и Германию. В итоге на практике апробировали самые современные разработки в этой области, проверив, как в наших условиях работают зарубежные технологии и оборудование. Для этого закупили специальные бетоноукладочные комплексы и мобильные цементобетонные заводы двух ведущих мировых производителей Wirtgen (Германия) и Gomaco (США), которые позволяют прокладывать от 500 м до 1 км двухполосной дороги в день.

Правда, при этом остаются определенные ограничения - бетон можно укладывать при температуре от +5 до +30°С. Кроме того, после его укладки до открытия движения должно пройти не менее 28 дней. Только по истечении этого срока материал окончательно затвердевает, и можно начинать практическую эксплуатацию полотна без ущерба для качества.

Мобильные цементобетонные заводы позволили максимально приблизить процесс приготовления раствора к месту укладки, так как временной интервал между изготовлением и укладкой бетона не должен превышать более получаса. Для оперативной работы была разработана технологическая карта укладки бетонного покрытия.

Во время строительства выполнены земляные работы в объеме 8 млн куб. м земли, уложено 151 тыс. куб. м бетона. Последние полгода работы велись круглосуточно в 2 смены, ежедневно на объекте работало более 1 тыс. человек и свыше 500 единиц техники.

После укладки полотна шириной 7,5 м приходилось нарезать температурные швы, чтобы не нарушить технологический процесс. Укладка бетона велась в безостановочном режиме с 7 до 23, а в ночное время проводилось плановое обслуживание оборудования. Стоит отметить, что нам благоприятствовали и климатические условия - на протяжении длительного времени стояла сухая и жаркая погода. Для оптимизации финишного процесса схватывания бетона приходилось обрабатывать поверхность специальным раствором, скорость бетоноукладчика при этом составляла от 0,9 до 1,5 м в минуту.

Строительство МКАД-2 осуществляется в два этапа, первый должны завершить к концу 2015 г. Второй этап строительства протяженностью 41,6 км планируется закончить до 1 января 2017 г. Этот участок соединит строящуюся автодорогу с существующими участками М-1/Е 30 Брест (Козловичи) - Минск - граница Российской Федерации (Редьки), М-2 Минск - Национальный аэропорт «Минск» и Р-80 Слобода - Паперня, а общая протяженность второй кольцевой дороги составит более 160 км.

- Какие новые технологии применяли при приготовлении бетонной смеси?

- Самый важный параметр при изготовлении бетона для укладки дорожного полотна - усадка конуса. К примеру, в Германии применяют более жесткий бетон, в США - более пластичный. Мы подобрали вариант, наиболее подходящий для наших условий, который позволял работать с максимальной производительностью при высоком качестве.

Применили на опытном участке около 3 км новую технологию «обнаженного скелета», через 4-5 ч после укладки щетками выметали бетонное покрытие, за счет чего снизили его шумовые параметры. Температурные швы заполняли полимерным жгутом и специальной мастикой-герметиком, что вместе с армированием поперечных швов позволяет увеличить срок службы дорог с бетонным покрытием.

- Вы упоминали, что за годы, прошедшие со времени строительства в Беларуси дорог с бетонным покрытием, были утрачены необходимые навыки…

- Действительно, нам приходилось учиться буквально с колес, поскольку времени на раскачку не было. Пришлось искать белорусских специалистов в России, где намного больше опыта возведения дорог такого типа. К тому же персоналу необходимо было преодолеть определенный психологический барьер, ведь времени на экспериментальные проходы оборудования не оставалось, нужно было сразу «идти в бой».

Несмотря на все трудности, мы успешно справились с поставленной задачей - качественно уложили бетонное полотно. Безусловно, на «сменных» швах, где прерывалась работа бетоноукладчика, остались некоторые неровности. Однако было приобретено специальное оборудование для шлифовки проблемных участков, поэтому эта проблема решаема.

Так что если наши навыки до начала строительства я бы оценил как невысокие, то сейчас по 5-балльной шкале они выросли до четверки. Причем следует особо подчеркнуть, что весь персонал - от простого рабочего до руководителей разного уровня был заряжен на победу. Все понимали высокую ответственность, поэтому трудились не только ради зарплаты.

С поставленной задачей коллектив успешно справился, но это не значит, что нам больше не над чем работать. Убежден, что на завершающей стадии строительства МКАД-2 все проблемы будут решены. Сейчас более внимательно подходим к проектным работам, поскольку поставлена задача максимально удешевить строительство второй очереди, без ущерба для безопасности движения.

В процессе работ мы реализовывали наиболее дешевые варианты. Например, при выравнивании основания под полотно будущей дороги старались максимально использовать резервы грунта. Излишний грунт с возвышенностей укладывался в углубления, чем обеспечивался нулевой баланс земляных работ, в результате не пришлось возить грунт за 15-20 км из дополнительных карьеров.

При строительстве автодороги Р-23 Минск - Микашевичи в качестве эксперимента на одном километре дороги попробуем возвести разделительный барьер между полосами из железобетона. Правда, пока еще неясно, как он повлияет на безопасность движения, так как в наших климатических условиях, при снегопадах и метелях, это может себя не оправдать. Но, как говорят, не попробовав, не узнаешь результат.

Необходимо также активнее внедрять гибкое регулирование скоростных режимов в зависимости от погодных условий. За рубежом диспетчерские дорожных магистралей при необходимости могут оперативно реагировать на происходящее, что снижает аварийность.

- Как повлияло введение оплаты за проезд на некоторых дорогах? Получили ли дорожники необходимые средства для поддержания в надлежащем состоянии действующей дорожной сети?

- Желаемое финансирование всегда будет отставать от реального, и это ощущается не только в Беларуси, но и в экономически развитых странах. Поэтому платные дороги нужны, и нам поступают средства из дорожного фонда, особенно на содержание дорог местного значения. Другое дело, что многие перевозчики после введения платы за проезд на основных магистралях дружно ринулись в объезд по дорогам местного значения, не рассчитанным на такую нагрузку.

В этом вопросе требуется участие местных властей, которые могут ограничить или вообще запретить на таких дорогах движение транспортных средств с большой нагрузкой на ось. Хотя и в технологиях ямочного ремонта в последнее время произошли значительные сдвиги в лучшую сторону. Если раньше для него требовались 5-7 специалистов и несколько единиц техники, то теперь с этим справляются один человек и специальная установка.

Сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных является струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии Ее суть в том‚ что все необходимые операции выполняются с помощью одной спецмашины, а подготовка выбоины к ремонту фактически сводится только к тщательной очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха, промывке и обработке поверхности выбоины битумной эмульсией.

В зимний период времени мы проводим ремонт дорожного покрытия специальными органоминеральными смесями, которые позволяют работать при отрицательных температурах до -15°С.

- Как найти оптимальный баланс и рациональнее использовать имеющееся оборудование для укладки асфальтобетонного покрытия и новые бетонные комплексы?

- Правительство и Минтранс настроены применять бетонное покрытие только на основных магистралях, с большой интенсивностью движения. На республиканских дорогах и дорогах местного значения будет использоваться в основном асфальтобетонное покрытие.

Во-первых, так проще проводить реконструкцию, поскольку практически сразу дорога готова к эксплуатации, а «бетонке» необходим месяц для «набора» необходимой прочности. Во-вторых, бетонное покрытие планируют применять для оборудования внутридворовых территорий в новых микрорайонах, сооружения пешеходных дорожек и т.д. Так что убежден, что будет найден оптимальный баланс в использовании всех технологий и имеющегося оборудования.

РУП «Минскавтодор-Центр»
220073, г. Минск, ул. Кальварийская, 37
Тел.: (017) 216-93-43,
Факс: (017) 208-80-17
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.maddor.by

{jcomments on} 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

Бытует мнение, что антикризисный управляющий - чисто мужская профессия, что этот бизнес не для женщин. Однако директор и соучредитель ООО «Антикризисное управление» Ольга РАЧКО считает иначе. Своим примером уже более 15 лет она доказывает, что представительницы прекрасного пола могут успешно проявить себя в любой профессии.

Ольга РАЧКО,
директор и соучредитель ООО «Антикризисное управление»

Справка «Директора»
Антикризисное управление - процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово-хозяйственной деятельности индивидуального предпринимателя, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния. Основными кризисами, которым подвержена финансово-хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический, тактический и кризис платежеспособности.

Помощь рождает благодарность!
Всего за 1 мин 17 с в видеоролике boss movie («босс-муви») для проекта «Леди Босс-2015» О.Рачко в популярной форме сумела рассказать о специфике деятельности своей компании (об ее участии в конкурсе мы подробнее расскажем ниже). По сюжету руководитель компании «Антикризисное управление» утром направляется на работу по залитым солнечным светом улицам столицы. И по пути в офис встречает клиентов, которые дружно благодарят за помощь: первому она помогла вновь открыть кафе, второму - сохранить строительный бизнес, а третьему, художнику, даже подсказала, как с помощью… карандаша преодолеть творческий кризис.

«Вместе с режиссером Иваном Павловым мы решили рассказать, что никто не застрахован от сложных ситуаций в бизнесе, - поделилась главной идеей короткометражного фильма О.Рачко. - Чем сильнее желание развиваться, тем острее и жестче борьба. Успех - это заслуженная награда, а кризис - естественное явление. Нельзя сдаваться, ведь кризис - всего лишь перекресток, на котором надо выбрать жизненно нужное направление. Наша компания для того и работает, чтобы каждое предприятие использовало свою кризисную ситуацию как трамплин для новых достижений. В свою очередь помощь рождает благодарность!»

Жизненный выбор
Антикризисными управляющими не рождаются, ими становятся, считает наша героиня. В детстве Ольга Рачко мечтала стать дизайнером одежды. Однако судьба распорядилась иначе. «После школы в 1994 г. по совету отца, который с малых лет был для меня непререкаемым авторитетом, поступила в БИП - Институт правоведения, - вспоминает она. - Получив диплом юриста по специальности «Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности», устроилась юрисконсультом в юридическую фирму и параллельно подала документы на заочное отделение Белорусского экономического университета. Меня всегда отличали тяга к новому и стремление учиться, поэтому решила получить второе высшее образование - экономическое.

Совмещать работу и учебу было нелегко, особенно если учесть, что Ольга рано вышла замуж и на 3-м курсе института родила первого сына. Как удавалось все успевать? «Меня во всем поддерживали родные и муж, - говорит О.Рачко. - Благодаря их помощи я продолжила учебу во втором вузе, получила диплом по специальности «Мировая экономика и международные экономические отношения». И вообще, считаю, что первыми успехами в жизни я во многом обязана именно родителям и старшему брату, которые воспитали меня такой независимой, настойчивой и целеустремленной».

По пути первопроходцев
В конце 90-х гг., после первых мировых финансово-экономических кризисов, во многих странах стал остро востребован институт антикризисных управляющих. Не обощла стороной эта проблема и Беларусь. В 1999 г. директор юридической компании, где тогда работала О.Рачко, предложил ей продолжить профессиональное развитие - пойти на первые в стране курсы антикризисных управляющих, которые открылись в Институте предпринимательства и менеджмента. К слову, это позже дипломированных специалистов для антикризисного управления стали готовить в Академии управления при Президенте Беларуси, а тогда - только на курсах.

Так был сделан первый, решительный шаг к новой профессии, в которой Ольге весьма пригодились профессиональные знания и навыки юриста и экономиста. Позже, уже работая антикризисным управляющим, она получила третий диплом, окончив Российскую экономическую академию имени Г.В.Плеханова.

«Это было очень динамичное время, - вспоминает О.Рачко. - В стране только разрабатывался первый закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», который был принят в 2000 г. Поэтому мы были настоящими первопроходцами: на курсах не только изучали теорию антикризисного управления, но и самостоятельно разрабатывали необходимую документацию, составляли планы санации, ликвидации т.д. Так что мне приходилось сочетать работу, заочную учебу в университете и занятия на курсах. Конечно, было сложно, но в то же время и интересно. Через 3 месяца я получила диплом антикризисного управляющего».

В 2000 г. О.Рачко решила открыть свой бизнес - зарегистрировалась антикризисным управляющим-ИП. Работы хватало, вспоминает она, при этом удивляется, как только все успевала без помощников? И в заседаниях хозяйственных судов участвовать, и необходимую документацию и отчетность оформлять, и ликвидацией предприятий заниматься… Одним словом, сама себе директор! Однако трудности в начале трудового пути только закалили волю и характер начинающего антикризисного управляющего. Вскоре она поняла, что сама уже не справляется с работой, и создала ООО «Антикризисное управление», став его директором и соучредителем. Благо нужных знаний и практического опыта в этой сфере хватало.

Чтобы избежать банкротства
«Наша компания специализируется на ликвидации и санации предприятий с 1999 г., - отмечает О.Рачко. - Причем ее деятельность полностью сфокусирована на механизмах и процедурах прекращения бизнеса. На определенном этапе деятельности многие организации и компании неизбежно сталкиваются с проблемами в бухгалтерском и налоговом учете.

Чаще всего они возникают из-за накопленного багажа кредиторских задолженностей, которые не позволяют вести в дальнейшем бизнес. Именно в таких случаях требуется помощь профессионалов, которые помогут выйти из кризиса с минимальными потерями».

Масштабно мыслить, генерировать новые идеи и управлять конфликтами директору ООО «Антикризисное управление» помогает небольшой, но дружный коллектив. «Нет незаменимых сотрудников, а есть неповторимые, - любит повторять О.Рачко. - В моей команде - сотрудники, не только обладающие высокой квалификацией в области права, бухгалтерии и управления, но и пользующиеся абсолютным доверием нашего коллектива. К слову, ее костяк работает со мной уже более 10 лет. Это помогает реально оценивать перспективы и фокусироваться на реализации первостепенных задач».

По мнению О.Рачко, сегодня намного сложнее работать, чем 10-15 лет назад. К сожалению, большинство руководителей и собственников предприятий, коммерческих организаций недостаточно знают о банкротстве и санации. А столкнувшись с ними, нередко обращаются за советом не к аттестованным специалистам в области антикризисного управления, а к различным «консультантам», которые своими «рекомендациями» могут еще больше усложнить непростую финансово-экономическую ситуацию. Поэтому необходима широкая работа по разъяснению возможных рисков и сути самой процедуры, которую многие ошибочно считают крахом. На самом деле - это возможность начать все сначала и в дальнейшем продолжить свой бизнес в новом качестве.

Не стоит «терять» документы…
Сегодня в Беларуси активно обсуждается проект закона об изменении в УК, который предполагает введение уголовной ответственности за утерю бухгалтерских документов. Как отметила О.Рачко, практика ее работы показывает - около 40% компаний, входящих в процедуру банкротства, не предоставляют полного пакета документов по требованию антикризисного управляющего. При этом руководители называют самые разные причины: утеря, затопление офиса, пожар в гараже и другие форс-мажорные обстоятельства.

«В любом случае при отсутствии финансовых и других документов предприятие должно подтвердить факт  их утраты или хищения, - объясняет руководитель ООО «Антикризисное управление», - но зачастую документальных объяснений нет. И если должник не передает полный пакет документов антикризисному управляющему, то трудно провести полный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, определить причины банкротства».

В таких ситуациях в первую очередь страдают кредиторы. Управляющий по банкротству не может проанализировать ситуацию, предпринять все меры по взысканию дебиторской задолженности, выявлению и возврату имущества предприятия, и тем самым, максимально удовлетворить кредиторские требования. Поэтому если должник не несет серьезной ответственности за утерю документов, подобные ситуации происходят все чаще.

К тому же некоторые руководители не понимают, чем для них чревата подобная «утеря бумаг». Если необходимых документов не окажется при налоговой проверке, то субъекты хозяйствования зачастую проверяются так называемым расчетным методом. В итоге по акту проверки предприятие обязано уплатить доначисленные налоговые платежи, пеню и большие штрафы.

Безусловно, бывают различные причины исчезновения или утери документов, считает О.Рачко. При определении степени ответственности руководителей в каждой ситуации необходимо подходить индивидуально. Если это произошло по неосторожности - достаточно административного наказания, штрафов. Если же сделано с умыслом, то должна наступать уголовная ответственность. Кому-то такой подход может показаться слишком строгим, однако иначе в антикризисном управлении нельзя.

Любимая работа…
Несмотря на «мужскую» специфику профессии, О.Рачко любит свою работу, которая отнимает слишком много времени и сил. Хотя, честно скажем, - это непростой бизнес. Если кредиторы обычно искренне благодарят антикризисного управляющего, то должники, наоборот. Всякого в своей профессиональной деятельности довелось повидать и нашей героине - от «черного пиара» в СМИ до угроз семье…

«Мои коллеги говорят, что если тебя ругают или поливают грязью, значит, ты хорошо справляешься со своей работой, - говорит руководитель ООО «Антикризисное управление». - За 15 лет наша компания ликвидировала более 100 предприятий, помогла вернуть кредиторам активы и имущество на миллиарды рублей. Это ли не лучший результат нашего труда?»

Чтобы портрет нашей героини был более полным, надо  добавить еще несколько фактов. Так, О.Рачко является заместителем председателя профессиональной ассоциации по антикризисному управлению и банкротству и по рейтингу входит в двадцатку лучших антикризисных управляющих страны, имеет категорию «С» (позволяет вести процедуру банкротства предприятий с численностью более 1000 человек).
… и корона «Леди Босс-2015»

Из-за специфики своей работы О.Рачко долго не решалась на участие в проекте «Леди Босс-2015». Считала, что сфера ее деятельности не совсем соответствует условиям конкурса. Заявку в оргкомитет отправил коллектив, который был уверен, что Ольга Борисовна - настоящая бизнес-леди и достойна победы в конкурсе (и, как показало время, они в ней не ошиблись!). «Получение приглашения на участие в проекте стало приятной неожиданностью.

После недолгих раздумий решила: а почему бы и нет?! Как Водолей, я позитивно отношусь ко всему новому, открыта для экспериментов. Участие в столь престижном конкурсе принесло немало положительных эмоций, новых встреч и приятных знакомств. Например, раньше никогда не ходила в походы и думала, что лучший отдых - у моря», - призналась она, впервые приняв участие в сплаве на байдарках.

В итоге О.Рачко, директор и соучредитель ООО «Антикризисное управление», по решению авторитетного жюри заслуженно победила в проекте «Леди Босс-2015». В финале конкурса помимо главного титула она получила в подарок эксклюзивную, сияющую 86 бриллиантами подвеску от компании Zorka и диплом в номинации «Леди Утонченность». А еще приобрела широкую известность далеко за пределами Беларуси, новых поклонников и активное внимание прессы, став героиней фотосессий в глянцевых журналах.

«В этом году был очень сильный состав конкурсанток - все как на подбор умницы, красавицы и настоящие бизнес-леди, поэтому, победы были достойны все 12 участниц, - откровенно поделилась О.Рачко. - После участия в проекте пересмотрела свои жизненные взгляды, научилась лучше планировать время, Поняла, что я не только босс на работе, но и женщина, любимая жена и мама двоих сыновей, которые нуждаются в большей заботе и внимании. Так что теперь буду наверстывать упущенное…»

А еще руководителя компании «Антикризисное управление» вновь ждут привычные дела, судебные заседания и частые командировки. Многочисленные клиенты явно не собираются расставаться с обладательницей титула «Леди Босс-2015». А она в свою очередь не возражает, потому что по-прежнему любит и гордится своей работой.

ООО «Антикризисное управление»
220012, г. Минск, ул. Чернышевского, 5, оф. 4
Тел. / факс:+375 (17) 287-37-29
Моб.: +375 (29) 355-14-10
e-mail:Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.antikriz.by

{jcomments on} 

Дорогие читатели!
В последнее время представители властных структур и делового сообщества сходятся во мнении, что Беларусь может претендовать на более высокие позиции в мировых рейтингах. И не только в рейтинге Doing Business, где наша страна занимает лишь 57-ю позицию по итогам 2014 г. Недавно бизнес-сообщество приступило к работе по созданию «Национальной платформы бизнеса Беларуси-2016». Ее создатели в очередной раз попытаются ответить на ключевые вопросы: как повысить экономическую конкурентоспособность страны и конкурентные параметры белорусского бизнеса?

Проблема в том, удастся ли им это? Согласно данным очередного исследования, проведенного региональными бизнес-ассоциациями по инициативе Республиканской конфедерации предпринимательства, индекс делового оптимизма в стране установил печальный рекорд за все время его определения, упав до отметки - 0,09. Во время опроса 520 собственников и директоров оценили ситуацию с выручкой, количеством новых клиентов, доступностью финансовых ресурсов и общее состояние экономики в стране.

При этом 70% респондентов сообщили об ухудшении состояния своего бизнеса. Но и это еще не все. Многие руководители впервые (!) прямо заявили, что устали бороться с экономическими неурядицами. Больнее всего по бизнесу ударили низкая покупательная способность (77,1%), высокие издержки, налоги (70,9%), отсутствие стабильности в экономике, невозможность планирования (63,3%), отсутствие оборотных средств (56,2%) и сложность административных процедур (54,8%).

Бизнесмены не удовлетворены и диалогом бизнеса и власти: 86,5% респондентов отметили, что за последнее время увеличилось количество диалоговых площадок, переговоров, но пока мало что меняется к лучшему. И приводят конкретный пример - скоро год как ведутся разговоры об изменениях в очередной директиве, однако дальше слов дело не идет. Хотя в правительство регулярно направляются наработки по улучшению деловой среды в Беларуси.

Видимо, чиновникам не хватает политической воли и компетенции для реализации изменений. Вся надежда - на новый состав Совмина, который будет сформирован после президентских выборов. Так что бизнес настроен на перемены, мотивируя это тем, что так дальше жить (и работать!) нельзя! Тем более что в день президентских выборов Александр Лукашенко заявил, что готов на любые реформы, но степень их радикализма будет зависеть от того, на что готов народ.

Спустя неделю, 20 октября, у вновь избранного Президента прошло совещание по актуальным вопросам развития страны, на котором А.Лукашенко заявил, что в Беларуси не будет реформ, направленных на ломку существующего порядка: «Реформировать будем, совершенствуя то, что есть. Это вовсе не значит, что мы остановимся и застынем. Система только тогда способна жить и выживать, если она постоянно находится в движении и совершенствуется». При этом глава государства добавил: «У нас достаточно сил и средств, чтобы не останавливаться, а совершенствоваться - в этом суть наших реформ».

Реализовывать их на практике в следующей пятилетке предстоит новому правительства, которому Президент пообещал перспективы «тяжелой и конкретной работы». И призвал работать по-новому, потому что развитие страны будет отличаться новизной. А.Лукашенко отметил: «главное - жизненный уровень должен расти». При этом категорически отверг предложения по сокращению численности работающих на крупных предприятиях. По мнению главы государства, сегодня самое лучшее время для эффективной работы. «Вы всегда говорили, что очень высокие цены на энергоносители и сырье, которых у нас нет. Все остальное имеется - технологии, грамотные, подготовленные люди. Сегодня цены на сырье самые низкие. Производите и продавайте».

Президент также поставил задачу правительству уделить самое серьезное внимание вопросам ценообразования, экспорту продукции и пообещал «отдельный разговор с банкирами». «Очень важным является вопрос роста производства и в связи с этим - экспорта выпускаемой продукции. Требую от вас в это кризисное время расписать буквально «поштучно», если хотите, каждый трактор, автомобиль, килограмм мяса и молока и определить, куда мы и будем поставлять, кто ответственный, - потребовал А.Лукашенко. - Контроль - ежеквартальный, по некоторым позициям - ежемесячный».
Так что пожелаем новому правительству успехов  в реализации поставленных задач, потому что наследство ему досталось не лучшее.

С уважением,
исполняющий обязанности
главного редактора Андрей Ягелло

{jcomments on} 

Надежда Ковш

Беларусь и Литву связывает не только государственная граница протяженностью почти 678 км, которая является и границей Евросоюза с нашей страной. Народы двух стран объединяет и вековая история в составе одного государства - ВКЛ, общая торговля и транзит, добрососедские и родственные связи. Об уровне и перспективах дальнейших двусторонних отношений мы попросили рассказать Чрезвычайного и Полномочного Посла Литовской Республики в Республике Беларусь господина Эвалдаса ИГНАТАВИЧЮСА.

- Господин посол, в этом году ваша страна отмечает 25-летие независимости. Какими были эти четверть века для Литвы?

- Литва, как и Беларусь, за эти годы достигла многого: укрепила свою независимость, вернулась в семейство европейских государств, получила членство в авторитетных международных организациях - ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и Совете Европы.

Главными вехами нашего развития стало присоединение в 2004 г. к ЕС и НАТО. Сегодня, во время геополитических потрясений, членство в этих организациях является для нас гарантией определенной устойчивости и безопасности. За эти годы Литва получила от Евросоюза большую финансовую, техническую и экспертную помощь. Также очень важно, что мы получили свободу передвижения - теперь литовцы без виз и проверок на границах могут перемещаться от Вильнюса до Лиссабона.

Наша страна совершила переход от командной к рыночной экономике, обеспечила фискальные и монетарные свободы, создала благоприятные условия ведения бизнеса. Мы укрепили роль частного сектора, который теперь составляет 80% нашей экономики. Наши успехи признаны на высоком уровне: в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса Doing Business Литва занимает 24-е место в мире.

- Достижения вашей страны впечатляют…

- На пути к развитому, открытому рынку для нас было важно присоединение к международным экономическим и финансовым структурам, таким как Всемирная торговая организация (2001 г.), общий рынок Европейского союза, Еврозона (с 1 января 2015 г.). Сегодня мы находимся на пороге вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития, которая объединяет успешные государства с развитой и устойчивой экономикой. Принадлежность к этому престижному клубу значительно повысит рейтинг Литвы на мировой арене.

Наша экономика доказала свою устойчивость и зрелость в процессе выхода из кризиса, который начался в России в 2008 г., и из глобального экономического кризиса 2009 г.

Литва демонстрирует хорошие темпы экономического роста: в 2014 г. ВВП вырос на 2,94%, а в т.г. также прогнозируется прирост на уровне 3%. ВВП на душу населения составляет 11,7 тыс. евро. Среднемесячная заработная плата (брутто) - 676 евро. Объем экспорта в прошлом году составил 24 млрд евро.

- Насколько привлекательна Литва для иностранных инвесторов? В какие отрасли экономики они предпочитают вкладывать средства?

- Литва была и остается привлекательной для иностранных инвестиций. Этому способствуют наличие квалифицированного персонала, одна из самых низких арендных плат в ЕС и низкая налоговая нагрузка. У нас один из самых низких среди стран ЕС налог на прибыль - от 0 до 15%. По этому показателю мы находимся на 4-м месте среди стран Евросоюза.

В соответствии с Baseline profitability index Литва является 2-й страной в Европе и 16-й в мире по инвестиционной привлекательности. У нас созданы условия для быстрого создания нового бизнеса: в рейтинге благоприятности ведения бизнеса по показателю легкости регистрации предприятий мы занимаем 11-е место в мире.

Литву, как и Беларусь, отличает развитая инфраструктура: у нас 4 аэропорта, незамерзающий Клайпедский порт, хорошие автострады. Благодаря наличию этих факторов, к нам приходят и малые, и крупные иностранные компании, например, Google, Western Union и Barclays.

Если говорить о структуре инвестиционных потоков, то 30% приходятся на производственный сектор, 16% - на бизнес-услуги, по 13% - на центры обслуживания и ИТ-сектор, 9% занимают инвестиции в сферу продаж и маркетинга. Традиционно значимая часть инвесторов - из скандинавских государств (35%), 13% - из США, 9% - из Великобритании и 7% - из Германии.

 

- Литва - своеобразный мост, соединяющий Восток и Запад, Евросоюз и Евразийское экономическое пространство…

- В этом наша уникальность, предоставляющая дополнительные преимущества и возможности. К нам приходит не только западный, но и восточный бизнес. За 2014-2015 гг. около 15 крупных IT-компаний из России, Украины и Беларуси открыли свои подразделения в Литве: Game inside, Tanki Online, Alternative Platform, Charlie Oskar и др.

Объем белорусских инвестиций в Литве пока довольно скромный - 41,6 млн. евро - 23-е место в списке зарубежных инвестиций. Самые большие инвестиции поступили от Белорусской калийной компании - около 30 млн долл. Надеемся, что в дальнейшем они будут увеличиваться.

- Как развивается торговля между нашими странами?

- Динамика взаимной торговли между Литвой и Беларусью положительная, прирост товарооборота составляет около 20% в год. В 2013 г. объемы торговли достигли пикового значения в 2 млрд евро.
В прошлом году по не зависящим от нас геополитическим обстоятельствам товарооборот снизился и составил 1,9 млрд евро Однако уже в первом полугодии т.г. динамика вновь стала положительной: товарооборот достиг 1 млрд евро, экспорт возрос на 3%, а импорт - на 10%.

Беларусь для нас - важный торговый партнер, примерно 4,5% литовского экспорта ежегодно направляется сюда. Она находится на 5-м месте в списке стран, куда экспортируются наши товары.

Что касается структуры экспорта литовских товаров в Беларусь, то его основную часть составляют автомобили (реэкспорт из стран ЕС), фрукты, овощи, медикаменты и различное оборудование.

В импорте из Беларуси в Литву на первом месте - нефтепродукты, затем - черные металлы и изделия из них, удобрения и рапсовое масло.

- Приведите, пожалуйста, примеры успешного двустороннего сотрудничества в сфере бизнеса.

- Таких примеров множество, особенно показательно сотрудничество между нашими странами в сфере транспорта и логистики. Белорусские грузы транспортируются через Клайпедский порт по всему миру. В прошлом году их объем составил 13 млн т - почти треть всей грузоподъемности порта. По сравнению с предыдущим годом транзит белорусских грузов через Клайпеду увеличился на 45%, железнодорожные перевозки возросли на 22%. Положительная динамика сохраняется и в этом году.

Есть немало успешных проектов, объединяющих несколько государств. Например, контейнерный поезд «Викинг», который следует от Балтийского до Черного моря, через Украину, Турцию, Румынию и другие государства. Также известен контейнерный поезд «Сауле» («Солнце»), который соединил Западную Европу с Китаем через Казахстан, Россию, Беларусь и Литву. Наши страны принимают участие в международном проекте «Новый Шелковый путь», который свяжет Китай и Европу. Минский логистический центр и индустриальный парк «Великий камень» также нуждаются в выходе к морю через Клайпедский порт.

Перспективы двустороннего сотрудничества в логистической сфере подробно обсуждались во время Белорусской транспортной недели, прошедшей недавно в Минске.

- Известно, что в вашей стране широко представлены белорусские компании.

- Это так. Многие крупные белорусские компании, например, «Моготекс», «Беларуськалий», «Белшина», «Амкодор» и «Пинскдрев» открыли в Литве свои дочерние компании, через которые работают на европейском рынке.

Среди литовских компаний, представленных на рынке Беларуси, можно назвать «ВМГ Индустри» (входит в международный деревообрабатывающий холдинг VMG), холдинг SBA, который открыл в Могилевской СЭЗ фабрику по производству мебели для концерна IKEA, сети магазинов MART INN и «Соседи», строительную компанию «Магнус групп». Недавно открылся завод по утилизации сельскохозяйственных и животноводческих отходов литовской компании ARVI.

Группа компаний Modus grupе является официальным импортером автомобилей BMW и MINI в Беларусь, а также занимается разработками в области альтернативной солнечной энергии. Готовятся прийти на белорусский рынок и новые сети литовских супермаркетов, например, NORFA. Есть и другие ниши, где представлены литовские компании: производство медикаментов и биоэнергетика.

- А как участвует в установлении контактов между белорусским и литовским бизнесом ваше посольство?

- Мы оказываем всевозможную помощь в установлении деловых контактов: проводим консультации по налоговым и юридическим вопросам, предоставляем контактную информацию. Успешно работают деловые советы по сотрудничеству Литвы и Беларуси, регулярно организуются бизнес-форумы, отраслевые контакт-биржи, встречи, ежегодные ярмарки - туристические, легкой промышленности и других отраслей. Есть и юридические компании, которые занимаются сопровождением инвестиций.

- Завершается туристический сезон-2015. Увеличились ли в этом году туристические потоки из Беларуси в Литву? Какие курорты пользовались популярностью у наших туристов?

- Литовские курорты и города с радостью принимают гостей из Беларуси. В прошлом году нашу страну посетило на 23% туристов больше, чем в 2013 г. Количество белорусских туристов, которые остались ночевать в Литве, составило около 460 тыс. человек, а в целом из Беларуси к нам приехали 1,5 млн. туристов. В 2015 г. их было немного меньше.

Белорусы особенно любят Вильнюс, нашу столицу, которая является и исторической столицей ВКЛ, а сегодня - главный политический, экономический и культурный центр Литвы. К счастью, их привлекают не только супермаркеты, но и культурные и исторические центры, которые связывают нашу историю. Любимый у белорусов курорт - Друскининкай, также популярны Клайпеда, Паланга, Неринга и др.

Наше посольство в Минске в прошлом году выдало 230 тыс. виз, что на 4,5% больше, чем в 2013 г. Ведутся переговоры по облегчению визового режима для белорусов. Правда, остались пока технические вопросы по качеству паспортов, но есть надежда, что уже в первом полугодии 2016 г. удастся решить эту проблему. Визы для белорусов будут дешевле, в перспективе они вообще могут стать бесплатными, а затем, возможно, от виз откажемся совсем. Пока же посольство старается выдавать как можно больше бесплатных и долгосрочных виз - их количество увеличивается ежегодно на несколько десятков процентов.

- Какие крупные мероприятия в культурной сфере проводятся при поддержке вашего посольства?

- В этом году мы отмечаем 250-летие со дня рождения прекрасного композитора, политика и дипломата Михаила Клеофаса Огинского. Были организованы различные мероприятия в его честь как в Литве, так и в Беларуси, в том числе при поддержке нашего посольства состоялся концерт, где звучали произведения Огинского, прошла выставка. В ближайшее время ожидается издание книги.

Также в этом году исполняется 140 лет со дня рождения Микалоюса Константинаса Чюрлениса - знаменитого литовского композитора и художника. По этому поводу мы организовали концерт, в котором принял участие его правнук Рокас Зубовас. Продолжается выставка работ Чюрлениса в Национальном художественном музее Беларуси. А совсем недавно в Минске мы открыли памятник прославленному земляку, который находится на улице, названной в его честь. В Национальном художественном музее продолжается выставка «Кунтушовые пояса и портреты шляхты» из собрания художественного музея имени М.К.Чюрлениса.

В музее Я.Купалы завершается выставка работ Петра Сергиевича «Сын родного края» из собраний Литовского художественного музея. На фестивале «Листопад» будут показаны два литовских фильма. Также откроем выставку знаменитого белорусского скульптора Максима Петруля. А в декабре познакомим белорусов с нашими рождественскими и дохристианскими обрядами.

Мы стараемся достойно представить и старую Литву, т.е. наши традиции, и Литву современную - например, сейчас проходит выставка современной литовской фотографии в галерее современного искусства «У». Как видите, нами много уже сделано, но и немало мероприятий запланировано на этот год.

{jcomments on}