fbpx

Антон БОЛТОЧКО,
эксперт ОО «ДАС Либеральный клуб»,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Несмотря на оптимистические заявления высших государственных лиц, белорусскую экономику лихорадит. С определенными оговорками, но количество всевозможных рисков, способных усугубить положение, в III квартале 2015 г. может только увеличиться.

Антон БОЛТОЧКО

Валовой внутренний продукт (ВВП) Беларуси с начала 2015 г. находится в красной зоне, что достаточно непривычно, так как ранее средние темпы роста отечественной экономики были не менее 3-5% в год. При этом зафиксированное падение ВВП за I полугодие т.г. в размере 3,3% является по-своему уникальным событием. Только более 19 лет назад - по итогам I квартала 1996 г. -национальный валовой продукт сокращался более чем на 3%.

По мнению Минэкономики, экономический рост в стране ускорится в последние месяцы года. Официально цель остается прежней - прирост ВВП на 0,2-0,7%. Однако международные организации остаются скептиками в этом вопросе и сохраняют негативные оценки для Беларуси: МВФ прогнозирует падение валового продукта на 2,3% (прогноз сделан в апреле), ЕБРР - минус 2,5% (в мае), Всемирный банк - минус 3,5% (в июне), ЕЭК - минус 4,2% (в июне).

С экономической точки зрения, неважно, упадем мы на 3,3% или прирастем на 0,7% ВВП. Проблема заключается в том, что Беларусь уже вошла в долгосрочный негативный тренд. Если средний рост ВВП страны за прошлые две пятилетки был на уровне 107,5% (2001-2005) и 107,3% (2006-2010) соответственно, то с 2011 по 2015 г. среднее значение экономического роста в лучшем случае составит 102,1%. И это при сохранении российских энергетических субсидий примерно на том же уровне (согласно оценке Всемирного банка, около 13% ВВП).

Таким образом, сложности в отечественной экономике - не временное явление, вызванное внешними причинам; это полноценный кризис, который скрывает под собой целый список рисков для будущего развития страны.

Кризис систем
На наш взгляд, сегодня в Беларуси налицо не только конъюнктурный кризис, но и структурный, и кризис государственного управления.

Конъюнктурный кризис в первую очередь выражается в экономическом спаде России, который усугубляется падением цен на нефть. Так, ВВП РФ по итогам II квартала сократился на 4,6%, что на 0,2 п.п. хуже прогноза, сделанного Минэкономразвития в конце марта т.г.

Сжатие внутреннего рынка основного торгового партнера Беларуси приводит к соответствующему спаду внешней торговли нашего государства: за январь-май по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он сократился на 28,3%, или на 4,4 млрд долл. (по направлению России - на 34,8% или на 2,1 млрд долл.). Официальная позиция такова: спад белорусского экспорта - следствие изменения цен, но это не совсем соответствует действительности.

Согласно данным Белстата, индекс физического объема всего отечественного экспорта за пять месяцев т.г. составил 99,5% уровня соответствующего периода прошлого года. При этом индекс средних цен действительно просел до 72,0%. Однако в части торговых взаимоотношений с Россией Беларусь имеет спад физического объема экспорта на 17,2% (намного ниже, чем в целом по всем странам), при проседании индекса средних цен «только» до 78,8%.

Что касается торговых взаимоотношений со странами вне СНГ - именно на них приходятся основные поставки нефтепродуктов из Беларуси - то стоимость экспорта в их направлении упала на 32,3%. Физический объем за этот период возрос на 24,9%. При очистке приведенных показателей от энергетических товаров получается иная картина: стоимость снизилась на 13,4%, а объем возрос на 8,0%.

Это означает:
а) сокращение на мировом рынке цен на нефть за предыдущие 12 месяцев более чем в 2 раза определенно сказалось на валютной выручке Беларуси, получаемой за экспорт нефтепродуктов;
б) компенсация полученных потерь обеспечена за счет роста физических объемов поставок данной категории товаров (в том числе за счет переориентации потоков обязательной продажи нефтепродуктов с российского на европейский рынок).

Таким образом, конъюнктура внешних рынков для Беларуси действительно выглядит не наилучшим образом. И именно на решение этой проблемы направлена политика действующих властей. Они предполагают, что расширение внешних рынков для поставок белорусской продукции может изменить ситуацию к лучшему. Однако компенсировать 4,4 млрд долл. потерь с помощью такой стратегии за короткий промежуток времени практически невозможно.

Стратегия выжидания изменения ситуации к лучшему также не подходит в данном случае, так как ставит белорусскую экономику в еще большую зависимость от внешних факторов.

Аналогичная ситуация и с надеждами на быструю отдачу от инвестиционных проектов, реализованных в рамках модернизации. Факты говорят, что часть из них уже нуждается в государственной поддержке из-за недостаточного спроса на произведенную продукцию.

В частности, после почти 2 млрд долл. вливаний в деревообработку за I полугодие т.г. объем производства в этом секторе экономики сократился на 4,1%, а запасы продукции на складах превышают месячную норму. Цементная отрасль получила немногим более 1 млрд долл. с надеждой выйти в этом году на объем производства 9,5 млн т в год и экспорт 4,3 млн т.

Однако по итогам I полугодия на цементных заводах Беларуси произведено всего 2,1 млн т цемента (84,1% от прошлогоднего значения), а его экспорт за 5 месяцев и вовсе сократился почти на 40% в стоимостном выражении. Вдобавок, согласно данным Минфина, чистый убыток трех основных производителей цемента в стране (Белорусский цементный завод, «Кричевцементношифер», «Красносельскстройматериалы») за I квартал т.г. составил 119,3 млрд руб.

При этом ждать быстрой адаптации государственных предприятий к изменившимся условиям не стоит. В ситуации апатии, безразличия, равнодушия и даже коррупции на разных уровнях управления государственными предприятиями, а также забюрократизированности процесса принятия решений достигнуть быстрой перестройки производственного сектора ex ante невозможно. Причем в экономике по объему произведенной продукции сохраняется до 70% государственного сектора. И это есть отражение структурного кризиса в нашей стране, который также тесно связан с кризисом управляемости.

Внешний фронт
Третий квартал для Беларуси станет серьезным испытанием. На фоне президентских выборов экономическая логика в стране подменяется политическим популизмом. Последнее сказывается на возможностях экономики реагировать на возникающие вызовы.

В качестве внешних вызовов, которые меньше подконтрольны (или вообще неподконтрольны) экономическим властям и способны повлиять на развитие событий в стране во втором полугодии, можно назвать: углубление рецессии в России и снижение цен на нефть ниже 50 долл. за баррель.

Первый параметр необходимо рассматривать комплексно, а не уделять внимание только, например, возможным изменениям курса российского рубля. Хотя Минэкономики Беларуси в начале т.г. после пертурбаций на валютном рынке разработало вероятные сценарии развития событий в экономике, где определяющими факторами были именно цена на нефть и курс валюты соседней страны.

Однако кризисные явления в экономике РФ могут привести не только к девальвации российского рубля, но также к сжатию внутреннего спроса и, следовательно, к потере белорусской продукцией доли рынка соседнего государства. А российские программы импортозамещения, ставшие популярными после начала санкционной войны с Западом, еще больше потеснят товары из Беларуси.

И хотя наша страна за январь-май уже снизила долю России в экспорте с 39,9 до 36,2%, итоговые значения по году могут быть еще ниже. Следовательно, часть валютной выручки, весьма важная в условиях разбалансированной экономики, будет потеряна.

Протекционизм внутреннего рынка, свойственный России в условиях плохого экономического самочувствия, также вредит Беларуси. Несмотря на существование ЕАЭС, количество нетарифных барьеров для белорусской продукции за последний год возросло. На фоне одностороннего противостояния России с западными товарами страдают отечественные производители, для которых доступ на рынок соседней страны становится затруднительным. И несмотря на распространенное мнение, что Беларусь серьезно выиграла от введенного Россией эмбарго на поставки отдельных европейских товаров, официальная статистика этого не подтверждает.

Согласно комплексному анализу (по укрупненным позициям кода ТН ВЭД ТС) белорусского экспорта товаров, которые попали в список запрещенных к ввозу на территорию России, наша страна не получила сверхприбылей от возникшей ситуации. Так, доля поставок товаров из санкционной группы из Беларуси в Россию в общем объеме внешних поставок страны за январь-май возросла с 24,9 до 30,7% - в основном за счет мясной и молочной продукции. Однако в стоимостном выражении экспорт данных товаров за год сократился на 16,6% - с 1,59 млрд долл. до 1,33 млрд.

Цена на нефть как внешний вызов для Беларуси стал актуальным с середине 2000-х гг., когда страна с минимальными запасами нефти стала зависимой от переработки и продажи «черного золота» из России.

На сегодняшний день треть доходов от экспорта приходится на экспорт минеральных продуктов и еще 15% на продукцию химической промышленности. Неудивительно, что при падении цен на нефть с трехзначного до двузначного значения Беларусь потеряла серьезную часть экспортной выручки. Однако не только она сказалась на экономике страны. Согласно межправительственному белорусско-российскому протоколу, подписанному в конце 2014 г., в этом вывозные пошлины на нефтепродукты в полном объеме остаются в бюджете нашей страны.

На момент подписания официального документа Беларусь могла рассчитывать на более чем 2 млрд долл., но после снижения цен на нефть до 50 долл. за баррель поступления по году могут составить около 1 млрд долл. Если же цены и дальше будут показывать отрицательную динамику, белорусский бюджет недосчитается еще несколько сотен миллионов долларов.

Таким образом, внешние угрозы для Беларуси практически полностью находятся вне власти действующего правительства. Если в случае с кризисом в России отдельные вопросы можно решить с помощью политических переговоров, то падение цен на нефть придется принять как очевидный факт.

Внутренний предел
Самым слабым местом белорусской экономики сегодня является образовавшийся задел между промежуточными итогами реформирования денежно-кредитной сферы и медленными изменениями в части развития реального сектора страны. Действия, которые предпринимал и предпринимает Нацбанк для макроэкономической стабилизации, позволили снизить риски ухудшения ситуации в финансовом секторе.

Однако правительство не спешит, во-первых, серьезно менять подходы к управлению государственными предприятиями, а во-вторых, давать больше свободы частной инициативе. Это порождает некоторую дилемму, при которой дальнейшее продвижение по пути реформ в денежно-кредитной сфере затруднено плохим положением реального сектора, а политической воли для его реформирования на горизонте не просматривается. Из-за этого увеличивается вероятность ухудшения ситуации в целом в экономике.

Одним из основных рисков ближайших месяцев является риск очередной потери доверия со стороны населения к банковскому сектору. Нацбанк старается всеми силами снизить процентные ставки на кредитно-депозитном рынке для того, чтобы предприятия смогли пополнить свои оборотные активы за счет недорогих кредитов. Однако эти действия могут вызвать цепную реакцию, связанную с оттоком ликвидности из банков.

На 1 июля 2015 г. на срочных счетах физических лиц - наиболее чувствительной категории вкладчиков - размещено 34,3 трлн руб. Это около 62,5% всех срочных депозитов в банковской системе. Таким образом, в случае потери привлекательности хранения средств на счетах эти средства будут изъяты. При этом, исходя из характера накоплений, они вряд ли будут направлены на потребление; скорее всего белорусские рубли обменяют на иностранную валюту, что усилит давление на официальный курс.

Кстати, триггером изменений в части изъятия средств из банков может стать и резкое изменение курса национальной валюты из-за внешних факторов. В таком случае можно будет ожидать лавинной реакции: одно негативное явление будет порождать другое.

Еще одним актуальным риском для отечественной экономики является состояние предприятий. Доля убыточных организаций за май (последний месяц доступной финансовой статистики) составляет 21,5%. А если учесть низкорентабельные предприятия (до 5%), то более ¾ экономики работает с минимальной отдачей.

Белорусское правительство старается снизить финансовую нагрузку на предприятия, однако в условиях запретительных ставок по кредитам принимаемые меры носят деструктивный характер. Фактически государство перекладывает взятые ранее предприятиями обязательства (в том числе в валюте) на себя, а финансовую поддержку обеспечивает с помощью различных долговых инструментов (облигации и т.п.).

Однако это не решает основную проблему реального сектора - низкой эффективности его работы. Поэтому в среднесрочной перспективе такие меры могут породить рост проблемной задолженности перед банками и очередной виток инфляции в стране.

При изучении динамики индекса потребительских цен (ИПЦ) может показаться, что проблема постепенно решается. Так, с начала года ежемесячные темпы ИПЦ сократились с 2,4% в январе до 0,2% по итогам июля. Однако природа замедления цен - не только в более жесткой денежно-кредитной политике Нацбанка, а скорее, в ручном управлении этим экономическим параметром со стороны Минторга.

Фактически с момента девальвации в январе т.г. правительство взяло под контроль изменения цен в экономике, применяя пруденциальные меры к тем, кто «необоснованно» их повышает. При этом с марта индекс цен на товары и услуги, не входящие в расчет базового индекса потребительских цен, был в отрицательной зоне. Это отчасти означает, что правительство также не меняло регулируемые самим государством цены и тарифы. Соответственно, в условиях все еще высокой годовой инфляции (в т.г. планируют уложиться в 15-18%) этот навес необходимо будет снимать.

В целом внутренних рисков для белорусской экономики достаточно много. Кроме перечисленных, можно также назвать истощение валютных резервов при наличии высоких внешних обязательств, сокращение количества малых и средних предприятий, рост безработицы и вынужденную неполную занятость и т.д. Ухудшение или улучшение ситуации в отличие от внешних вызовов полностью зависит от правительства, которое должно действовать быстро, профессионально и максимально открыто для общественности.

Нивелирующий фактор
Несмотря на многочисленность проблем в экономике, есть один нивелирующий их фактор - президентские выборы. Без сомнений, в определенный момент экономические законы возьмут вверх над соображениями политической конъюнктуры. Однако до этого можно использовать административный ресурс, чтобы повысить прочность системы. Ресурсы для этого найдутся, как это произошло в декабре 2014 г., когда на счетах Нацбанка появился неизвестный 1 млрд долл.

Понятно, что в такой ситуации риски для экономики не исчезнут. Наоборот, их актуальность возрастет, и в послевыборный период высока вероятность серьезных кризисных явлений в стране. Даже низкая база сравнения т.г. вряд ли создаст иллюзию восстановления макроэкономических показателей. Ведь структурно ничего не меняется.

{jcomments on}