№8 (194) - Август

 
 
  • Колонка главного редактора: Главный вопрос: где деньги? Белорусская экономика в последнее время, как свидетельствует статистика, переживает не лучшие времена.

  • Восток - дело тонкое: Жизнь заставляет белорусских дорожников активнее осваивать зарубежные рынки.

  • Экономическая трансформация vs «ловушка среднего дохода»: Какая парадигма сделает успешными преобразования в нашей стране?

  • Работать на результат: Секретами многолетних успехов в нефтепереработке поделились в ОАО «Мозырский НПЗ».

  • Ваши директора – настоящие герои! Непростым опытом ведения бизнеса в Беларуси поделился президент СП Orsza Polska.

  • Экономика повышенных рисков: Для кардинального изменения нынешней ситуации требуются структурные преобразования.

  • Ваш бизнес - это не производство. Это продажи! Если вы не уясните эту простую истину, то вряд ли сможете достичь успеха в маркетинге.

Главный приз BEL.BIZ Battle в рамках GEW 2015 – бесплатное участие в IE Venture Day в Баку

BEL.BIZ, координатор Всемирной недели предпринимательства в Беларуси, приглашает амбициозные команды с инновационными проектами попробовать силы в битве питчей BEL.BIZ Battle.

Для участия необходимо заполнить заявку и прислать 3-мин. визуальную презентацию в формате слайд-шоу на английском языке. Заявки принимаются до 31 октября.

До 6 ноября жюри отберет 10 лучших стартапов на участие в битве, которые 6-16 ноября примут участие в менторской сессии.

19 ноября в Минске состоится выбор победителей. 10 отобранных стартапов представят свои проекты на английском языке во время 3-мин. питча (со слайдами) перед пулом экспертов мирового стартап-бизнеса и инвесторов из США, Великобритании, Эстонии, Польши, Украины, Финляндии, Венгрии и др.

Три наиболее успешных, по мнению жюри, стартапа получат призы от Всемирной недели предпринимательства.

Призы за главные места уже известны!
1-е место - бесплатное участие в IE Venture Day в Баку 2 декабря 2015 г.
2-е место - бесплатное участие в TechMinsk.
3-е место - бесплатный коворкинг на месяц в IMAGURU.
СТАНЬТЕ лучшими и вас обязательно заметят!

ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ!
Ежегодно, начиная с 2007 г., почти в 150 странах мира 7 дней в ноябре посвящены Всемирной неделе предпринимательства (GEW): 95 тыс. мероприятий, 20 млн. участников, новые возможности и неожиданные перспективы.

Беларусь присоединилась к GEW в 2011 г., и уже спустя год вошла в 5 крупнейших организаторов GEW, собирая более 2 тыс. участников. В 2014 г. TechCrunch (самый авторитетный стартап-ресурс) внес GEW Belarus в список наиболее значимых стартап-мероприятий.

Всё для бизнеса и тех, кто его делает, с 16 по 22 ноября! В этом году участников ждут Международный форум предпринимательства, конкурс стартапов BEL.BIZ Battle, конкурс «Ментор года», стартап-конференция, мастер-классы, семинары и панельные дискуссии.

Подробнее - на www.gew.by
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Тел.:+375 (17) 399-05-79

{jcomments on} 

Уважаемые читатели!
Белорусская экономика в последнее время, как свидетельствует статистика, переживает не лучшие времена. Объем ВВП в I полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 3,3%. Снижение ВВП, формируемого в обрабатывающей промышленности, составило 7,4%, в строительстве - 7,3, в горнодобывающей промышленности - 6,7%.

Небольшой прирост наблюдался только в сельском и лесном хозяйствах (+2,8%), а также в торговле (+0,3%). И это при том, что у нас, по мнению руководства страны, определены «приземленные задачи» для экономики. «И первая задача - это продавать то, что мы производим. И ни в коем случае не на склад, ни в коем случае не вывозить куда-то под ответственное хранение», - отметил Президент Александр Лукашенко, принимая недавно с докладом премьер-министра Андрея Кобякова.

Тем самым глава государства в очередной раз заострил внимание на особой актуальности данной проблемы для отечественной экономики: «… потому что у нашего правительства, отдельных его членов и у чиновников появилось такое, знаете, желание что-то спрятать. И потом доложить: вот смотрите, мы произвели. Хорошо. Но главное, куда продали? И даже не это главное, продавайте, куда хотите. Деньги, где деньги? Вот это главное!» И действительно, где же они?

По данным Белстата, страна в I полугодии снизила экспорт на 26,3% к аналогичному периоду прошлого года - до 13,8 млрд долл., недобрав почти 5 млрд. При этом самую заметную брешь в экспортных доходах, Беларуси пробили нефть и нефтепродукты, тракторы, автотехника. Прирост же обеспечили только удобрения, битумы и присадки, сыры и творог. Столь слабые позиции в нефтяной отрасли эксперты объясняют падением мировых цен на «черное золото».

Если физические объемы экспорта нефтепродуктов за полугодие выросли на 20,9%, то денежные упали на 31,1%. С учетом того, что эти позиции в сумме составляют 30,4% отечественного экспорта, снижение обернулось внушительной потерей для бюджета. Но это объективный фактор, мало зависящий от нашей страны и отдельных руководителей.

А вот следующая проблема напрямую связана с эффективностью руководства. По данным Нацбанка, в Беларуси продолжает работу клуб кредиторов, объединивший более 100 закредитованных крупных промышленных предприятий, на которые приходится 10 млрд долл. задолженности в эквиваленте, или 60% всей задолженности в иностранной валюте перед банковской системой. Однако государство, оказав поддержку предприятиям машиностроения, будет очень избирательно подходить к оказанию финансовой помощи.

Как жестко заметил по этому поводу глава Нацбанка Павел Каллаур: «Во-первых, возможности государства ограничены, во-вторых, надо побуждать предприятия рассчитывать на собственные возможности для выхода из сложившейся ситуации. Эти возможности завязаны на реструктуризации, снижении издержек, оптимизации бизнес-процессов».

На этом невеселом фоне определенную долю оптимизма сумел внести министр экономики Владимир Зиновский, озвучив 14 августа стратегию восстановления экономического роста во II полугодии: «Сегодня, по сути, есть два канала поддержки роста ВВП: экспортный и кредитный.

Экспортный канал предполагает запуск экономического роста по тенденциям мая-июля, когда за счет наращивания продаж на внешние рынки и снижения запасов восстанавливается промпроизводство. Кредитный - снижение процентных ставок, рост кредитного предложения». В связи с этим ключевыми резервами восстановления экономической динамики во II полугодии, по его мнению, являются рост экспорта и освоение иностранных кредитных линий.

Говоря об уровне инфляции, глава Минэкономики отметил, что 7,5% за I полугодие вписываются в параметры, установленные в начале года. И подчеркнул, что страна сегодня «живет по средствам». «Производительность труда опережает заработную плату - это самое главное», - констатировал он. Безусловно, - это хорошая новость, особенно накануне предстоящих президентских выборов в Беларуси. И все же считаем, что не стоит раньше времени расслабляться.

Так, эксперты международного рейтингового агентства Moody's в обнародованном отчете усомнились в возврате роста мировой экономики к докризисному уровню в ближайшие 5 лет. Восстановление экономики США и в меньшей степени еврозоны и Японии будет компенсировано продолжающимся замедлением в Китае, низкими темпами роста или даже спадом в Латинской Америке и скорее стабилизацией, а не быстрым восстановлением в России, полагают они. Думается, эти тревожные прогнозы в полной мере касаются и нас.

С уважением,
исполняющий обязанности
главного редактора Андрей Ягелло

{jcomments on} 

Евгений КАЧУРОВСКИЙ,
президент Международного некоммерческого фонда «Новая экономика»

Вопрос о новой экономической модели стоит перед Беларусью более 25 лет. К этому ее настойчиво подталкивают как эффективный опыт отдельных стран в области экономических реформ, так и новые риски и вызовы.

Опыт и модельный ряд современных преобразований очень разнообразны, эффективность экономических трансформаций продиктована как условиями, так и национальными факторами. Большинство стран мира в различной степени прошли этапы модернизации, которые реализовали в разных формах и форматах (в рамках интеграционных процессов, диктатуры власти (Сингапур), экономического «форсажа и др.).

Что нужно Беларуси? Какая парадигма трансформации для нее оптимальна, чтобы не потерять стабильность и соответствовать уровню развития европейских стран? Трансформация через «шоковую терапию», структурные реформы или интеграцию? Вызовы очевидны. Мир постоянно меняется в рамках перехода на новый технологический уклад в условиях информационной революции. Беларусь пока отстает от европейских стран, кроме Украины. Новые риски для нее связаны с кризисом в России и на Украине, с обеспечением конкурентоспособности в рамках ЕЭП и др...

{jcomments on} 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

ОАО «Дорожно-строительный трест №3» - одно из крупнейших дорожно-строительных предприятий Беларуси, имеет опыт работы на крупнейших объектах не только нашей страны, но и в Смоленской, Калужской, Тверской и Брянской областях (Россия), Украине. О перспективах реализации проектов по освоению новых рынков рассказал генеральный директор объединения Григорий ТИМОФЕЕВ.

Григорий ТИМОФЕЕВ.
генеральный директор ОАО «Дорожно-строительный трест №3»

- У нашего треста - 7 филиалов: два в Могилеве - управление «Дорсервис» и ДСУ №14, два в Бобруйске- ДСУ №16 и ДСУ №56,а также в Кричеве, Горках и Костюковичах. У всех филиалов имеются собственные производственные базы: ремонтные мастерские, асфальтобетонный завод и лаборатория.

Своеобразным экзаменом для треста стали работы по завершению строительства трасс М4 Минск-Могилев и М-5 Минск-Гомель, км 208 - км 222, где мы выступали в роли генподрядчика. Работы выполняли собственными силами, но по-дружески подставили плечо своим коллегам из Гродненской, Брестской областей и Витебской областей, у которых тогда практически не было значительных объемов работ.

- Григорий Семенович, за рубежом при строительстве и обслуживании дорожной сети обычно практикуется комплексный подход: кто строил дорогу, тот ее, как правило, и обслуживает в после сдачи в эксплуатацию. Тем самым подрядчикам выгодно работать качественно: чем лучше построена дорога, тем меньше средств в будущем потребуется для ее поддержания в надлежащем состоянии. Планируется ли у нас стимулировать повышение качества за счет организационных новаций?

- У нас до 1998 г. существовала такая же стройная система, но, к сожалению, от нее отказались, создав отдельное направление по обслуживанию дорог. Я был и остаюсь приверженцем старой модели, которую нужно было просто реформировать. Требовалось только организовать службу представителя заказчика, которая бы осуществляла технический надзор, контролировала качество строительства дорожной сети, а содержание и эксплуатацию дорог передать облдорстроям и дорожно-строительным трестам.

При таком подходе, во-первых, не пришлось бы создавать лишнюю структуру, оснащать ее техникой, строить промышленные базы и т.д. Во-вторых, строительство и реконструкция дорог ведутся в основном с весны по осень, в то же время службы, занятые на их обслуживании и эксплуатации, больше всего загружены в зимний период. Если бы все оставалось под одной «крышей», то можно было бы с большей эффективностью использовать материальные и человеческие ресурсы.

- На каких значимых объектах ваша компания задействована сейчас?

- Участвуем в строительстве МКАД-2, а также выиграли тендер на строительство участка дороги I категории Р23 Минск-Солигорск. Однако финансирование по солигорской трассе откроется только в следующем году, а вкладывать собственные оборотные средства до начала строительства - рискованно.

Мы уже однажды «обожглись» на этом, когда срочно к областным «Дажынкам», не дожидаясь финансирования, реконструировали дорогу Минск-Гомель, участок км 208 - км 222 в районе г. Жлобина. Тогда для решения поставленной задачи нам пришлось брать взаймы у своих коллег, но с условием, что возвратим деньги по курсу Нацбанка на день их получения на расчетный счет. В итоге задержка в расчетах составила более 8 месяцев, поэтому из-за курсовой разницы мы потеряли около 12 млрд руб.

На строительстве дорог наш трест трудится уже 65 лет. За это время многое изменилось в лучшую сторону. Прежде всего, за счет применения новой техники и технологий повысилось качество строительства. К примеру, передвижными асфальтобетонными заводами сегодня управляет компьютер, что исключает человеческий фактор, когда из-за невнимательности персонала может перегреться асфальтобетонная смесь.

В то же время добавились и внешние факторы, которые также влияют на качество дорог. Ведь ездят у нас в основном на европейском сэконд-хэнде, автомобилях, которым пошел не первый десяток лет, и они нередко оставляют за собой масляный след…. А нефтепродукты, как известно, растворяют главный связующий компонент асфальта - битум, поэтому на месте масляных пятен на дорогах впоследствии появляются выбоины.

Необходимо изменять и проектные стандарты, ведь даже в такой небольшой стране как Беларусь на строительстве одной дорожной ветки могут быть совершенно разные условия.

Самый простой вариант - это когда новая дорога прокладывается в песчаных грунтах. Но, к примеру, в Витебской и Могилевской областях в основном суглинки, которые во время замерзания начинают «вспучиваться». Для такого грунта необходимо укладывать более основательную «подушку» на возможную глубину промерзания - 120 см, а по нынешним нормам она не должна превышать 60 см.

В результате после глубокого промерзания на наших дорогах появляются глубокие поперечные трещины, как будто кто-то специально порезал их на плиты. Особенно заметны они зимой, а когда в трещины попадает вода, то при замерзании она разрывает асфальтобетонное покрытие. Все эти негативные факторы влияют на срок службы и сказываются на стоимости эксплуатации дорог.

- А в какую сумму обходится сегодня белорусским налогоплательщикам километр дороги I категории?

- Стоимость зависит от многих факторов, даже на одном 10-километровом участке трассы цены каждого километра могут значительно различаться. Во-первых, все зависит от основы. Например, если местность заболочена, то необходимо полностью выбрать торф. Во-вторых, на стоимость влияет наличие (или отсутствие) инженерных сооружений: дренажных систем, мостов, ограждений, подземных переходов, шумозащитных экранов и т.д. Поэтому цена может изменяться от 2 до 5 млн. долл. и выше, если на этом участке дороги необходимо построить многоуровневую развязку.

- Вы уже упоминали, что трест участвует в строительстве МКАД-2, где решили укладывать бетонное покрытие. Способны ли сегодня дорожные строители Беларуси без ущерба качеству быстро вернуть утерянные с годами навыки строительства бетонного полотна?

- Мы когда-то укладывали бетонные покрытия, и даже техника с тех времен сохранилась. Другое дело, что она уже не соответствует нынешним стандартам, поэтому холдинг «Белавтодор» закупил новое оборудование для трестов ДСТ-5 и ДСТ-8. Конечно, строительство бетонных дорог более трудоемко и предполагает больше технологических ограничений, прежде всего в уходе за бетоном. Однако более высокая цена оправданна - в 2-3 раза повышается срок службы самого полотна. Так что в данном случае овчинка стоит выделки.

Квалификации тоже хватает, высококвалифицированными специалистами предприятия (сегодня их более 1 тыс. человек) были построены и отремонтированы практически все дороги Могилевской области республиканского и местного значений. Наши рабочие участвовали и в возведении дорог в других областях страны, а также за рубежом - в России и на Украине.

Другое дело, что полностью на строительство бетонных дорог мы вряд ли сможем перейти, потому что может не хватить цемента. А кроме того, нужно эффективно использовать то оборудование, которое недавно обновили. Практически все дорожные тресты закупили новые асфальтобетонные заводы, а их нужно загружать работой, ведь простаивающее оборудование прибыли не приносит.

Мы пока не имеем точных ориентиров по следующему году, поэтому активно ведем поиск работы за пределами Беларуси. Недавно открыли филиал в Астане, который получил государственную лицензию на строительно-монтажные работы I категории в Республике Казахстан, позволяющую вести строительство автомобильных и железных дорог, их капитальный ремонт и реконструкцию. ДСУ № 37 нашего треста уже второй год работает на объектах в Брянской области Российской Федерации.

Но, по правде говоря, в России нас не очень ждут и часто закладывают в положения о проведении конкурсных торгов условия, заведомо невыполнимые для белорусских участников. К примеру, мы проиграли два тендера только по одной причине: отсутствие опыта работы на объектах стоимостью более 3 млрд росс. руб. Хотя по цене и качеству мы выиграли.
Так что россияне знают наши слабые места и пользуются этим.

Так, для участия в конкурсных торгах необходимо заплатить 5% предполагаемой стоимости контракта, а в случае победы предоставить банковские гарантии на треть этой суммы. Работать же на субподряде в России невыгодно, поскольку генеральный подрядчик может заплатить, а может и не заплатить.

- Открытию вашего филиала в Казахстане наверняка предшествовало изучение местного рынка. Какие дороги сегодня строятся в этой республике?

- Дороги для Казахстана - одно из условий динамичного развития страны. Через огромную по площади территорию проходят основные пути из Азии в Европу, в том числе и так называемый «Шелковый путь». Под проекты развития дорожной инфраструктуры азиатскими банками выделяются огромные средства, что привлекло на этот рынок крупные дорожно-строительные компании Германии, Италии, Турции и Китая.

Там в основном строятся дороги с бетонным покрытием, такой подход диктуют погодные условия с большими перепадами температур, которые между летним и зимним периодами могут составлять 80-100°С. Но на этот рынок нужно выходить в качестве генерального подрядчика, иные варианты проблематичны с точки зрения гарантии расчета за выполненные работы.

При поддержке посольства Беларуси в Казахстане мы нашли партнеров и с гомельскими коллегами из ДСТ-2 создали там международный консорциум. Наличие местных бизнес-структур, по моему мнению, - необходимое условие работы на этом динамично развивающемся рынке, поскольку, как говорил товарищ Сухов: «Восток - дело тонкое». Надеемся в этом году принять участие в проводимых тендерах и рассчитываем, что первый блин не выйдет комом.

- Качество дорог зависит не только от стандартов, оборудования, квалификации персонала, но и от качества используемого сырья. Ранее по многим компонентам: битуму, щебню и т.п. у дорожников были претензии к производителям. Изменилась ли ситуация в лучшую сторону?

- Раньше нам действительно на месте приходилось доводить до нужного состояния щебень РУПП «Гранит», но теперь к микашевичской продукции претензий нет. Все поставки соответствуют заказу. С битумом иногда бывают проблемы, но они решаются в рабочем порядке.

Сейчас мы перешли на использование в асфальтобетонной смеси резиновой крошки, для применения которой белорусские ученые разработали собственное ноу-хау. Полотно из такого «прорезиненного» асфальтобетона не только более долговечно, но и менее изнашивает автомобильные шины, снижает уровень шума.

Для повышения качества дорожной сети необходимо продолжить расширение сети платных дорог, ужесточив при этом транспортный контроль. Поскольку многие перевозчики крупнотоннажных грузов ринулись в объезд по дорогам II и III категорий, которые не рассчитаны на столь интенсивные грузопотоки. В итоге мы можем оказаться, как и известный сказочный герой, у разбитого корыта. Вместо предполагаемой прибыли на основных магистралях получим незапланированные убытки на дорогах местного значения.

Так что качество дорожной сети зависит не только от используемых технологий и механизмов, но и от стратегии развития, а также организационной составляющей управления транспортной инфраструктурой.

ОАО «Дорожно-строительный трест №3»
212022, г. Могилев, ул. Космонавтов, 23
Тел.: +375 (222) 28-41-00,
Факс: +375 (222) 23-05-60
email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.dst3.by

{jcomments on} 

Алексей ВЛАДИМИРОВ

ОАО «Мозырский НПЗ» заслуженно занимает заметное место среди других гигантов белорусской промышленности. Уже более 40 лет объединение уверенно лидирует на рынке нефтепродуктов на постсоветском пространстве, демонстрируя традиционно высокое качество продукции в сочетании с высокой культурой производства.

Анатолий КУПРИЯНОВ,
генеральный директор ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»

Трудовая летопись ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» начала отсчитывать уже пятое десятилетие напряженной работы, развития и модернизации производственной базы, внедрения инновационных технологий, повышения качества и расширения ассортимента продукции.

Сегодня предприятие является не только одним из самых высокотехнологичных и перспективных производств в Беларуси, но и удерживает лидирующие позиции в нефтеперерабатывающей отрасли СНГ: в 2014 г. было переработано более 12,2 млн т нефти. Уверенно сработал коллектив НПЗ и в прошлом месяце, обеспечив максимальный уровень загрузки по первичной переработке углеводородного сырья - более 1,1 млн т нефти.

Деятельность предприятия сертифицирована по системам менеджмента качества ISO 9001, охраны окружающей среды ISO 14001 и менеджмента охраны труда OHSAS 18001, соответствует национальным требованиям СТБ ИСО 14001. Выпускаемое на Мозырском НПЗ топливо отвечает техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», а также европейским стандартам EN 228 и EN 590.

Его продукция - различные марки бензина, дизельное и котельное топливо, нефтяные строительные, дорожные и кровельные битумы, бензол, углеводородные сжиженные топливные газы, вакуумные газойли, техническая сера, экологически улучшенный керосин и топочный мазут - пользуется большим спросом не только в нашей республике, но и в десятках стран ближнего и дальнего зарубежья.

Недавно на Мозырском НПЗ впервые в истории белорусской нефтепереработки приступили к выпуску бензина АИ-98-К5. Планируется, что новый сорт высокооктанового топлива будет реализовываться не только на внутреннем, но и на внешних рынках.

Завершается реализация 5-летней программы развития ОАО «Мозырский НПЗ», которая предусматривает увеличение глубины переработки нефти и отбора светлых нефтепродуктов, освоение производства низкосернистого мазута, развитие инфраструктуры предприятия, повышение безопасности технологических процессов и надежности системы энергоснабжения, освоение прогрессивных методов защиты окружающей среды.

В ближайшей перспективе - ввод в эксплуатацию новой установки для производства серы и комбинированной установки для производства высокооктановых компонентов бензина, строительство комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, пуск которого позволит увеличить глубину переработки нефти до 90%.

Справка «Директора»
Мозырский НПЗ отсчет своей производственной деятельности ведет с 30 января 1975 г. В этот день на секции 100 установки ЛК-6У №1 была выпущена первая партия полесского бензина. Сегодня мощности предприятия позволяют перерабатывать более 12 млн т нефти в год, а ежесуточно - до 35,6 тыс. т сырья. Предприятие реализует на экспорт до 70% продукции (Нидерланды, Великобритания, Украина, Российская Федерация, Молдова, Польша, Венгрия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония, Словакия, Кипр, Швеция, Дания и др.).
ОАО «Мозырский НПЗ» - трехкратный лауреат премии правительства Беларуси за достижения в области качества (2002, 2005, 2010), дипломант премии СНГ за достижения в области качества продукции и услуг (2007), лауреат международного турнира по качеству стран ЦВЕ (2012) и конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» в номинации «Продукция производственно-технического назначения» (2013), победитель республиканских конкурсов «Лучший экспортер Беларуси» (2011, 2013, 2014) и конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» (2014).

По заслугам и честь…
Многого сумел достичь за 40 лет деятельности трудовой коллектив флагмана отечественной нефтепереработки - Мозырского НПЗ. Весьма примечательно, что почти половину этого срока предприятие возглавляет один из авторитетнейших руководителей нашей страны - Анатолий Александрович КУПРИЯНОВ, многолетний труд которого по достоинству оценен высокими наградами, включая медаль «За трудовые заслуги».

Он является лауреатом республиканского конкурса «Человек дела», почетным нефтяником и почетным гражданином города Мозыря и войдет в историю Мозырского НПЗ как генеральный директор, при котором завод совершил огромный скачок в развитии, добился максимальных результатов в качестве продукции, благодаря чему приблизился к уровню лучших европейских производств.

За плечами А.Куприянова более чем 40-летний стаж работы в нефтепереработке, из них 39 лет - на Мозырском НПЗ. Хлопотной должности генерального директора предшествовал непростой путь: от оператора технологических установок до руководителя одного из крупнейших предприятий белорусской промышленности.

«Откровенно говоря, мне тогда было 46 лет, и я не хотел идти на должность генерального директора, но предложение было таким настойчивым, что пришлось согласиться, - вспоминает Анатолий Александрович. - А о том, сколько времени продлится мое директорство, в 1996 г. даже не задумывался. Просто всегда стремился работать на максимальный результат. Может быть, не все и не сразу хорошо получалось, но с самого начала одним из важнейших направлений для себя выбрал развитие предприятия и стараюсь следовать ему все эти годы».

А.Куприянов считает, что ему во многом помог богатый опыт пяти предшественников - генеральных директоров Мозырского НПЗ, каждому из которых довелось решать сложнейшие задачи в период своего руководства предприятием. Так, наверное, труднее всего пришлось первому директору Геннадию Кривко, который начинал строительство крупнейшего завода на пустом месте и создавал трудовой коллектив. Дальнейшим строительством этого уникального в то время завода руководил следующий директор - Михаил Петров.

Мозырский НПЗ строился по новым технологиям и требовал особого подхода, поскольку не было опыта возведения таких комбинированных установок, как ЛК-6У, поэтому он отдавал все силы для того, чтобы сдать сложный технологический объект в установленные сроки. Параллельно с этим надо было набрать высококвалифицированный персонал, способный запустить сложную производственную установку. «Наверное, это был наиболее непростой период в 40-летней истории предприятия с точки зрения руководства», - отмечает Анатолий Александрович.

Затем на должность генерального директора НПЗ пришел Василий Пушкарев, которому пришлось стабилизировать завод: укреплять производственную дисциплину, выводить производство на новый технический уровень, осваивать сложные технологические процессы и совершенствовать коллективную форму труда. И он с этой сложной задачей успешно справился. Анатолий Зубовский, четвертый по счету директор, поднял на еще большую высоту технический уровень производства и решил накопившиеся социальные вопросы: построил много жилья, санаторий и Дворец культуры для сотрудников НПЗ, создал трамвайное управление.

Немало испытаний выпало на долю и пятого директора НПЗ - Владимира Здобнова. Возглавив коллектив во время распада Советского Союза, он сумел найти веские аргументы для белорусского правительства, которое в 1994 г. приняло решение сделать предприятие открытым акционерным обществом.

«Это позволило преодолеть кризис по поставкам сырья и получить значительные по тем временам кредитные ресурсы - 92,5 млн дойчмарок, на которые начали реконструкцию секции 200 ЛК-6У №2, секции 300/1 ЛК-6У №1 под процесс гидроконверсии вакуумного газойля, блока подготовки сырья для «Парекса» - под установку вакуумной дистилляции мазута, - подчеркнул А.Куприянов. - Так что можно сказать, что именно Здобнов положил начало реконструкции нашего завода».

«Лично у меня возник непростой период, когда потребовалось окончательно решить вопрос устойчивого обеспечения предприятия сырьем, - поделился А.Куприянов. - В 1996 г. резко снизился объем переработки сырья, который в следующем году достиг критической отметки - мы работали на минимальной загрузке и переработали всего 4,6 млн т нефти. Поэтому перед нами стояла основная задача: увеличить переработку нефти и получить прибыль, чтобы продолжить реконструкцию завода. И мы с ней успешно справились».

По словам генерального директора, знаковым для завода и лично для него стало посещение НПЗ в 1999 г. Президентом Александром Лукашенко, по поручению которого было принято решение о строительстве комплекса каталитического крекинга. «В короткие сроки, за три года, мы построили очень сложный технологический объект, а затем в течение полутора-двух лет возвратили займ в сумме более 100 млн долл. компании «Славнефть» и концерну «Белнефтехим», - сказал руководитель предприятия.

- Построив в 2004 г. комплекс, мы создали хорошую базу для дальнейшего развития предприятия. После этого уже только наращивали темпы реконструкции. Так, в прошлом году достигли рекорда в инвестиционной деятельности - освоили инвестиций в основной капитал более чем на 3 трлн руб. Это, конечно, значимая цифра, она в несколько раз превышает прежние достижения».

Ставка на опыт и молодость
«Руководитель с богатейшим производственным опытом, глубокими техническими знаниями, стратегическим мышлением - умением видеть перспективу развития предприятия и активно внедрять современные технологии на производстве. И еще - человек, который за производственными показателями не перестает видеть людей (сегодня на заводе трудятся более 4,5 тыс. человек)» - так тепло отзываются о А.Куприянове на Мозырском НПЗ. Думается, такая оценка говорит о многом. К слову, благодаря его усилиям уже много лет успешно решаются социальные вопросы не только на предприятии, но и в Мозыре.

В каждый период истории есть люди, нужные для своего времени, считает руководитель НПЗ. В первую очередь это относится к ветеранам предприятия, которых здесь особо ценят и уважают. Бережно относятся на заводе и к молодому пополнению. «Считаю, что наша молодежь достаточно квалифицирована, способна осваивать сложные технологические процессы на предприятии (а оно оснащено на основе лучших технических решений!), - уверен А.Куприянов.

- Уже то, что мы успешно эксплуатируем современное оборудование, такое как установка алкилирования с коэффициентом сложности 10 (она считается самой сложной среди всех технологических объектов), каталитического крекинга и комплексы ЛК-6У, - свидетельствует о том, что молодые работники быстро освоили свои специальности и успешно работают.»

На верном пути
Мы попросили Анатолия Александровича сделать прогноз развития родного предприятия на ближайшую пятилетку. По его мнению, во-первых, это будет зависеть от цены на нефть. Резкое снижение ее стоимости (в два с лишним раза) повлияло на экспортную выручку от продажи нефтепродуктов, которая лежит в основе формирования прибыли, чистой прибыли, источников развития предприятия. «Но в принципе мы уже это проходили: цена на нефть падала и до меньших величин, потом восстанавливалась, - говорит А.Куприянов.

- А поскольку экономика развивается по спирали, то считаю, что мы достигнем приемлемых цен на нефть (по прогнозам аналитиков, к концу года цена на нее должна подняться до 60-65 долл. за баррель), позволяющих финансировать текущую деятельность, решать социальные вопросы, реализовывать инвестиционную программу. Еще очень важный фактор, который сильно влияет на экономику нашего предприятия, -это налоговый маневр. Однако, думаю, в сложившихся условиях мы будем работать довольно устойчиво. По крайней мере, завершим этот год».

Как отметил руководитель, не исключены проблемы с формированием прибыли в 2016-2017 гг., потому что нужно будет построить очень серьезный технологический объект - комплекс H-oil, на который потребуются значительные финансовые ресурсы. Но если к тому времени цена на нефть будет в пределах 80-90 долл., то вопрос с инвестированием удастся решить. И через пять лет, когда будет введен в эксплуатацию этот комплекс, произойдет новый технологический прорыв на предприятии, здесь выйдут на новый технический уровень, который позволит в любых ситуациях чувствовать себя нормально».

Недавно на заседании совета концерна «Белнефтехим» заместитель премьер-министра Владимир СЕМАШКО подтвердил, что модернизация Мозырского НПЗ будет завершена к концу 2017 г.

То, что руководство Мозырского НПЗ движется по верному пути, подтвердили и результаты недавней рабочей поездки премьер-министра Андрея КОБЯКОВА. Сопровождавший его председатель концерна «Белнефтехим» Игорь ЛЯШЕНКО после завершения работы сказал: «У этого предприятия сильная команда. Правильный экономический подход на протяжении ряда лет позволил профильным специалистам завода своевременно принять технические решения, которые сегодня позволяют им иметь лучший результат, чем у коллег из аналогичных отраслей на всем постсоветском пространстве. Этого нельзя не отметить».

В завершение генеральный директор Мозырского НПЗ А.Куприянов воспользовался случаем, чтобы через журнал обратиться к работникам нефтеперерабатывающей отрасли: «Тепло поздравляю всех заводчан и ветеранов предприятия, наших коллег с приближающимся Днем нефтяника! Желаю, прежде всего, стабильности в наше непростое время, крепкого здоровья, счастья, благополучия и удачи!»

Редакция журнала «Директор» также поздравляет многотысячный отряд белорусских нефтяников с профессиональным праздником! Желаем им новых трудовых свершений на благо родной Беларуси!

ОАО «Мозырский НПЗ»
247760, Гомельская обл., г. Мозырь-11
Тел./ факс:+375 (0236) 33-78-43,
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mnpz.by

{jcomments on}